МААМ-картинки

Русские народные сказки — основа нравственно-патриотеческого и словесного воспитания в ДОУ

Оксана Колесник
Русские народные сказки — основа нравственно-патриотеческого и словесного воспитания в ДОУ

«Воспитание - самое святое из всех святых дел».

Святитель Феофан Затворник

Детское чтение традиционно начинается со сказок. «Что за прелесть эти сказки! – восклицал в одном из писем Александр Сергеевич Пушкин. - Каждая есть поэма». Он имел в виду, конечно, старинные русские сказки, в которых добро четко отделено от зла, красота – от уродства, мудрость – от глупости.

Публикация «Русские народные сказки — основа нравственно-патриотеческого и словесного воспитания в ДОУ» размещена в разделах

«Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Интересно, что сказал бы великий поэт о сказках, предлагаемых современным детям, пролистав например, красочную книжку комиксов? «Чтение для души – все равно, что хлеб для тела. Слово действует на нас гораздо сильнее, чем мы привыкли думать, - сказал в одном из выступлений доктор философских наук, профессор В. Ю. Троицкий. – Оно может не только дать информацию, выражать мысль, открывать нам нечто в мире, но и преображать нас, созидать, укреплять или разрушать».

Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать, рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.

Сказкаложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни : честность, преданность, смелость, коллективизм. Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам логики».

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Из поколения в поколение на Руси добрые сказки передавали Арины Родионовны, воспитывая детей в русском, православном духе. Сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. Потом на этих народных поэмах возросла русская классическая литература в лучших своих проявлениях.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

Им свойственны необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы (добрый конь, серый волк, красна девица, добрый молодец); а также сочетания слов (идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, долго ли коротко ли); определения (сыновья мои милые; солнце красное, красавица писаная); употребление слов, которые придают им уменьшительно-ласкательное значение (маленький братец, петушок, солнышко).

Животные в сказках имеют собственные имена: кот – Котофей Иваныч, лиса – Лизавета, медведь – Михайло Потапыч, Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, отражают душу народа, становятся проводником его культуры в сердце ребенка. Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство, поэтому так важно педагогу ДОУ в своей работе постоянно обращаться к ним.

Публикации по теме:

Проект по сказкам Проект по сказкам в старшей группе. Воспитатель: Ванина Ю. А. Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Продолжительность: 5 месяцев.

Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем»Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем» Программа кружка словесного творчества "Творим, выдумываем, сочиняем"Программа по развитию словесного творчества детей 5-7 лет базируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные сказки — основа нравственно-патриотеческого и словесного воспитания в ДОУ
Опубликовано: 6 октября 2012 в 20:58
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД