Лучший педагог года

Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 1)

Татьяна Мельникова
Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 1)

Часть 2

«Каждый человек – отражение своего внутреннего мира

Как человек мыслит, такой он и есть»

Марк Гулий Цицерон

Как и для чего возникли эмоции?

По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным – им требовалось все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того, чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем, должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникала и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции.

Публикация «Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 1)» размещена в разделах

Наглядным примером тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого ребенка без матери в незнакомой комнате, и большинство детей на разлуку с матерью отреагируют яркой эмоцией. Если же связь между матерью и малышом нарушается на более продолжительное время или нарушена постоянно, то можем наблюдать выразительный «букет» негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжелые формы депрессии и способны вызвать даже общее истощение организма. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его

потребности в пище, тепле, уходе. Но кроме физического здоровья и психологического благополучия ребенку необходима родительская любовь. Даже взрослому человеку сложно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью.

Эмоции - это психологические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают личную оценку и значимость стимулов с точки зрения жизнедеятельности человека.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность - сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, ровно, как и способность выражать эмоцию словами, рассказывать о ней.

Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Положительные эмоции способствуют улучшению психологическому состоянию человека, отрицательные - в форме непосредственного переживания. Эмоциональная сфера включает в себя: эмоции, чувства, самооценку, тревожность. Управлять эмоциями необходимо. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с пережитыми ранее или воображаемыми ситуациями.

Эмоции сопровождают нас постоянно, от рождения до смерти. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть - все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально, то есть – любить, радоваться, интересоваться, гордиться.

,

Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувствовать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить.

От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчивостью, напрямую зависит наша жизнь.

Эмоция-это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти стремления переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).

Источниками, эмоций и чувств, служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения в нашем организме. В разное время значимость одних и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменениями мотивов меняется и его отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Понятие «чувство и эмоции» означают два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. д.) Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Человек, например, испытывая эмоцию голода, не набрасывается на еду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая уместность и имеющиеся возможности. Проявляясь, как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальным впечатлением. Так первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его потребностей.

Чувство-это более сложное, чем эмоции, постоянно устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость) являясь сложной формой отражения, обобщающей эмоциональное отражение, и понятия чувства свойственны только человеку. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Чувство – более длительное состояние, чем эмоции и связаны с социальной сферой.

Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, исследованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сигнальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимические (движения мышц лица, пантомимическими (движения мышц тела, жесты, изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.

С жизненным опытом люди приобретают определенные умения управлять внешними проявлениями эмоций. Нередко под приподнятым весельем маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием просматривается неудовольствие.

См. часть 2 https://www.maam.ru/detskijsad/rol-yemocii-i-chuvstv-v-zhizni-cheloveka-chast-2.html

Публикации по теме:

Сценарий совместной игровой деятельности педагога с детьми. Ток-шоу на тему «Я — человек» Цели СИД: - непосредственное вовлечение детей в образовательный процесс - поддержка активности и инициативности детей - научить детей высказывать.

Семь элементов успеха Первая и самая главная составляющая успеха - это душевный покой, гармоничный баланс внутреннего и внешнего мира. Человек стремится к сохранению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 1)
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 22:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД