Лучший педагог года

«Русский народный фольклор в воспитании дошкольников». Консультация для воспитателей

Валентина Бибичева
«Русский народный фольклор в воспитании дошкольников». Консультация для воспитателей

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает.

Детский фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.

Публикация «„Русский народный фольклор в воспитании дошкольников“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

"Душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало-большая радость. И печален жребий того, кому не дано её испытать" М. Е. Пятницкий.

Важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка входили в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

Большое значение в развитии ребёнка приобретают такие жанры детского фольклора, как потешки, прибаутки, заклички, приговорки. Яркие эпитеты, текстовые повторы позволяют ребёнку познакомиться с историей русского народа.

Стихи русского детского фольклора поются, читаются, забавляют ребят, звучат у постели засыпающих малышей, учат их животворной народной речи. Необходимо приблизить детей с самых ранних лет к постижению богатств русского слова.

В русском фольклоре маленький ребёнок ощущает себя властелином природы и гордо повеливает стихиям.

Радуга-дуга,

Не давай дождя!

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Дождик, дождик перестань!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Писатель и исследователь А. К. Югов показал плодотворность свободных "оценочных" лексических форм, часто употребляемых в народной речи. Такие формы характерны как раз для детского фольклора.

"Кажется, -замечает А. К. Югов-, ну как можно дать ласкательный, уменьшительный вид. глаголу? А русская мать-крестьянка или нянюшка бесстрашно разрешает этот вопрос: склоняясь над засыпающим или прихворнувшим ребёнком, она говорит ему:"Спатеньки хочешь? или "Питеньки хочешь?" От таких народных словечек речь приобретает яркость, живость, страстность, естественным для поэтического слова, адресованного малышу.

И к растениям и к животным обращается в фольклоре ребёнок, непременно надеясь на отклик:

Стой мой козлик,

Стой, не бодайся,

Белая берёзка,

Стой, не качайся

говорит девочка, привязывая козлика к берёзке.

Ты, бурёнушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернёшьcя вечерком,

Напоишь молочком,-

обращается пастушок к своей бурёнке.

Даже к воде, без которой нет жизни, обращаются строки народной приговорки

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Не просто "умой," а так чтобы, умывание шло в благо младенцу во имя жизни, красоты, веселья:

Чтобы глазоньки блестели

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Это любящая мать приговаривает, умывая малыша, подбирая ласковые слова.

А когда убаюкивают говорят:

Уж ты, котя, коток,

Котя серенький лобок!

Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать!

Как же не наградить волшебного доброжелательного кота?

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Так песня- прибаутка внушает ребёнку симпатию к близким ему четвероногим друзьям. Бурёнушка даёт ему молоко, "серенький коток" готов его убаюкивать, "белолапа" перестаёт лаять, оберегая покой малыша. В этом давнишняя мудрость детского фольклора, первичного источника воспитания.

И труд -радостный, посильный ребёнку, труд-игра-отражён в детском фольклоре :

Я на камушке сижу,

Да топор в руке держу,

Да всё колышки тешу,

Я всё колышки тешу,

Од свой горожу,

Да капустку посажу.

Сажу беленькую,

Да кочанненькую.

"Кочанненькая капуста" - привлекательная форма слова, непривычная, уменьшительная (ласкательная) форма прилагательного, выражающая эмоциональное отношение к предмету.

Русский детский фольклор с далёких времён был школой воспитания с самых малых лет доброго, человеческого отношения к окружающему. Он остаётся им и сегодня одновременно и школой плодотворной для ребёнка фантазии, юмора, живого языка.

Приобщение ребёнка к народному творчеству- очень важная и благородная задача, решить (задачу) которую мы можем только мы с вами, уважаемые взрослые.

Публикации по теме:

Презентация: Фольклорное объединение «Ладушки» клуб «Юность». Центр Развития Творчества Детей и Юношества Программа "Ладушки"имеет художественно-музыкальную направленность. Детский фольклор.

Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста дошкольного возраста Едва ли можно найти материал более близкий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русский народный фольклор в воспитании дошкольников». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 20 марта 2014 в 09:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД