Людмила Абросимова
Роль оригами во всестороннем развитии ребенка. Презентация
Слайд 1, 2. Оригами – древнее искусство складывания поделок из бумаги. Раньше оно было доступно лишь избранным, ведь бумага считалась настоящей роскошью и была очень дорогой, однако времена изменились, и теперь поделки из бумаги может делать любой желающий.
Публикация «Роль оригами во всестороннем развитии ребенка, Презентация» размещена в разделах
Кто в детстве не делал самолетики, не складывал журавликов и не изготавливал водяные бомбочки? Однако на этом оригами не заканчивается, а только начинается. Сегодня оригамисты по всему миру складывают новые модели, придумывают оригами схемы, в Японии выпускаются даже специальные журналы со схемами оригами.
Слайд 3. Детей привлекает доступность бумаги, ее простота обработки, они с легкостью овладевают техникой и способами манипуляций с бумагой (складывание, сгибание, склеивание, надрезание). Доведение до совершенства тонких манипуляций требует большой практики, а оригами предоставляет эту возможность. Увлекшись, ребенок, незаметно для себя многократно повторяет одни и те же движения, доведя их до автоматизма. Тренируется широкий диапазон движений пальцев и кисти правой и левой руки.
Слайд 4. Малыш, угадывая качества бумаги, учиться с ней общаться. Это очень важно для формирования речи ребенка. Поэтому психологи, рекомендуют дошкольникам, чаще заниматься занятиями, которые связаны с работой пальцев. Складывая фигурки из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь его от других мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей.
Слайд 5. Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на детей показывают, что эти занятия воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу, дисциплинируют ребенка. Влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышают самооценку.
Слайд 6. Оригами развивает творческие способности у ребенка, конструктивное мышление, воображение, вкус. Так же у них развивается глазомер. Оригами знакомит детей на практике с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Слайд 7. Увлечение оригами стимулирует детей к самостоятельным занятиям, поискам совместно с родителями, книг по оригами, выполнение незнакомых моделей или повторение дома интересных поделок. Часто дети, увлекшись оригами, начинают заниматься и другими видами творчества.
Слайд 8. Переработав множество литературы, был составлен перспективный план работы на год, с учетом психологических способностей детей с задержкой психического развития.
Слайд 9. Начиная работу с детьми, я поставила перед собою цель: познакомить дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой.
Слайд 10. В соответствии с поставленной целью решаю следующие задачи:
а) развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления поделок в технике оригами;
б) развитие уверенности в своих силах и способностях;
в) развитие творческого воображения за счет использования дополнительных деталей;
г) помочь приобрести знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами;
д) обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;
е) знакомство с основными геометрическими понятиями;
ж) развитие памяти, внимания, активизация мыслительных процессов;
з) работа по схемам.
Слайд 11. Необходимые условия кружковой работы это:
а) создание пооперационных карт-схем;
б) возможность демонстрации детских работ;
в) материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей;
д) литература, иллюстрации.
Слайд 12. Предполагаемый результат: умение детей читать схемы, запоминают условные обозначения, и самостоятельно выполнять работу без помощи педагога. Ребята учатся делить угол пополам, знают, что такое диагональ и т. п. Поэтому с ними можно творить прекрасные фигурки по готовым схемам.
Слайд 13. Для того чтобы приступить к первому занятию, не требуется почти ничего – листы бумаги. Именно доступность бумаги как материала и простота ее обработки привлекают детей, ведь если фигурка не получится с первого раза, ничего не стоит взять еще один лист и попробовать снова.
С самого начала я знакомила детей с понятием "базовая форма". Все поделки выполнялись из базовой формы «треугольник» и "воздушный змей". Мы сделали поделки – мордочка лисы, собаки, зайца. На занятиях использовала сочетание наглядного и словесного метода объяснения. Затем знакомила детей с новой базовой формой "блинчик", "двойной треугольник", со схемой изготовления поделок.
Слайд 14 – 15. Как показала практика, занятия оригами можно проводить с детьми от трех лет. Такой ребенок, конечно, не сможет загибать лист по схеме, для него нужны особые подходы. Например, игра с лужей: загнуть уголки листа синей бумаги произвольной величины. Получится неровный овал. Затем сделать с малышом головастиков. Головастик подрос – сделать лягушонка. Он пошел в школу. Лягушонок вырос – сделать лягушку. Она прыгнула в лужу. Вот круг замкнулся. Еще малышам нравиться заниматься оригами потому, что обязательно получится фигурка. Маленькая или большая, плохая или хорошая, но своя. Так же важен тот факт, что малыш обычно перегружен впечатлениями, а оригами позволяет ему погрузиться в другой мир, быть раскрепощенным, творить, создавать, развивать воображение.
Слайд 16 – 18. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом, что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы.
Слайд 19. Кроме того, оригами не зря называются игрушками, в них вполне можно играть – из бумаги можно сложить персонажей любимой сказки, или наоборот, сначала сотворить фигурки животных и растений, а потому же населить ими придуманную самим малышом сказку.
Слайд 20. Таким образом, занимаясь с ребенком оригами, вы не только получите массу удовольствия, но и поможете малышу развить полезные при подготовке к школе навыки – внимание, терпение, усидчивость, способность действовать по заданному образцу. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовке к школьному обучению.
Слайд 21. Спасибо за внимание!