Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями

ирина матвейчук
Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями

Умение ориентироваться в пространстве - важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык достаточно медленно и с большими трудностями. Особенно сложно формируется этот навык у детей с тяжелыми нарушениями речи. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Методическое пособие «Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями 5-6 лет» позволит детям в совместной деятельности со взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки.

Таким образом, цель пособия - формирование пространственной ориентировки, графических навыков у детей с речевыми нарушениями и предупреждение школьных трудностей.

В пособии все задания подобраны и расположены по лексическим темам, изучение которых предусмотрено «Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, поэтому предлагаются в игровой и наглядной форме. Система упражнений основана на принципе постепенного усложнения заданий. Занятия построены с учётом чередования разных видов деятельности, что способствует сохранению интереса детей к происходящему на протяжении всего занятия. Используются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, самомассаж, пальчиковая гимнастика. Занятия по предложенному пособию будут интересными и полезными для детей с речевыми нарушениями.

Методическое пособие поможет ребёнку:

- научиться ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;

- научиться понимать и правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, ЗА, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ и др. ;

- развить внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление;

- развить мелкую моторику и координацию движений руки;

- сформировать умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

- развить способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

С целью выявления уровня сформированности пространственных представлений у детей рекомендуется проводить коррекционную работу на основе диагностики.

В предлагаемой методике обследования используются традиционные логопедические приемы для оценки состояния развития пространственных представлений. При разработке диагностики учтены возрастные особенности детей старшей группы и возможность включения их в коррекционно-образовательный процесс, учитывая Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи.

В качестве основных диагностических методов предложены несложные эксперименты в форме дидактические игр и инструкций.

Мониторинг по уровню развития пространственных представлений у детей по предложенной схеме проводится в начале и конце учебного года.

Диагностика уровня развития пространственных представлений

Ориентировка в схеме собственного тела. Дидактическая игра «Покажи где,» - Покажи правую руку, левую руку, левый глаз, правый глаз, правое ухо, левое ухо. 2 балла – выполняет все задания после однократного повторения.

1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.

0 баллов – задание не выполняет.

Ориентировка в окружающем пространстве. Дидактическая игра «Следопыт»

- Покажи предметы, которые находятся впереди, сзади, вверху, внизу,

справа, слева.

2балла – выполняет все задания после однократного повторения.

1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.

0 баллов – задание не выполняет

Понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Дидактическая игра «Кто где сидит» - Скажи, где сидит бабочка.

-Скажи спрятался щенок.

- Скажи где стоит девочка.

2 балла – выполняет все задания после однократного повторения.

1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.

0 баллов – задание не выполняет

Ориентировка на плоскости. Упражнение «Художник» - Нарисуй: вверху солнце, внизу елку, справа от елки цветок, слева от елки мяч. 2 балла – выполняет все задания после однократного повторения.

1 балл - выполняет задание частично, требуется помощь.

0 баллов – задание не выполняет

Если ребенок набрал:

• 6 - 8 баллов – высокий уровень, т. е. ребенок самостоятельно выполнить задание;

• 1 - 5 баллов – средний уровень, ребенок может выполнить задание с помощью взрослого (уточняющие вопросы, неоднократное повторение)

• 0 баллов – низкий уровень, ребенку задания недоступны.

Мы надеемся, что занятия по нашей книге будут интересными и полезными для детей с речевыми нарушения.

Публикации по теме:

Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей.Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей. Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным.

Дидактические игры по математике. Веселые задания для дошкольниковДидактические игры по математике. Веселые задания для дошкольников Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети в этом возрасте очень.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Роль занимательных игр и упражнений для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 18 марта 2013 в 11:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о проведенном мероприятии «1 июня-День защиты детей»
1 июня в саду прошел удивительный праздник для воспитанников нашего детского сада. На мероприятие, которое прошло в музыкальном зале, пришли волшебные гости:...
Сценарий тематического мероприятия в дошкольной разновозрастной группе «День памяти и...
Сценарий открытого мероприятия : «День памяти и скорби» в дошкольной разновозрастной группе. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких...
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и...
Презентация проекта «Чипсы»
1 слайд: Здравствуйте, меня зовут Федоров Алибогдан, мне 5 лет. Я воспитанник детского сада №1 «Жар-птица». И я представляю вашему вниманию свой проект...
Итоговое занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну знаний»
Цель:Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...