МААМ-картинки

Проект «Рождественские святки».

Оксана Максимова
Проект «Рождественские святки».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Крапивинский детский сад №1 "Солнышко".

ПРОЕКТ

Автор-составитель: Музыкальный руководитель МБДОУ «Крапивинский Детский сад№1 «Солнышко»

Максимова О. С.

Содержание.

1. Содержание … 3

2. Характеристика проекта …. 4

3. Актуальность проекта…. 5

4. Цель и задачи проекта….…6

5. Предполагаемый результат…. …. 8

6. План реализации проекта…. ….9

7. Результаты работы над проектом…10

8. Список литературы….…. ….12

Публикация «Проект „Рождественские святки“,» размещена в разделах

9. Приложение….…13

Характеристика проекта.

Тема проекта : «Рождественские святки».

Тип проекта : Творческий.

Продолжительность проекта : Краткосрочный (одна неделя).

Участники проекта : Музыкальный руководитель, воспитатели,

дети подготовительной и старшей группы.

Актуальность проекта.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни детей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Цель и задачи проекта :

Цель проекта : Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта :

Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Этапы и сроки реализации:

1 этап – подготовительный. Подбор методического материала, наглядности, изучение литературы.

2 этап – основной (с 09.01.18 по 15.01.18 января). Занятия, конкурсы.

3 этап - заключительный. Концерт.

Предполагаемый результат

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.

1. Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, о Святочном периоде в народном календаре, о традициях и обычаях пения колядок.

2. Дети самостоятельно, без помощи воспитателя, проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках.

3. Дети умеют петь колядки самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила.

4. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.

План реализации проекта

Название

мероприятия Форма проведения Предварительная работа Материал

Занятие на тему: «Рождество Христово» Развлечение.

Беседа о празднике Рождество Христово, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Костюмы, музыкальные инструменты

Рождественские Посиделки Музыкальная

гостиная Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Иллюстрации с изображением

ряженных

Рождественские святки

Концерт. Организация и проведение русских народных игр, танцев, хороводов, песен и забав.

Костюмы

ряженных,

народные музыкальные

инструменты.

Результаты работы над проектом.

Дети проявили активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;

У детей сформировались навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;

Дети проявили большой интерес на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Вхождение в мир фольклора для ребенка стал желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобрели опыт в изготовлении костюмов, опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Вывод:

Проект «Рождественские святки» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям.

Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний я изначально отвела детскому фольклорному празднику. Стараюсь создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список используемой литературы:

1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М. : Владос, 1999.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М. : Просвещение, 1985 - 160c., нот.

4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М. : Просвещение, 2004,. – 223с. - ISBN 5-09-014666-7.

5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 223с. - ISBN 5-09-014666-7.

6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб. : Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.

7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

8. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй. М. Просвещение, 2006.

9. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.

10. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.

Приложение

Совместная деятельность.

Тема: «Рождество Христово».

Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на Рождество, поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Подвести детей к выводу, что лучший подарок Иисусу Христу от нас - любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Повторить пословицу: «Что такое красота – это сердца доброта!» Познакомить детей с обычаем славить Христа. Расширять и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово, Святки, колядки, Вифлеемская звезда.

Сценарий «Рождественские посиделки».

Цель: познакомить детей с христианским праздником Рождество Христово.

Задачи:

Познакомить детей с рождественскими обычаями и традициями;

Познакомить детей со святочными гаданиями;

Познакомить с играми деревенских детей;

Развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры и конкурсы.

Под русскую народную мелодию дети входят в зал, рассаживаются.

Ведущий:

Праздник Божий наступает

Людям радость возвещает

С колокольни слышен звон –

Благовест зовется он (т. е. несет хорошую весть)

Слушание «Колокольный звон»

Ведущий: Самый добрый праздник христиан – Рождество Христово. Что такое праздник? Это радостный день, в котором люди поздравляли друг друга. В храме – дома Бога, в эти дни празднично звонят колокола, дети вместе со взрослыми приходят в храм на торжественную службу. Этот праздник празднуем 7 января.

Слушание: «Рождество Христово»

Ребенок

В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас.

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Песня «Хоровод»

Ведущий: В нашей стране с давних времен существовал обычай: на праздник Рождества ходить друг к другу в гости со звездой, поздравлять, дарить подарки и петь колядки. Колядки – это праздничные Рождественские песни. В них рассказывается о рождении Христа. Хозяева всегда угощали конфетами, печеньями. Славят хозяев дома, желают им богатства, хорошего урожая и т. д.

Вот и к нам на праздник Рождества пришла гостья!

Звучит музыка:

Матрешка:

Я к ребятам собиралась,

Долго-долго наряжалась

Поиграть хочу немножко

Ну, скорей, скорой беги

Да матрешку догони

Игра: «Ловишки»

Матрешка:

Вот малышки, наши крошки

Встали дружно на дорожке

С ними будем мы играть:

Расставлять и собирать

Игра «Собери – расставь»

(собираем большой и мягкий конструктор в башню)

Ведущая: Матрешка наши дети могут не только играть, но и петь песни и водить хороводы.

Хоровод: «В лесу родилась елочка»

Матрешка: Ребята я хочу с вами еще немного поиграть.

Игра: «Донеси, не расплескав»

(2 ёмкости с водой, две команды, в руках ложки, берут воду и несут выливают в другую ёмкость старшие.)

Веселая эстафета «Держи груз»

(переносим кубики из одного тазика в другой)

Матрешка: Молодцы ребята, хорошо мы с вами поиграли.

Ведущая: Ну вот! Поиграли - погадали, попели - повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

После осени пришла.

И сугробы намела. (Зима)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Морковка белая

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело

И морковку съело (сосулька)

С неба — звездой,

На ладошку — водой. (снежинка)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет (мороз)

Ведущий:

Святки празднует народ!

Становитесь в хоровод!

Хоровод маленькая елочка

Ведущий: Надо немного передохнуть и послушать стихотворение.

Ребенок

В тихий рождественский вечер

В небе сияет звезда.

Сердечко моё так и бьётся -

Радость на землю пришла!

Ребенок

Мороз на окошке рисует

Узор очень тонкий, чудной.

Снежинка свой вальс танцует,

Кружась под яркой звездой.

Матрешка: очень красивые стихи вы прочитали, но мне волшебная звезда подсказала, что ребята старшей группы знают веселый танец.

Танец «Метелица»

Ведущий:

Коляда, коляда

Отворяй - ка ворота,

К нам Матрешечка идет

Угощение нам несет

(Матрешка раздает угощение.)

Ведущий: Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.

Сценарий праздника: «Рождественские святки».

Вед. Очень жаль:

прошёл чудесный

И весёлый Новый год

А какой ещё хороший,

Славный праздник всех нас ждёт?

В небе звездочка, мерцая,

Лишь появится едва,

Знают все: настанет добрый

Светлый праздник Рождества.

Песня «Рождество» (Яркая звездочка на небе горит)

Вед. Все белым-бело от пуха,

Нет порядка во дворе.

Кружит вьюга-забавуха

Белым снегом в январе.

Кружит, мутит, завывает,

Снег в сугробы навевает.

По дорожке стелется

Белая метелица.

Песня: Как на тоненький ледок.

Вед: Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас.

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем праздник коротать,

Дружно песню запевать.

Песня: К нам гости пришли, дорогие пришли.

Вед: Ну вот! Попели - повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

Летит - молчит, лежит - молчит,

Когда умрёт, тогда заревёт.

(снег)

Кого за уши повесили,

За язык подёргали?

(колокол)

В лесу выросло, из лесу вынесли,

В руках плачет, а кто слушает - скачет.

(дудка)

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит.

(гармонь)

Ведущий:

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Утки - в дудки,

Чечётки - в трещотки,

Зайки в балалайки.

Играют, играют - всех потешают!

Да и мы сейчас начнём,

Инструменты лишь возьмём.

(Оркестр детских музыкальных инструментов).

Ведущий:

Святки празднует народ!

Становитесь в хоровод!

(пляска по показу под фонограмму «Ах, заинька»)

Проводиться игра: "Перетени канат".

Вед: Коляда! Коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

Танец: "Варенька".

В Рождество самым интересным делом было гадание.

Гадай, девица, гадай

Да судьбу свою узнай,

С кем петь, с кем плясать,

С кем в игры игр

Гадание со свечой.

Дети садятся в два круга: мальчики и девочки. Говорят слова, передавая друг другу незажженную свечу.

Суженый, ряженый,

Ты ко мне повернись,

Ты со мною подружись.

Я свечу передаю

И с тобой плясать пойду.

Мальчик и девочка, у которых окажется свеча, когда закончатся слова, исполняют перепляс. Игра повторяется 3 раза.

Вед: А уж вы вставайте, добры - молодцы

Да поглядите, какие красны девицы –

Белолицы, чернобровы, походка лебединая,

Душа –то легкокрылая.

Любую выбирай да и пляску начинай!

Танец: "Валенки".

А теперь самое заветное гадание. Подрастете, найдете себе суженого молодца или красную девицу. Хотите узнать, кто это будет

Гадание по профессиям

Ведущая берет хохломскую миску с предметами гадания по профессиям, закрытую платком и, обходя детей, с шутками – прибаутками комментирует каждый предмет, который дети достают

Предметы для гадания:

1. Ножницы (детские) – парикмахер;

2. Книжка – ученый, писатель;

3. Ноты – музыкант;

4. Краски – художник;

5. Градусник – врач;

6. Монеты – бухгалтер;

7. Ложка – повар

Ведущая: Вот еще одна игра, собирайся, детвора!

Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь!

Игра «Если весело живется, делай так»

Игра «Жмурки».

«Жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Участники игры разбегаются, а «жмурка» ловит.

Вед. :

Наш праздник подошел к концу.

Будьте здоровы, счастливы будьте,

Живите без бед много – много лет!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Храним традиции. Рождественские святки»Фотоотчет «Храним традиции. Рождественские святки» Работы в проекте «От Рождества до Крещения". Задачи : - Познакомить детей с праздником Рождества. - Дать детям представление о том, что.

Праздник-развлечение «Рождественские святки» в средней группе Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Зима – это не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.

Развлечение «Рождественские Святки» с применением ИКТРазвлечение «Рождественские Святки» с применением ИКТ Развлечение «Рождественские Святки». Цель: Приобщить детей к истокам русской традиционной культуре познакомить с обрядами, которые существовали.

Сценарий досуга «Рождественские Святки» Рождественские Святки (для старшей и подготовительной группы) Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство.

Сценарий праздника «Рождественские святки. Коляда» (подготовительная группа) Видео Рождество Христово Под музыку заходят дети в зал Ведущая: Праздник Божий наступил, Людям радость возвестил. С колокольни слышен звон,.

Сценарий праздника «Святки, святки, мы поем колядки» для средней, старшей и подготовительной группСценарий праздника «Святки, святки, мы поем колядки» для средней, старшей и подготовительной групп Составитель: музыкальный руководитель Матвеева Р. А. "Святки, святки, мы поем колядки"для средней, старшей и подготовительной группСценарий.

Сценарий «Рождественские святки» Сценарий праздника "Рождественские Святки" Цели: формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского.

Конспект занятия «Святки и рождественские колядки» Святки и рождественские Колядки Цель: знакомство детей с рождественскими колядками и святочными песнями, гаданиями, играми. Задачи: - формировать.

Сценарий праздничного развлечения для старшего дошкольного возраста «Святки. Рождественские колядки» «Святки, рождественские колядки» Сценарий праздничного развлечения для старшего дошкольного возраста. Цель. Создать условия для приобщения.

Творческий проект «Рождественские святки» Творческий проект «Рождественские святки». Творческий проект «Рождественские святки». ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта – краткосрочный (2 недели).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Рождественские святки».
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 15:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД