Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников

каширина юлия
Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования.

Цель здоровьесберегающих технологий – формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, как одного из ценностных составляющих способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения дошкольной образовательной программы, а такжевоспитание валеологической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, и безопасного поведения.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у младших дошкольников.

В практической деятельности, для решения проблемы профилактики речевых нарушений у детей применяются такие компоненты здоровьесберегающих технологий как:

1. Пальчиковая гимнастика.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики, самомассажа. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. Все это позволяет активизировать защитные функции организма и стимулировать речевые области коры головного мозга.

2. Эмоциональные разрядки, релаксации.

Целью упражнений является научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться. Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

3. Психогимнастика.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Цели психогимнастики:

• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

• создание возможности для самовыражения;

• развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

4. Арттерапия.

Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т. д.).Виды арт-терапии для дошкольников: изотерапия, цветотерапия, песочная терапия,игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей.

5. Песочная терапия.

В профилактической и коррекционной работе над речевыми нарушениями помимо традиционных методов применяются инетрадиционные. Таким примером служат игры с песком. С помощью этой нетрадиционной методики решается множество коррекционно-профилактических задач. Являясь доступной каждому ребёнку, этот вид игровой деятельности, помогает и в решении задач психологического и психического развития: способствует стабилизации эмоционального состояния, моделированию проблемных ситуаций и способов их решения, что в свою очередь ведёт к развитию речи.

Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому процесс развития не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2013 в 00:14
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...