Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 2)

Татьяна Мельникова
Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 2)

См. часть 1 http://www.maam.ru/detskijsad/rol-yemocii-i-chuvstv-v-zhizni-cheloveka-chast-1.html

Как любые психологические явления и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психологических явлений. Здесь выделяют такие характеристики:

- фазность

- полярность

- выражение отношения личности к объекту ее чувств.

Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком, как облегчение или полная обессиленность.

Полярность-это противоположность переживаемых чувств. Для чувства радости полярным будет печаль, для удовольствия – страдания.

Эмоции бывают:

- стеническими (повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение и бодрость, боевое возбуждение, гнев, ненависть и т. д.)

- астеническими (вызывают тоску, уныние, подавленность, уменьшают активность, энергию человека, уменьшают его жизнедеятельность.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств человека.

Различают три пары эмоциональных переживаний:

удовольствие-неудовольствие

напряжение-разрешение

возбуждение- успокоение.

В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относятся эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями – чувство голода, жажды, половым влечением, оборонительным инстинктам. А. Н. Леонтьев дает следующее определение эмоциям: «Эмоции – есть переживания, отражающие, соотношение потребностей человека и возможность их удовлетворяя».

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью судить о состоянии друг друга. Эмоции выступают как система сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализующей, отвечающей этим мотивам, деятельности.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов.

Эмоции сорганизуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоции в сфере человека очень хорошо проявляются в его темпераменте. Положительные эмоции оказывают мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление, а отрицательные эмоции наоборот могут привести человека к угнетенному состоянию.

Чувства бывают:

-моральные

-интеллектуальные

-эстетически

-и по силе стремления к объекту (страсти и увлечения)

Моральные (нравственные) чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному.

К моральным чувствам человека относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности любви и ненависти, уважения и презрения, признательности и неблагодарности. Среди моральных чувств можно выделить чувства дружбы, совести, долга. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений, эстетическими нормами, которые регулируют эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности, они связаны с познавательными процессами. К интеллектуальным чувствам относятся:

любознательность, уверенность, удивление, уверенность в выборе правильного решения, сомнении при неудаче чувства нового.

Эстетические чувства – это чувство красоты, или наоборот безобразного грубого; чувство величия или, наоборот низости, подлости; чувство трагического или комического.

Чувства могут быть квалифицированы не только по их содержанию, но и по силе.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страстями называются сильные, стойкие длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, характеризуются стойкостью и длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком. Страсти личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества – положительные. Страсти же, определяемые эгоистической установкой личности, рассматриваются как отрицательные.

Увлечение отличается от страсти переменчивостью, и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям импульсивным, способным быстро загораться и также быстро гаснуть. Увлечение может перейти в страсть и может существовать рядом с имеющейся у человека страстью, возможно и конкурировать с ней.

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону личности. И так, эмоция всегда с нами и переживание эмоции в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира.

Публикации по теме:

Значение организации развивающей среды на участке для социальной адаптации ребенка в ДОУ Знакомство малыша с детским садом начинается с игрового участка, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей,.

Требования к написанию характеристики на воспитанника ДОУ Уважаемые коллеги,сегодня в рубрике "Нужен совет!" педагоги просили помочь в написании характеристики на воспитанника ДОУ. Буду рада,если.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 2)
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 22:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению старинной игрушки «Конь» из рогоза
На Руси исстари крестьяне очень уважительно относились к лошадям, как незаменимым помощника в своём нелёгком труде. Существует много пословиц,...
Детский мастер-класс по изготовлению многослойной аппликации «Пожарная машина»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс по выполнению картины способом многослойная аппликация. Выполненные...
Родительское собрание «Первое знакомство»
В этом году, выпустив подготовительную группу в школу, мы набирали малышей трехлеток. В связи с чем наше первое собрание так и называлось "Первое...
Сценарий сказочного каламбура «Приключения Колобка в лесу» для старшей группы
Действующие лица: Дед Баба Курочка Ряба Колобок Пес Бобры Белки Ёж Лиса Сорока. Рассказчик. Жили, были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Дед дрова...
Доклад «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
Что такое адаптация? Самое простое определение термина «адаптация» будет звучать как «приспособление ради выживания» Человек достиг вершины эволюции...