Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников

каширина юлия
Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования.

Цель здоровьесберегающих технологий – формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, как одного из ценностных составляющих способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения дошкольной образовательной программы, а такжевоспитание валеологической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, и безопасного поведения.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у младших дошкольников.

В практической деятельности, для решения проблемы профилактики речевых нарушений у детей применяются такие компоненты здоровьесберегающих технологий как:

1. Пальчиковая гимнастика.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики, самомассажа. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. Все это позволяет активизировать защитные функции организма и стимулировать речевые области коры головного мозга.

2. Эмоциональные разрядки, релаксации.

Целью упражнений является научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться. Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

3. Психогимнастика.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Цели психогимнастики:

• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

• создание возможности для самовыражения;

• развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

4. Арттерапия.

Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т. д.).Виды арт-терапии для дошкольников: изотерапия, цветотерапия, песочная терапия,игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей.

5. Песочная терапия.

В профилактической и коррекционной работе над речевыми нарушениями помимо традиционных методов применяются инетрадиционные. Таким примером служат игры с песком. С помощью этой нетрадиционной методики решается множество коррекционно-профилактических задач. Являясь доступной каждому ребёнку, этот вид игровой деятельности, помогает и в решении задач психологического и психического развития: способствует стабилизации эмоционального состояния, моделированию проблемных ситуаций и способов их решения, что в свою очередь ведёт к развитию речи.

Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому процесс развития не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2013 в 00:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Свадебный сундучок для денег своими руками»
Мастер-класс "Свадебный сундучок для денег своими руками" Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток! С давних пор...
Аппликация «Ваза с фруктами»
Цель: закреплять умение вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; развивать аккуратность, зрительный контроль за действиями рук; учить...
Мастер-класс по конструированию из бумаги в технике «оригами»
Мастер - класс для детей среднего и старшего дошкольного возраста Конструирование из бумаги в технике оригами «Рыбка» В искусстве оригами есть...
НОД по конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром «Едут в...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Едут в электричке волнушки и лисички»по конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим...
Художественное творчество с использованием природного материала «Воспоминание о лете»
Продолжаем с детьми второй младшей группы заниматься творчеством в вечернее время и использовать природный материал. Цель: развитие творческих...