Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте

Шендерева Юлия
Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Чтобы стимулировать самостоятельную поисковую деятельность дошкольников в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.

Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным»вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.

Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим:

• сразу же исследовать его;

• с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами;

• подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими со взрослыми.

Таким образом мы понимаем, что актуальность детского экспериментирования очень высока и значима и является чуть ли не основным, ведущим способом познания окружающего мира для ребёнка. Поэтому так важно поддерживать и всячески стимулировать этот интерес. Поскольку метод детского экспериментирования зачастую не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения, целесообразно провести его в домашних условиях, при участии родителей.

Как пример такого экспериментирования могу предложить экспериментирование со свойством воды иметь жидкую и твёрдую формы (замораживание и последующая ее разморозка). Эта работа проводится в домашних условиях, вместе с родителями. Для этого необходимо разлить воду по песочным формочкам, предварительно закрасив ее в любимый цвет для интереса. Затем поместить формочки в морозильную камеру на время, необходимое для заморозки. Извлечь замороженные ледышки. Подержав пару секунд в горячей воде, выложить на тарелочку. Каждый из этапов комментируется в доступной для детского понимания и восприятия форме.

Таким образом, проведя простой, технически не сложный эксперимент, мы не только вовлекаем ребёнка в элементарную исследовательскую деятельность, расширяем кругозор, учим понимать причинно-следственные связи, знакомим со свойствами объектов, но и вовлекаем также и родителей в образовательный процесс. Не стоит забывать, что работа с родителями и привлечение их к образовательному процессу приоритетна в работе педагога, а роль родителей как активных участников образовательного процесса сложно переоценить.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства для развития ребенка и подобного рода экспериментирования в домашних условиях прекрасно этому способствуют.

Напоследок небольшой фотоотчет о проведённой работе.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте
Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Современное общество - это образованные, активные, предприимчивые люди, которые способны быстро улавливать все тенденции развивающегося.

Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования» Доклад. Автор: Пельменёва Альбина Валентиновна воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N89.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей младшего дошкольного возраста Слово «творчество» означает создание чего-то.

Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии с ФГОС  Тема моей представленной работы «Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии.

Технология организации игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте [Игровая педагогическая технология- это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность.

Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 23:57
+174Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Поздравительная стенгазета «День Победы»
Цель: приобщение дошкольников к духовно - нравственным ценностям. Задачи: • Систематизировать знания детей о празднике День Победы. • Обогащать...
Фотозарисовка «Наш новый член семьи — Вениамин»
Здравствуйте, дорогие маамовцы! Хочу Вас познакомит с нашим новым членом семьи. Это Золотой Симаргал Вениамин или просто Веня -породы чихуахуа. Три...
Консультация для родителей «Воспитываешь ребёнка — растишь своё будущее»
МКДОУ Тогучинского района «Горновский детский сад № 2» Группа «Василёк» Консультация для родителей «Воспитываешь ребёнка – растишь своё будущее»...
Сценарий развлечения «Волшебный зонтик лета!»
Сценарий развлечения "Волшебный зонтик лета! " Звучит в записи песня «Лето». Дети собираются на площадке. Выходит Лето. Лето: Эгей, ребятишки! Сюда,...
Фотоотчет «Участие в региональном конкурсе «Футбол глазами детей»
В рамках Чемпионата мира по футболу – 2018 Борисоглебское отделение партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» объявило конкурс рисунков «Футбол глазами детей». В общей...