Русские народные праздники в детском саду (из опыта работы)

Надежда Тебенихина
Русские народные праздники в детском саду (из опыта работы)

Русские народные праздники в детском саду.

(из опыта работы)

Праздник состояние детской души, без него мир становится скучным, серым и неинтересным. В нашем детском саду сложилась традиция проводить общие русские народные праздники. Именно они воспитывают любовь к родной земле, знакомят детей с обычаями и традициями нашего народа.

Начинается учебный год с традиционных осенин. Их можно провести в форме ярмарки или посиделок. Во время этих праздников дети водят хороводы, поют песни и частушки, заклички, сами рассказывают о том, как на Руси готовились к долгой и суровой зиме, какие делали запасы. Обязательно использую в этих развлечениях народные пословицы и поговорки, прибаутки о лентяях и тружениках, о щедрой осени и суровой зиме, вспоминаем осенние приметы. Рассказываем о том, как много любви и труда вкладывают хлеборобы в свой нелегкий труд, чтобы получить богатый урожай. Очень много использую на этих праздниках игр с пением. Дети любят такие развлечения и с удовольствием в них принимают участие.

Сразу после Новогодних каникул проводится два-три занятия, где рассказывается о Рождественских праздниках на Руси, о Святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни все, от мала до велика, ходили по домам и пели песни – колядки (щедринки, в которых славили хозяев, желали им добра, здоровья, богатства, счастья. Первая часть праздника представляет собой рассказ библейского преданья о рождении Христа. Дети слушают легенду о том, почему в Рождество принято наряжать елку. Знакомятся с древним обычаем рядиться в карнавальные костюмы, чтобы не быть узнанными. Ребята водят хороводы, поют колядки, новогодние песни, читают стихи. Можно в разных углах зала поставить символические избы, откуда хозяева выносят угощение колядующим. Для того чтобы Рождественский концерт стал интересней, можно использовать волшебный сундук или шапку, из которых дети будут доставать маленькие игрушки с изображением героев праздника. Достали матрешку – девочки танцуют танец матрешек, балалайку – выступает оркестр или поют частушки. Обязательно вводим сказочных героев Снегурочку, Черта, Бабу Ягу. Неотъемлемый атрибут праздника святочные гадания. Дети достают из горшочка или мешочка различные предметы и узнают каким будет наступивший год или кем они станут, когда вырастут. Этот обряд очень украшает праздник, делает его ярким, интересным, веселым.

Следующий большой праздник – Масленица. Оп древнему календарю Масленица рубеж старого и нового года, начало весны. Люди пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Большое значение в эти дни придавалось играм и обрядам. Блин – символ солнца, знак богатства, а молодежь в эти дни любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила. Украшением праздника становится чучело Масленицы. Мы стараемся сделать так, чтобы появление Масленицы стало для наших детей сюрпризом. Организовываем возле нее игры, хороводы, а затем сжигаем прямо на улице, прогоняя ветры, непогоду и стужу. На празднике много сказочных героев Дед Мороз со Снегуркой, Медведь, Зима, Снеговик, Весна, Скоморохи. Заканчивается праздник поеданием блинов с чаем. Праздник всегда полон веселья и неподдельной детской радости.

Очень нравится детям весенний праздник Красная Горка. Мы отмечаем его через неделю после Пасхи. Очень интересна история этого праздника. Местом его проведения в деревне выбирали самую высокую горку, потому что там быстрее всего таял снег. Ее украшали лентами, лавочками, столами с ярко раскрашенными яйцами и пирогами. Основным украшением и угощением на празднике было яйцо, символ жизни. Желток – солнце, а белок все живое на земле. Парни и девушки хороводы, играли, гадали, катали яйца, пели частушки. Дети с удовольствием исполняют обряды, славят весну, водят хороводы и играют на этом празднике.

Последний календарный праздник в учебном году – Троица, он соединяет весну и лето. Символ этого праздника – береза. поэтому основная часть его посвящается ей. Праздник проводится в виде русской ярмарки или посиделок. Дети водят хороводы, прославляя березку, поют песни, посвященные этому дереву, заплетают венки, завязывают на веточках березы ленточки и загадывают самые сокровенные желания. Все это сопровождается играми и веселыми обрядами.

Таким образом, впитывая с детских лет «народный дух», знакомясь и сохраняя русские национальные традиции, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своей Родины.

Публикации по теме:

Детские фольклорные праздники как средство приобщения детей к народным традициям. Приобщение дошкольников к наследию прошлых поколений происходит через современную форму работы, как детские фольклорные праздники. Через.

Народный праздник «Христос воскресе»Народный праздник «Христос воскресе» Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить приемственность поколений,.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Праздники
Автор публикации:
Русские народные праздники в детском саду (из опыта работы)
Опубликовано: 14 января 2014 в 23:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплексно-тематическое планирование «Разноцветная неделя» во второй младшей группе
ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ИЮНЯ: «РАЗНОЦВЕТНАЯ» ВТОРНИК – 27. 06. 2017г «Путешествие в Оранжевое королевство» Утро: Утренняя гимнастика с платочками с оранжевыми...
Развлечение по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» во второй младшей группе
В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и формирования культуры безопасного поведения участников дорожного движения, соблюдения...
Фотоотчет праздника «День семьи, любви и верности»
Всероссийский праздник День семьи, любви и верности – 8 июля - появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту...
Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития...
Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ( от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия и...
Конспект НОД по экологии «Пауки или маленькие страшилища» (старший дошкольный возраст)
МБДОУ Д/С № 4 «ТЕРЕМОК» Приморского края, Пожарского района, п. г. т. Лучегорск. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии Тема:...