МААМ-картинки

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников

Нина Волгина
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он построен на познании мира, он хочет его познавать. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и нужнее тех, что получены репродуктивным путем.

Публикация «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Во второй младшей группе малыши с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их свойства; плескались в воде, открывая ее тайны. В младшем возрасте были проведены следующие опыты: волшебное превращение снега в воду, а воду в разноцветные льдинки, пробовали делать пену и пускать мыльные пузыри, отправляли в плавание корабли и подводные лодки.

В среднем возрасте опыты усложняются. В этом возрасте дети способны найти ответы на более трудные вопросы. “Волшебная вода” (смешивание подкрашенной воды) и получение разнообразных “волшебных” цветов и оттенков. “Подушка из пены” (какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены, а какие нет). “Все увидим, все узнаем”, рассматривание предметов через увеличительное стекло. “Звонкие бутылочки”, проводили испытания со звуком и много других опытов интересных для детей пятого года жизни.

Круг явлений, предметов с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Проводя опыты, дети старшего возраста знакомятся с новыми понятиями, например – “вещество”, делают сами выводы, что у каждого вещества много разных свойств. Эти свойства можно обнаружить, наблюдать, если вооружиться вниманием и терпением. “В поисках крахмала”, “Вода хамелеон”.

В подготовительной группе дети уже исследовали живую природу. Живая природа – это самый интересный объект для познания подрастающих дошколят.

В работу были включены такие интересные темы: “Определение возраста рыб”, “Как кошка языком чистит себе шерсть”, “Как маскируются животные?”. Даже проводили опыты на себе, которые позволили узнать много нового о человеке. Например, “Откуда у человека берутся слезы?”, “Послушайте стук сердца”, “Для чего нужен человеку язык?”, “Модель дыхания”, ”Как работают твои глаза”, “Укротитель воды или атмосферное давление”.

Детям интересно узнавать что-то новое о своем организме. Они с удовольствием принимают участие в опытах, экспериментах, проводят исследования и сами пытаются сделать выводы, ответить на возникшие вопросы. Например, при рассмотрении строения глаза, попытались ответить на вопрос: как зрачок меняет свой размер в зависимости от освещения. В результате воспитанники сами сделали вывод: на зрение очень влияет освещение, поэтому важно, особенно при чтении, следить за ним, чтобы оно было не ярким и не тусклым, а умеренным, тем самым проявишь заботу о своем зрении.

Материалом для совершенствования таких необходимых качеств как наблюдательность, прилежание, аккуратность, мы избрали ту отрасль знаний, которая не предполагает особой подготовки взрослого. А значит, помочь малышу может любой, вне зависимости от образования и рода занятий. Затрат на приобретение необходимого оборудования почти никаких.

Исследовательское обучение, может присутствовать и в форме какого – то специального действия, например, специальных занятий, а может быть представлено, как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности. Темы исследований можно подобрать заранее педагогам или вместе с детьми. Но лучше, если дети сами проявят интерес к чему-то или к кому-то.

Опыт №1 «В поисках крахмала»

Материал: 5% йод, пипетка, крахмал, одноразовые стаканчики, 10% раствор аскорбиновой кислоты.

Но для первого опыта нам еще потребуется тарелка с продуктами. Я не стала ее включать в общий список, поскольку продукты, в которых вы будете с крохой искать крахмал, могут быть самыми разнообразными. Мы взяли муку, пшеничную крупу, овсяные хлопья, кусочек хлеба, свежий огурец, лимон, редис.

Теперь приготовим раствор йода. Для этого наливаем в стаканчик воду и капаем пипеткой несколько капель йода, хорошо размешиваем. Работу с пипеткой вы вполне можете доверить своему малышу. Так ваши опыты будут развивать не только любознательность малыша к познанию окружающего мира, но и мелкую моторику.

Зачем делать раствор, если можно капать готовый спиртовой йод? При использовании готового йода, крахмал окрасится в черный цвет из-за высокой концентрации йода. Соответственно, наглядность будет потеряна: различать насыщенно коричневый и черный цвет может быть проблематично. При низкой концентрации йода в растворе, капли йода будут выглядеть слегка желтоватыми, а места с крахмалом – сине-фиолетовыми.

Итак, выкладываем на тарелку наши продукты и капаем на них раствором йода с помощью пипетки. Наблюдаем и обсуждаем, что окрасилось в синий цвет. Хлеб, мука, пшеничная крупа и овсяные хлопья окрасились, а фрукты и овощи нет. Делаем вывод, что в этих овощах и фруктах крахмала нет.

Опыт № 2 «Модель дыхания»

Можно выполнять самостоятельно

Без воздуха нет жизни. Любое живое существо нуждается в кислороде. Лёгкие получают кислород из воздуха, им насыщается кровь. Ты всё время вдыхаешь воздух, а выдыхаешь углекислый газ. Давай узнаем, как работают лёгкие живых организмов.

1. Аккуратно отрезаем ножницами половину бутылки. Опускаем шарик внутрь и натягиваем края на горлышко.

2. Надеваем пакет на обрезанный конец бутылки, закрепляем его скотчем.

3. Вырезаем из картона небольшую полоску. Скотчем крепим её к полиэтилену. Тянем за картонную петлю — шарик надувается. Надавливаем на полиэтилен — и шарик сжимается.

Когда ты тянешь за петлю, воздух поступает в шарик, чтобы заполнить пространство в бутылке. Если давить на пакет, то воздух из шарика выходит, и шарик сжимается.

Опыт №3 «Вода хамелеон»

Выполнять только с родителями

Хамелеон может менять свою окраску в зависимости от окружающей среды. Наверняка ты видел, как окрашивается вода, если добавить в неё краску. Однако, оказывается, это можно сделать и без добавления краски! Не веришь? Тогда выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!

1. В первый стакан наливаем 4 столовые ложки тёплой воды, всыпаем аскорбиновую кислоту. Размешиваем порошок до его полного растворения.

2. Во второй стакан наливаем 1 чайную ложку полученной жидкости.

3. Туда же добавляем 1 чайную ложку раствора йода.

4. В этот же стакан наливаем 4 столовые ложки тёплой воды. Перемешиваем.

5. В третий стакан насыпаем половину чайной ложки крахмала и наливаем 1 столовую ложку перекиси водорода.

6. Туда же добавляем 4 столовые ложки тёплой воды и перемешиваем.

7. Содержимое второго и третьего стаканов переливаем в четвёртый. Перемешиваем. Смотрим результат.

При соединении с аскорбиновой кислотой йод обесцвечивается, а при добавлении крахмала синеет. Когда в опыте раствор йода попал в смесь крахмала и аскорбиновой кислоты, жидкость некоторое время оставалась бесцветной. Крахмал пытался окрасить йод в синий цвет, а аскорбиновая кислота — обесцветить. Как мы убедились, в этой борьбе победил крахмал, и жидкость стала синей!

Опыт №4 «Как работают твои глаза»

Приборы и материалы: Стаканчик из-под йогурта, черная гуашь, жидкость для мытья посуды, кнопка, круглая резинка, калька, маленькая свечка, линейка.

Ход работы:

Мы сделали простую камеру.

1. Покрасили внутреннюю часть стаканчика из-под

йогурта черной гуашью.

2. Когда краска высохла, кнопкой проколи в донышке

стаканчика маленькую дырочку. Затем аккуратно вытащи кнопку.

3. На край стаканчика наложи кусок кальки и закрепи ее резинкой. Это экран видоискателя нашей камеры.

4. Зажгли небольшую свечу в затемнённой комнате. Затем взяли стаканчик и, направив его донышком на свечу с расстояния примерно 50 см, посмотрели на экран. Что мы увидели?

Делаем вывод

Часть света от пламени проходит через дырочку и падает на экран из кальки. Лучи света идут по прямой линии. Когда они проходят через отверстие, лучи от верхней части пламени попадают на нижнюю часть экрана, а лучи от нижней части пламени - в верхнюю его часть.

Поэтому изображение получается перевёрнутыми вверх ногами.

Опыт№5 «Укротитель воды или атмосферное давление»

Опыт показывает, что вода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды.

Суть опыта: Вода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды. То есть, когда столб воды пытается опуститься вниз, в емкости образуется среда с пониженным давлением, которая и удерживает жидкость.

Материал: емкости с водой, краски акриловые, листы бумаги

Этапы эксперимента :

Наливаем в сосуды воду.

Для красоты добавляем акриловые краски в воду.

Кладем на каждый сосуд сверху по листу бумаги.

Придерживая лист бумаги рукой, переворачиваем сосуды.

Наполненную жидкостью колбу накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. В это время вода смачивает поверхность бумаги, и она «приклеивается» к стенкам колбы за счет сил поверхностного натяжения. Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат.

Между дном (которое теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. Столб воды стремится вниз под действием силы тяжести, увеличивая объем этого самого пространства. При постоянной температуре давление в нем падает, то есть по отношению к атмосферному – становится меньшим. И чем меньше это самое давление, тем больший столб жидкости может оно удержать. Теоретически, до 10 м. Итак, сумма давления воздуха и воды на бумагу изнутри получается несколько меньше, чем атмосферное давление снаружи. На этом и держится.

Но это не вечно. Через некоторое время испарение воды увеличит давление воздуха и оно сравняется с атмосферным. Так же на скорость отрыва влияет прочность, пластичность и смачиваемость бумаги, температура воды, кривизна поверхности сосуда.

Публикации по теме:

Природа в познавательном и эстетическом развитии детей Природа… что это? Природа - это все, что нас окружает с самого рождения, она бывает живая и неживая. Хотим ли мы, нравится ли нам, но день.

Доклад «Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников» На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность.

Консультация для педагогов «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Эксперимент- метод проверки выдвинутой идеи, гипотезы, разработанных новшеств. Экспериментирование может использоваться в различных видах.

Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей Опыт работы по теме «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста». Воспитатель.

Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Роль кумулятивных сказок в развитии речи дошкольников. Сказка входит в жизнь человека от его рождения и остаётся с ним на всю жизнь. Именно со сказки начинается знакомство малыша со всем окружающим.

Роль театрализованной деятельности в развитии младших дошкольников (игры-драматизации)Роль театрализованной деятельности в развитии младших дошкольников (игры-драматизации) МБДОУ №61 г. Железногорск Воспитатель группы №2 «Гномики» Зульфия Сайфуловна Сабитова Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,.

Роль театральной деятельности в развитии дошкольников. Инсценировка русской народной сказки «Три медведя»  (фотоотчет)Роль театральной деятельности в развитии дошкольников. Инсценировка русской народной сказки «Три медведя»  (фотоотчет) Театральная деятельность играет большую роль в развитии дошкольников - происходит развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, речевого.

Роль творческой игры в эмоциональном развитии дошкольников РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Савинкина Е. П. МБДОУ «ДСКВ№120» г. Братск Одной из самых серьезных социальных проблем,.

Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников».Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников». Цель: Формировать у детей интерес к книге как источнику знаний. Задачи: -развивать познавательный интерес; -формировать у детей умение воспринимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 19:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД