Руководство народными играми

Гульнара Гиндуллина
Руководство народными играми

Использование мира "национальной старины" в игре, по утверждению Л. П. Бочкаревой, должно подчиняться трем принципам.

1. Сохранение традиционности - благовейное отношение к народной культуре, ее корням; обогащение положительной энергетикой при ознакомлении с обрядами, ритуалами, церемониями с историческими условностями.

2. Одухотворенность содержания - освоение ментальности народа, его интеллектуальной, эстетической, этической духовности; высокого уровня культуры, ее образцов, эталонов; отсутствие вульгаризма, примитивности, скоморошества, балаганства, наличие сказки, волшебства, фантазии.

3. Совместимость прошлого с настоящим, истории с будущем - связь старины с современным цивилизованным миром, как социальным, так и вещественным; приспособление культурных ценностей истории к новейшим достижениям, тогда они будут более доступными и понятными для дошкольника.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоциональное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображения, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Г. И. Батурина и Г. Ф. Кузина утверждают, что при выборе игры следует учитывать следующие факторы:

1. Возраст играющих. Для детей детского сада следует брать наиболее простые игры. Постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводах, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и поэтому пример взрослого для них необходим.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Инвентарь для игр. Должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.

5. Знание правил игры. Объясняя детям правила игры, воспитатель должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но ни в центре круга, чтобы никому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

6. Выбор водящего. Он может быть назначен воспитателем, детьми или определен с помощью считалок, которые нравятся детям. Они всегда бывают рифмованными, могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из детей начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

А. В. Кенеман рекомендует, объясняя детям новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка) не разучивать с детьми предварительно текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно.

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес ребят к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Здесь главное-мнение детей. Воспитатель должен обратиться к ребятам с вопросом: понравилась ли им игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.

В истории любого народа, как мы видим, накоплено много различных игр. Но у каждого народа игры имеют своеобразную специфику, поскольку игра отображает культуру, быт народа. Так, например, русские и татарские народные игры имеют существенные отличия:

- в названии игр (при организации татарских игр используются татарские названия: "Торма" ("Редька", "Кучтем-кучтем" ("Скок-перескок", "Эбэкле" ("Хлопушки"); русские народные игры также имеют специфические названия, отображающие народные предметы обихода: "Жаровки", "Костыль", "Тарелки", "Флюгеры", "Ходули").

- В народных песнях (в русских народных играх используется много хороводных песен, которые отличаются плавностью, слаженностью, весельем: "Гори, гори ясно", "Луг-лужочек", "Овес"; в татарских народных играх песни более быстрые, подвижные: "Чума - коз", "Лягушата").

-В атрибутах (в татарских народных играх используется полотенце с национальным орнаментом "Татарская борьба"; тюбетейки -"Тимербай"; в русских играх используются веночки - "Веночки, или жених невесту"; канат "Русская борьба").

Также характерной особенностью татарских подвижных игр является соревнование, состязание "Скачки на конях", "Кто дальше бросит?"; русские народные игры характеризуются сотрудничеством, совместными действиями "Растим мак", "Лапша".

Но также много общего объединяет народные игры:

- разговор с животными ("Птицы", "Лягушата" - татарские игры; "Черепахи", "Концерт животных" - русские игры).

- игровые действия ("Жмурки" - татарская игра, "Яков, где ты?" - русская игра с завязанными глазами; "Татарская борьба" и "Русская борьба").

- правила выбора водящего: в русских играх при помощи считалок, в татарских играх также при помощи считалок, но с национальным названием "Санамышлар".

- сговор на игру (использование сговорок, скороговорок, потешек, частушек и в русских и в татарских играх).

Народные игры соответствуют законам эстетического, физического, нравственного, интеллектуального развития детей, составляют систему, сопровождающую человека с рождения, оказывающую на него положительное влияние.

Всё это возможно лишь при соблюдении условий:

1. Умелое руководство играми детей со стороны воспитателей.

2. Внесение ярких, красочных атрибутов, использование фольклора.

3. Разучивание правил игры, слов зачина, сговора, считалок на занятиях.

4. Использование разнообразных приёмов разучивания игры: инструктаж вне занятий, косвенное руководство со стороны воспитателя: "забывчивость", преднамеренная "ошибка" воспитателя; показ-пример того, как предложить игру партнеру.

5. Работа с родителями: оформление стендов, папок-передвижек, проведение лекций, ведение журнала "Любимые игры детства". И при обязательном условии, если игры займут достойное место в повседневной жизни дошкольника.

Публикации по теме:

Народный праздник «Христос воскресе»Народный праздник «Христос воскресе» Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить приемственность поколений,.

Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа» Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, более 67 % её населения приходится.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Руководство народными играми
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 18:45
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...