Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 1)

Татьяна Мельникова
Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 1)

Часть 2

«Каждый человек – отражение своего внутреннего мира

Как человек мыслит, такой он и есть»

Марк Гулий Цицерон

Как и для чего возникли эмоции?

По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным – им требовалось все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того, чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем, должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникала и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции.

Наглядным примером тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого ребенка без матери в незнакомой комнате, и большинство детей на разлуку с матерью отреагируют яркой эмоцией. Если же связь между матерью и малышом нарушается на более продолжительное время или нарушена постоянно, то можем наблюдать выразительный «букет» негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжелые формы депрессии и способны вызвать даже общее истощение организма. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его

потребности в пище, тепле, уходе. Но кроме физического здоровья и психологического благополучия ребенку необходима родительская любовь. Даже взрослому человеку сложно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью.

Эмоции - это психологические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают личную оценку и значимость стимулов с точки зрения жизнедеятельности человека.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность - сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, ровно, как и способность выражать эмоцию словами, рассказывать о ней.

Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Положительные эмоции способствуют улучшению психологическому состоянию человека, отрицательные - в форме непосредственного переживания. Эмоциональная сфера включает в себя: эмоции, чувства, самооценку, тревожность. Управлять эмоциями необходимо. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с пережитыми ранее или воображаемыми ситуациями.

Эмоции сопровождают нас постоянно, от рождения до смерти. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть - все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально, то есть – любить, радоваться, интересоваться, гордиться.

,

Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувствовать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить.

От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчивостью, напрямую зависит наша жизнь.

Эмоция-это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти стремления переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).

Источниками, эмоций и чувств, служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения в нашем организме. В разное время значимость одних и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменениями мотивов меняется и его отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Понятие «чувство и эмоции» означают два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. д.) Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Человек, например, испытывая эмоцию голода, не набрасывается на еду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая уместность и имеющиеся возможности. Проявляясь, как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальным впечатлением. Так первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его потребностей.

Чувство-это более сложное, чем эмоции, постоянно устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость) являясь сложной формой отражения, обобщающей эмоциональное отражение, и понятия чувства свойственны только человеку. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Чувство – более длительное состояние, чем эмоции и связаны с социальной сферой.

Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, исследованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сигнальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимические (движения мышц лица, пантомимическими (движения мышц тела, жесты, изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.

С жизненным опытом люди приобретают определенные умения управлять внешними проявлениями эмоций. Нередко под приподнятым весельем маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием просматривается неудовольствие.

См. часть 2 http://www.maam.ru/detskijsad/rol-yemocii-i-chuvstv-v-zhizni-cheloveka-chast-2.html

Публикации по теме:

Сценарий совместной игровой деятельности педагога с детьми. Ток-шоу на тему «Я — человек» Цели СИД: - непосредственное вовлечение детей в образовательный процесс - поддержка активности и инициативности детей - научить детей высказывать.

Семь элементов успеха Первая и самая главная составляющая успеха - это душевный покой, гармоничный баланс внутреннего и внешнего мира. Человек стремится к сохранению.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Весна
Автор публикации:
Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 1)
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 22:25
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств.
Отзвенела, отплясала Троицкая неделя, в сёлах затишье. С самого рассвета, только пастух прогонит стадо - все уже в поле на покос! Если зиму наши предки...
Мастер-класс «Объёмная снежинка».
Мастер - класс "Объёмная снежинка". После осенней слякоти, сырости и дождей наступила зима - самая сказочная пора из всех времен года. И все с нетерпением...
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...
Мини-музей «Чудеса из дерева» в детском саду.
«Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами дерева с...
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...