Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках

Светлана Радзецкая
Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И УТРЕННИКАХ

консультация для воспитателей

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, интересно. Расширяя репертуар народных песен, хороводов, игр, после прохождения курсов повышения квалификации, я решила спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня. Работу я начала с чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах. Обучаясь на курсах в ГОУ ПАПО г. Москва по народному творчеству у Куприяновой Л. Л, ознакомилась с особенностями воспитания дошкольников на основе русского фольклора: разучивание игровых хороводных песен, знакомство с элементами русских плясок, приемами исполнения народной песни, игре на ложках и т. д. Все это пригодилось в моей дальнейшей работе: планировала ее так, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии.

Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка. обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ванечка-дружок). И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел,сенечки, грать,они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Во кузнице», «А я по лугу», «Где был, Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Уж ты коваль» и т. д. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

На музыкальных занятиях дети знакомятся и с движениями русской пляски. Это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка. присядка, полуприсядка. Воспитатели в процессе занятий осваивают это вместе с детьми, затем закрепляют вне музыкального занятия.

После того как дети усвоят эти движения, я включаю их в пляски «Кадриль», «Мани-Вани», «Танец с ложками». Кроме песен и плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы и потешки с движением. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Эти игры и потешки малыши переносят в свободные игры. Вот здесь воспитателям необходимо закреплять их на прогулке, динамичных паузах, в процессе самостоятельной творческой деятельности. Так хорошо инсценируются потешки «Барашеньки-крутороженьки» и Ваня-простота», которые можно использовать на утренниках. В играх можно пользоваться игровыми зачинами, т. е. водящего выбирать по считалке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

С большим удовольствием дети играют на народных инструментах. Для этого хорошо использовать аудиозапись («Народные инструменты»). По мере возможности мы смогли приобрести некоторые инструмент: деревянные ложки, свистульки, трещотки. Дети обучаются играть на ложках. В репертуаре нашего оркестра русские народные песни «Калинка», «Вдоль по улице метелица метет», «Ах, вы сени», «Светит месяц». Воспитателям необходимо закреплять знания детей о народном творчестве, народных промыслах. Воспитатели должны знакомить детей с народно-прикладным искусством: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой, жостовской росписью. Педагоги должны учить детей расписывать матрешек, жостовские подносы, хохломские бочонки, лепить и расписывать дымковские игрушки. Лучшие работы наряду с изделиями народных промыслов можно использовать при оформлении праздников.

Итогом работы с русским народным материалом являются наши праздники. При составлении сценариев, пользуюсь сборниками «Гармошечка-говорушечка», «Русский фольклор». Так осенью можно провести праздник фольклорный «Это русская сторонка, это Родина моя». Новый год – самый любимый детьми праздник. В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Люди с шутками, прибаутками ходили от дома к дому и колядовали-пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент хорошо использовать при проведении праздника «Святки», а так же в сюжетно-ролевых играх в группе. Скоморохи ходят от дома к дому и колядуют. А в домах могут жить колобок, петух и курица, три медведя, т. е. герои русских народных сказок. Весенние праздники совпадают с народным праздником масленицей - веселой, с гуляньем и катаньем на тройках, с блинами и обильным угощением. «Масленица белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее, ленты красные, лапти желтые, головастые»

Когда работа по использованию фольклора в воспитании детей ведется систематически, это отражается на их успехах. Дети становятся активнее, эмоциональнее, раширяются их представления об окружающей действительности, обогащается словарный запас, повышается интерес к музыке. Замечаешь, что ребята лучше, чем раньше начинают петь, быстро узнают знакомые мелодии, движения становятся раскованными, более выразительными, а это значит-развиваются музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители также обращают внимание на музыкальное развитие своего ребенка, стараются во всем помочь: изготовление костюмов, подготовка реквизитов и т. д.

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

(Из опыта работы музыкального руководителя

МБДОУ ДС комбинированного вида №44, г. Тамбов - Радзецкой С. И.)

Публикации по теме:

Хороводные и народные игры с пением. Использование хороводных игр и народных игр с пением в образовательном процессе ДОУ. Задачи: • Развивать у детей эмоционально-активное отношение,.

Пути реализации творческого потенциала фольклорного материала в работе с детьми Организация фольклорного праздника происходит через работу с детьми на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, через работу с воспитателями.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Иллюстрации
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 09:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о новогодних поделках (совместное творчество детей и родителей)
Фотоотчёт о новогодних поделках ( совместное творчество детей и родителей) Зима у всех ассоциируется с новогодними праздниками и подарками. У всех...
Музыкальное развлечение «Славное море Байкал»
Цель: развивать природоохранные инициативы детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: расширить представление детей об охране природы;...
Новогодние игрушки из фетра: ежик, заяц и пингвин.
Для изготовления ежика понадобится фетр коричневого цвета - иголки, желтого - для мордочки, тела и лапок, синий, черный, оранжевый, зеленый цвет -...
Экскурсия в «Центральную детскую библиотеку» (фотоотчет)
Мы с ребятишками старшей группы посетили нашу «Центральную детскую библиотеку» 14 декабря. Нам рассказали, что такое библиотека. Что такое библиотека?...
Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических...
Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4-6 лет «Путешествие со Смешариками»...