Папки-передвижки

Принципы построения РППС группы компенсирующей направленности

Татьяна Красникова
Принципы построения РППС группы компенсирующей направленности

Комплекс различных средств образовательного процесса формирует основу образовательной среды детского учреждения, включающей в себя взаимосвязанные мини-среды: предметную, природную, социальную. Образовательная среда относится к важнейшим факторам развития личности ребенка. Успешное решение задач образовательной программы ДОУ невозможно без создания современной образовательной (развивающей) среды. Вопросы изучения роли, структуры, принципов построения и возможностей использования образовательной среды в образовательном процессе ДОУ исследовались известными психологами и педагогами (Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский и др.).

Публикация «Принципы построения РППС группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

Образовательная (развивающая) среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. А. Левин).

Предметно-развивающая среда — составная часть образовательной (развивающей) среды дошкольного детства.

С. Л. Новоселова определяет предметно-развивающую среду детского учреждения как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика и предполагающую единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных вопросам организации и влияния развивающей среды на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, определены ее основные функции: а) информационная функция — среда является для ребенка источником сведений об окружающем мире и средством передачи социального опыта;

б) стимулирующая функция — среда оказывает развивающее влияние только в том случае, если она представляет для ребенка интерес, побуждает к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, поэтому развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатываются позиция по отношению к своему здоровью, к гигиене тела, а также двигательные умения и навыки;

в) развивающая функция — развивающее влияние среды связано с тем, как в ней сочетаются традиционные и новые, необычные компоненты; их оптимальное сочетание обеспечивает преемственность развития деятельности от простых форм к более сложным.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в работе «Концепция построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой (1993). В ней получили дальнейшее развитие основные положения Концепции дошкольного воспитания (1989) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы следующие принципы построения развивающей предметной среды:

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первое условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы сверху («над», а ребенок — «снизу»; такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская; ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Это стремление воспитателя приблизиться к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя;

2) принцип активности, реализация которого предполагает формирование активности у детей и проявления активности взрослых;

3) принцип стабильности-динамичности среды. В развивающей среде должна быть заложена возможность ее изменения согласно вкусам и настроениям детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач;

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы давать возможность построения непересекающихся сфер активности;

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

6) принцип сочетания как привычных, так и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) принцип открытости-закрытости, реализация которого предполагает открытость — природе, обществу и т. д. ;

8) принцип учета половых и возрастных различий детей, предполагающий построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Авторы концепции обращают особое внимание на то, что предметно-развивающая среда должна быть безопасной для жизни детей, способствовать улучшению их здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

В «Концепции развивающей предметной среды детства» (1996, автором которой является С. Л. Новоселова, дается характеристика обогащенной предметно-развивающей среды в ДОУ. Такая среда представляет собой единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами обогащенной предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомас- штабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

В концепции Л. А. Парамоновой также определены требования к развивающей предметной среде ДОУ. Они не противоречат ранее приведенным принципам построения такой среды, а дополняют их:

а) учет возрастных интересов развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других ее видов);

б) соответствие предметной среды возможностям ребенка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л. С. Выготский);

в) соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. среда должна содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н. Н. Поддьяков);

г) предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, должна удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Обозначенные принципы содержания и структурирования предметно-развивающей среды были нормативно закреплены ФГОС дошкольного образования в форме требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

1) насыщенность среды — развивающая среда должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания в соответствии со спецификой программы;

2) трансформируемость образовательного пространства — возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) полифункциональность материалов — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в ДОУ (группе) полифункциональных материалов, использующихся в качестве предметов-заместителей;

4) вариативность среды — наличие в ДОУ (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

5) доступность среды — доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограничениями по здоровью, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

6) безопасность предметно-пространственной среды — соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Авторскими коллективами комплексных программ дошкольного образования («Детство», «Истоки», «Радуга» и др.) были разработаны соответствующие рекомендации по созданию предметно-развивающей среды с учетом концептуальных оснований и целевых ориентиров образования детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 3. Принципы построения программы 1.1.2. Принципы построения программы Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построенияИндивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построения Образование в течение всей жизни человека имеет следующие ценностные ориентиры развития: – овладение конкретным человеком способами организации.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Нейропсихологические игры с дошкольниками группы компенсирующей направленностиНейропсихологические игры с дошкольниками группы компенсирующей направленности Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека.

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Страна Светофория»Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Страна Светофория» 1. Проект подготовительной группы компенсирующей направленности "Страна Светофория" 2. Проблемное поле проекта: элементарные правила дорожного.

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Зимние забавы»Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Зимние забавы» 1. Проект подготовительной группы компенсирующей направленности "Зимние забавы" 2. Проблемное поле проекта: проект направлен на формирование.

Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленностиПроект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности 1. Проект «Познакомьтесь - это Я!» старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К сожалению,.

Проект «Путешествие в мир насекомых» для группы компенсирующей направленности Вид проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский, творческий. Участники проекта: Дети, родители, воспитатели. Актуальность проекта: .

Проект старшей группы компенсирующей направленности «Театральная карусель»Проект старшей группы компенсирующей направленности «Театральная карусель» 2. Проблемное поле проекта. Театрализация является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Наш проект.

Проект «Вот такие фрукты» для старшей группы компенсирующей направленностиПроект «Вот такие фрукты» для старшей группы компенсирующей направленности 1. Проект «Вот такие фрукты!» старшей группы компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: Дети путают такие понятия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принципы построения РППС группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 21 сентября 2022 в 13:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД