Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 2)

Татьяна Мельникова
Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 2)

См. часть 1 http://www.maam.ru/detskijsad/rol-yemocii-i-chuvstv-v-zhizni-cheloveka-chast-1.html

Как любые психологические явления и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психологических явлений. Здесь выделяют такие характеристики:

- фазность

- полярность

- выражение отношения личности к объекту ее чувств.

Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком, как облегчение или полная обессиленность.

Полярность-это противоположность переживаемых чувств. Для чувства радости полярным будет печаль, для удовольствия – страдания.

Эмоции бывают:

- стеническими (повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение и бодрость, боевое возбуждение, гнев, ненависть и т. д.)

- астеническими (вызывают тоску, уныние, подавленность, уменьшают активность, энергию человека, уменьшают его жизнедеятельность.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств человека.

Различают три пары эмоциональных переживаний:

удовольствие-неудовольствие

напряжение-разрешение

возбуждение- успокоение.

В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относятся эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями – чувство голода, жажды, половым влечением, оборонительным инстинктам. А. Н. Леонтьев дает следующее определение эмоциям: «Эмоции – есть переживания, отражающие, соотношение потребностей человека и возможность их удовлетворяя».

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью судить о состоянии друг друга. Эмоции выступают как система сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализующей, отвечающей этим мотивам, деятельности.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов.

Эмоции сорганизуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоции в сфере человека очень хорошо проявляются в его темпераменте. Положительные эмоции оказывают мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление, а отрицательные эмоции наоборот могут привести человека к угнетенному состоянию.

Чувства бывают:

-моральные

-интеллектуальные

-эстетически

-и по силе стремления к объекту (страсти и увлечения)

Моральные (нравственные) чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному.

К моральным чувствам человека относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности любви и ненависти, уважения и презрения, признательности и неблагодарности. Среди моральных чувств можно выделить чувства дружбы, совести, долга. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений, эстетическими нормами, которые регулируют эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности, они связаны с познавательными процессами. К интеллектуальным чувствам относятся:

любознательность, уверенность, удивление, уверенность в выборе правильного решения, сомнении при неудаче чувства нового.

Эстетические чувства – это чувство красоты, или наоборот безобразного грубого; чувство величия или, наоборот низости, подлости; чувство трагического или комического.

Чувства могут быть квалифицированы не только по их содержанию, но и по силе.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страстями называются сильные, стойкие длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, характеризуются стойкостью и длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком. Страсти личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества – положительные. Страсти же, определяемые эгоистической установкой личности, рассматриваются как отрицательные.

Увлечение отличается от страсти переменчивостью, и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям импульсивным, способным быстро загораться и также быстро гаснуть. Увлечение может перейти в страсть и может существовать рядом с имеющейся у человека страстью, возможно и конкурировать с ней.

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону личности. И так, эмоция всегда с нами и переживание эмоции в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира.

Публикации по теме:

Значение организации развивающей среды на участке для социальной адаптации ребенка в ДОУ Знакомство малыша с детским садом начинается с игрового участка, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей,.

Требования к написанию характеристики на воспитанника ДОУ Уважаемые коллеги,сегодня в рубрике "Нужен совет!" педагоги просили помочь в написании характеристики на воспитанника ДОУ. Буду рада,если.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 2)
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 22:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок»
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок» Немцова Людмила Юрьевна воспитатель высшей категории ЦРР-детский сад №12...
Конспект прогулки в старшей группе «В гостях у лягушат»
Тема: «В гостях у лягушат» Цель: Формировать обобщённое представление детей о лете, о летних явлениях в неживой природе ( осадки, температура воздуха, о...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла матрешка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Солнышко» Музыкальное развлечение для малышей «В гости к нам пришла...
Фотоотчет об участии во Всероссийском фестивале «Вместе ярче»
С сентября по октябрь 2017 года в России проходит Всероссийский Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче , целью которого является популяризация...
Лэпбук «Осень»
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...