МААМ-картинки

Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Валентина Викторовна Баранова
Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает наш опыт, успешно развивать творческий потенциал и коммуникативные умения детей дошкольного возраста.

Публикация «Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Окружая ребёнка заботой, мы создаём маленький, ограждённый от всех забот мир, и не беда, если у ребёнка не получается, ведь рядом есть родные для него люди, и они рады помочь ему сделать что-то. Но рано или поздно настаёт момент, когда ребёнок шагнёт в большой мир. Чтобы ребёнок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в социальном мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно,чтобы ребёнок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявляя гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Мы используем сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции. Ставим перед собой задачи: -формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях : устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять;

- реализовать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные, умение заявить о себе, высказать своё мнение. Пути реализации этих задач : создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной деятельности детей; использование элементов кукольного театра. Действуя куклой ребёнок идентифицирует себя с ней, он реализует разные способы поведения, Никаких слов он не заучивает. Каждый ребёнок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что-либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию. Ребёнок берёт на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнёрами.

В области Познание сказочные образы дают определённые сведения об окружающем мире, т. е. обладают познавательным значением с народными традициями и обычаями. Заинтересовав ребёнка новым необычным персонажем, можно организовать познавательную беседу. Например пригласив в гости Деда (сказка «Снегурочка»), который носит кафтан, кушак, лапоточки» можно наглядно познакомить детей с этими традиционными предметами народной одежды.

Организации НОД по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету сказок предшествует предварительная работа. Я считаю необходимым создавать условия, которые помогли бы ребёнку раскрепостить его творческую энергию, создать положительный эмоциональный настрой для осуществления художественно- творческой деятельности. В частности, с этой целью мы используем музыкальное сопровождение. Разрабатывая творческие задания по содержанию сказок, я предусматриваю, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем : в игровой деятельности, в драматизации сказок, в повседневной жизни. В нашей группе мы устраиваем «сказочные уголки», где выставляются все выполненные детьми поделки по сюжету той или иной сказки; оформлять рисунки детей на сказочные темы в «книги сказок».

Хочу отметить, что, в большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Я обучаю детей воспринимать сказки нетрадиционно. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: учит детей сравнивать формирует привычку доказывать, что это, так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Особое внимание уделяю на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Детям предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

НОД по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. К произведению я подбираю пословицы поговорки и вместе с детьми обсуждаем смысл каждой из них, тем самым помогая ребёнку запоминать поговорки пословицы. Учу применять их к месту, более чётко уяснять внутреннее содержание сказки. Тексты сказок читаю детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении использую приём завершения детьми отдельных предложений. Одно из главных условий чтения или рассказа сказки – это эмоциональное отношение к рассказываемому. При рассказе от взрослого требуется подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Во время чтения или рассказа я стараюсь встать или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть моё лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. При чтении я слежу не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей, Я считаю необходимо видеть лицо ребёнка, его жесты, мимику, как они меняются в процессе слушания. Наблюдая за детьми я замечаю, какие моменты их взволновали. По отношению ребёнка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять что волнует ребёнка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями оценками. Я не делаю детям замечания, не призываю сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений.

Разбор содержания сказок провожу в вопросно - ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. При пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы, поэтому, прежде чем преподнести текст детям, я заранее воспроизвожу текст для себя. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. В процессе рассказа и показа сказки важно не увлечься описанием второстепенных моментов, игрой кукольных персонажей, а донести до ребёнка идею сказки, основное её содержание, выделив при этом основные моменты нужной интонацией голоса, громкостью или паузой. После чтения необходимо побеседовать с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. Планируя вопросы для беседы, я стремлюсь помочь ребёнку разобраться в образе и высказать своё отношение к нему. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного. Ребёнок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. Во время беседы мы вместе с детьми обсуждаем героев сказки, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать,порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других детей. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, которой потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Использую такие основные виды рассказывания как : придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки. Я считаю важным, воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья я использую следующие приёмы в работе со сказками : - найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; - сочинить длинное и в то же время смешное слово; -разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука-мука, а порой различный контекст (собачий хвост, собачий характер)

Старшие дошкольники, рисуя сразу после прочтения сказки, стремятся передать возникший в их воображении образ в своём рисунке. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д., можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и т. д. Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, явиться источником новых художественных впечатлений детей. На занятии я предлагаю материал, дающий детям опыт импровизации в двигательном упражнении, помогающий развитию осознания собственного тела, эмоциональному погружению в сказочный мир новых впечатлений. В движении-импровизации всё оживает, и мы видим уже не просто цветок, бабочку, огонёк – это переработанный образ, это продукт творчества, это выражение себя, это умение объединить двигательную и чувственную сферы. Программа выразительного движения носит развивающий характер Деятельность такого рода настолько занимает детей, что даже гиперактивные дети делают всё без затруднений, При этом дети чувствуют себя хозяевами своих физических ощущений и действий, получая от этого удовлетворение собой.

Применяю такой приём как «Волшебная палочка». Обученный владению «Волшебной палочкой» ребёнок сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь : дети сами активно творят добро, фантазируют, развивают собственное воображение.

Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения –«Постановка проблемного вопроса «. Детям традиционно задаю вопросы по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).

В своей работе я использую игры, например: «А если бы…», «Хорошо –плохо», «Как будто».

Придумываем новые названия сказок, не искажая идеи произведения.

В моей группе есть такие дети, которые застывают в напряженной позе, ничего не замечая вокруг, По ходу сказки я слежу за реакцией таких детей. Если такой ребёнок писал В. А. Сухомлинский, «не переживает борьбу добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит что- то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» Я предлагаю таким детям игру-беседу с куклами –персонажами. Игры-беседы позволяют уже на основе такого действия сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от неё, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребёнка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Особенности сюжетно-ролевых игр. Структурные компоненты игры. Сюжеты игр бывают:бытовые,производственные,общественные. Значение роли в игре. Роль-это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2013 в 14:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД