Русская народная культура в воспитании дошкольников

Людмила Шинкина
Русская народная культура в воспитании дошкольников

Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

В последнее время заметно усилился интерес к фольклору, народному творчеству в целом. И это совершенно не случайно. Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее. Поэтому очень важно во время непосредственно образовательной деятельности и в процессе дополнительных образовательных услуг детей знакомить с историей, бытом, обычаями и обрядами русского народа. Мне, как педагогу дошкольного учреждения, хочется обратить Ваше внимание на возможность использования русского народного творчества во время непосредственно образовательной изобразительной деятельности.

Именно поэтому в качестве общего фона на рисовании, лепке, аппликации и других творческих занятиях можно использовать различные народные песни (в том числе детские); хороводы, игры – в качестве динамической паузы.

Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей.

Дошкольники легко усваивают народную мудрость и используют ее самостоятельно уже и во время свободной деятельности.

Во время совместной деятельности воспитателя с детьми по художественному творчеству в подготовительной группе звучит в качестве фона работы русская народная музыка, активно используется и другой фольклорный материал.

Предлагаю примерный небольшой список музыкальных произведений, пословиц и поговорок, народных игр, которые помогут Вам сделать занятие для детей более интересным и содержательным:

1. Русские народные песни для детей: Во саду, ли в огороде; Ай, чу-чу; Метелица; Было у матушки 12 дочерей; Солдатушки, бравы ребятушки; Дуня – тонкопряха; Во кузнице; Пошла млада за водой; Надежда Кадышева и анс. Золотое Кольцо – Конфетки, Бараночки; П. И. Чайковский – Детский альбом – Камаринская (1,2)

2. Русские пословицы и поговорки о работе и труде: Любишь кататься — люби и саночки возить. Уменье и труд все перетрут. Дело мастера боится. За много дел не берись, а в одном отличись. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Всякая птица своим клювом сыта. Не боги горшки обжигают. Под лежачий камень и вода не течет. Без работы день годом кажется. Торопливый дважды одно дело делает. Думай ввечеру, что делать поутру. Без терпенья нет уменья. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. Велик телом, да мал делом. С охотой можно и в камень гвоздь забить. Какие труды, такие и плоды. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Маленькое дело лучше большого безделья. Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. Малый топор может срубить большое дерево. Не начавши — думай, а начавши — делай. Куй железо, пока горячо. Готовь сани летом, а телегу — зимой. (4)

3. Народные игры для детей. (3) Их можно использовать для динамичекой паузы.

1. «Малечина – калечина»

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т. д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: «Малечина-калечина»сколько часов до вечера? Раз, два. десять.

2.«Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

«Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!»

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

3. «Уголки»

Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание в ней - быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении, и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети, начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря. Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе - до 10 человек.

Описание. Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки - «домики» («норы»). Все находящиеся по углам - «мышки». Одна из них - водящая «мышка» - находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к «норке») и говорит: «Мышка, мышка, продай свой уголок!» Та отказывается. Тогда водящая идет к другой «мышке». В это время «мышка», отказавшаяся продать «уголок», вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой «мышке» с просьбой продать «уголок». Если водящий скажет: «Кошка идет!» - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо «уголок» («норку»).

Правила.

«Уголок-норку» занимает тот, кто первым попал туда. Если на слова «кошка идет» кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

Разновидности «Уголков».

«Ключи». Играющие распределяются по кружкам. Водящий - в середине. Он подходит к кому-либо и спрашивает: «Где ключи?» Находящийся в кружке отвечает ему: «Вон там постучи!» - и указывает направление. Когда водящий уходит по указанному направлению, ответивший меняется с кем-нибудь местом, а водящий старается занять одно из их мест.

«Чур у дерева». Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего,становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: «Чур у дерева!» Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.

Сейчас очень важно в своей работе в ДОУ опираться на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Приятно отметить, что в нашем детском саду с большим вниманием относятся к фольклору и к русским народным праздникам.

На музыкальных занятиях дети с удовольствием поют мелодичные русские народные песни, озорные частушки, водят хороводы.

В сценарий каждого утренника обязательно включается несколько подходящих по тематике фольклорных номеров. В исполнении детского оркестра можно услышать даже знаменитую «Камаринскую»!

Всегда важно помнить о своих корнях и дать возможность своим детям прикоснуться к великой культуре русского народа!

Используемые источники

1. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии. «Дошкольное воспитание» 2004, N9.

2. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 136с.

3. http://igra-naroda.ru

4. http://luntiki.ru

Публикации по теме:

Русские народные праздники в приобщении детей к национальной культуре и традициям Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Русская народная культура в воспитании дошкольников
Опубликовано: 29 января 2014 в 22:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Моя Родина — Россия»
В целях патриотического воспитания мною был изготовлен лэпбук "Моя Родина - Россия". Данное пособие подходит для занятий с детьми. Создание данного лэпбука...
Фотоотчет по лепке «Музыкальное занятие в детском саду»
Предлагаю вашему вниманию фотоотчет по продуктивной деятельности в разновозрастной подготовительной группе по теме «Музыкальное занятие» по мотивам занятия...
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева....
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ старшая группа. Цель: развитие связной речи....
Фотоотчет «День матери»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы готовились к празднику и как его провели. В уголке для родителей мы разместили...
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню матери»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Все вы знаете, что в последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается праздник – День Матери. Цель...