Самоанализ по теме «Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи у младших дошкольников»

Екатерина Альшанцева
Самоанализ по теме «Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи у младших дошкольников»

по теме: «Мелкая моторика и координация движений пальцев рук, как условие развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Екатерина Михайловна Альшанцева

2015 г.

Проблема развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук изучалась с давних пор. В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев….». Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) п. 2.6. эта проблема представлена в двух образовательных областях развитие речи и физическое развитие.

Работая долгое время в детском саду, заметила, что в последние 5 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Многие дети, придя в сад, ещё не умеют разговаривать. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с их одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений.

Выше перечисленные факты помогли определить цель моей деятельности:

развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста по средствам развития мелкой моторики.

Исходя из этого, определила комплекс задач:

1. Совершенствовать систему работы с детьми по развитию речи посредством мелкой моторики и координации движений пальцев рук ;

2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр по развитию мелкой моторики и развитию речи;

3. Сформировать умения детей самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности.

4. Повысить уровень активности родителей в освоении новых форм и методов взаимодействия с детьми по развитию речи.

Для успешной реализации задач придерживаюсь принципов:

- осознания совершаемых действий

- обратной связи

-доступности и систематичности;

-индивидуализации;

-повторяемости материала;

- наглядности;

-интеграции.

По данной проблеме изучила разные точки зрения, это работы: Гаврина С. Е. «Развиваем руки», «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» Колдина Д. Н., Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь», «Пальчиковая гимнастика» Е. С. Анищенкова (Приложение №1, поставила их в основу своей деятельности. В системе использую опыт работы представленных педагогов, ввожу в собственную практику приемлемые и наиболее оптимальные формы и методы работы.

На первом этапе работы для определения уровня развития мелкой моторики и развитие речи провела педагогическую диагностику, использовала метод индивидуальной беседы, наблюдение.

В диагностике принимало участие 19 человек. Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым у – 35%,в стадии формирования –40 %, не сформированы – 25%. (Приложение № 2). На начальном этапе данная ситуация, на мой взгляд, является нормальной, соответствует возрастным особенностям детей.

Данные диагностики помогли определить направление деятельности и выстроить систему работы, которая включает в себя:

- использование оптимальных форм и методов организации детской деятельности в развитии мелкой моторики и речи ребёнка;

-интеграция усилий педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков дошкольников;

-партнерство взрослого и ребенка в процессе деятельности;

- пополнение развивающей предметно- пространственной среды.

Инновационным подходом в организации образовательного процесса связываю с тем, что изучен и положен в основу педагогической деятельности опыт ученых, посвященный развитию мелкой моторики и речи, и на основе анализа данных педагогической диагностики разработана система работы.

В группе создала условия по развитию мелкой моторике, предметно-развивающая среда, построена по принципу зонирования. Оформлен центр любимых сказок. Имеющиеся материал расположен таким образом, что дети свободно выбирают игрушки, книжки. В игровой зоне воспитанники с увлечением играют с мозаикой, пирамидками, столовой посудой при этом, общаясь друг с другом, пытаясь помочь правильно расставить предметы, назвать их. Особое внимание дети уделяют куклам, которых они переодевают в разные одежды, так же им можно заплести косички, завязать ботинки, застегнуть и расстегнуть пуговицы. Дети им рассказывают стихи, сказки и укладывают спать. Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки; пуговицы, бусинки, ракушки, камешки, геометрические фигуры. Достаточное количество развивающих игр, различных видов шнуровок, вкладышей. На территории детского сада мною оформлена пирамидка с несколькими разветвлениями, дети с удовольствием нанизывают кольца разного размера (Приложение № 3).

Для оптимизации своей деятельности составила картотеку игр на развитие мелкой моторики и координацию пальцев рук (Приложение№4).

Придерживаясь принципов, определила последовательность действий в разных режимных моментах.

В непосредственно образовательной деятельности перед детьми ставлю строгую последовательность специальных заданий. Взрослый здесь – инициатор.

В совместной деятельности воспитателя с детьми, входят задачи по развитию социальных навыков освоения разных видов деятельности. Взрослый выступает здесь в позиции партнёра - инициатора.

В свободной самостоятельной деятельности ребёнок саморазвивается, свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый здесь – партнёр.

В своей работе применяю разные формы и приёмы организации детской деятельности. Каждая, из них занимает своё место в педагогическом процессе.

Например, игру типа «Разговор по телефону», организовываю в совместной деятельности воспитателя с детьми. Развиваю социальные навыки общения по телефону. Обращаю их внимание на интонацию, приучаю понимать речь взрослых и сверстников. Эта деятельность детям нравится, они умело нажимают на клавиши телефона, подносят трубку к уху, называя имена, чаще это имена родителей и бабушек. После совершённого звонка у детей положительный эмоциональный настрой, они рады, что их услышали и поняли.

Большой популярностью у детей пользуются пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры провожу в основном в совместной деятельности. Вместе с детьми мы научились изображать из пальцев птиц и животных, разучили про них четверостишия, например в игре «Курочка и цыплята». Выполняя упражнения, вместе с детьми стараюсь задействовать пальчики обеих рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались с помощью стихов или потешек, например «Сорока-белобока», «Капуста» слушая, дети одновременно "инсценировали" содержание прослушиваемого материала с помощью пальчиковых движений и изображения персонажа, их действий. В качестве сюжетного материала использовала произведения С. Михалкого, С. Маршака, К. Чуковского и др.

Стихи, сопровождающие упражнения - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которой, ребёнок занимается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.

Такие упражнения стимулировали детей к запоминанию стихотворных текстов, умение слушать и понимать. Речь детей стала более выразительной.

В непосредственно образовательной деятельности использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печати от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. Детям предлагаю такие задания, как: «прилетела тучка, что она с собой принесла, дети рисуют дождик; снежок (маски, штрихи, точки); выглянуло солнышко – рисуют лучики». Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти рук, в обработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения рук предполагала игры, в которых детям необходимо было проводить параллельные прямые в определённом направлении.

В процессе рисования у детей развивается не только общее представление, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности.

Дети видят свой результат и это им нравится. Воспитанники участники конкурсов детского сада «Дары осени», «Конкурс чтецов «Парад сказочных героев»», где Екатерина Д/, заняла первое место, Елизавета Г. была награждена дипломом за участие. Так же проходил конкурс чтецов посвященный Дню Матери, где Ангелина Ч. была награждена дипломом за участие, а Дарья П. была победителем.

Деятельность по лепке имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятий. В своей работе использовала пластилин, солёное тесто, составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику- согласованны в работе глаза и руки, координация движений, их точность.

В практике применяю один из видов работы с бумагой - рваные поделки. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивность мышления. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

Большой интерес для детей представляло конструирование (конструктор ЛЕГО). Работая с деталями конструктора дети общаются друг с другом при этом речь детей приобретает систематический характер, кроме этого развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Дети научились в быту, в самостоятельных играх налаживать контакты посредством речи.

Не маловажное значение в развитии мелкой моторики и речи ребёнка имеют упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета, которые провожу в индивидуальной работе с детьми. Например, шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц. Постепенно включаю ребенка в процесс одевания. Они сами застегивают и расстегивают себе пуговицы и молнии. Это не только развивает движения рук, но и приучает ребенка к самостоятельности. Кроме этого предлагаю детям, перебирая узелки верёвочки или бусины пальцами, называть по порядку стоящие на столе предметы, картинки или имена детей в группе.

Одним из любимых приём для детей стал самомассаж. Дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождаю стихотворным текстом.

В играх с детьми включаю простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков, это делает игру более разнообразной, развивает ловкость пальчиков. Такие упражнения воспитанники умело применяют в самостоятельной деятельности.

Ежегодно в конце года применяю краткосрочный проект «Умелые ручки». Значимость проекта заключается в его открытости. Каждый участник проекта имеет возможность непосредственного вхождение в образовательный процесс.

Наиболее эффективными приемами для развития речи и мелкой моторики, на мой взгляд, являются драматизация, спектакли и игры, напоминающие театральное представление, которые требуют кропотливой работы детей и взрослых. Чтобы активизировать словарь детей предпочтение отдаю фольклору, русским народным сказкам. Сказки более доступны детям дошкольного возраста, дети эмоционально откликаются на них. Неотъемлемыми помощниками в этой деятельности стали родители. Совместно с ними сделали пальчиковый театр по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка». К инсценировкам привлекаю детей, соответствующими движениями кисти и пальцами рук дети имитируют движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Дети научились выразительно и грациозно выполнять движения, четко проговаривать слова, а так же творчески передавать образы сказочных героев (Приложение №5).

В контактах с родителями использую наглядно – текстовые средства «Как помочь ребёнку заговорить», «Гимнастика для рук». Провожу консультации, родительские собрания, даю рекомендации, советы, организовываю выставки детских работ, использую папки-передвижки, совместно с детьми мною было поставлено представление для родителей, где дети показали свои способности в правильности произношения текста и движений. Провела семинар для родителей по теме: «Играем пальчиками» (Приложение №6).

Считаю, что с использованием этих методов приёмов родители стали более внимательно относится к развитию речи детей, интересоваться и советоваться со мной как им дома заниматься с детьми, какие покупать книги и т. д. Родители участники образовательного процесса.

Работая над развитием речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук, добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикалиционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Родители отмечают положительные изменения: дети научились выражать свои мысли словом, расширился словарь, знают и с увлечением играют в пальчиковые игры.

На контрольном этапе провела повторную педагогическую диагностику, по той же методике (Приложение № 2).

По результатам можно сделать вывод, что на май 2015 года наблюдается положительная динамика:

- показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым повысился с 35% до 65%, в стадии формирования у 35%, отсутствуют дети у которых несформированы показатели.

- основная образовательная программа ДО освоена детьми на 100%;

- дети научились выражать свои мысли словом, озвучивают выполняемые действия;

- расширился активный словарь;

-дети знают и играют в пальчиковые игры;

- совершенствовалась координация движений;

- воспитанники участники и победители конкурсов.

Динамика показала, что мелкая моторика и координация движений пальцев рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста дает положительный результат.

Повышая уровень педагогического мастерства, в системе занимаюсь самообразованием.

В течение года мной было дано открытое мероприятие для педагогов детского сада: «Курочка - Ряба», проведено родительское собрание в форме устного журнала на тему: «Пальчиковая гимнастика-дома».

В январе и в марте 2015 года участвовала в Всероссийском конкурсе творческих работ - для педагогов «Русская масленица!», "Новогодняя мастерская!» .

Принимала активное участие в проведении утренников в разных возрастных группах детского сада.

В 2011 году прошла курсы по программе «Введение в информационные и образовательные технологии 21 века»;

В 2012 году приняла участие в областном этапе конкурса «Экобэби-2012». Наша группа заняла первое место по детскому саду в смотре - конкурсе участков, цветника и огорода.

В 2013 принимала участие в проведение смотра - конкурса методических служб образовательных учреждений района.

В 2013 году принимала участие в районом конкурсе «Воспитатель года Сердце отдаю детям», вручена почётная грамота главы Татарского района «За большой личный вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения». .

В 2014 году участница Вебинаров на тему: «Развивающая среда», «Основные проблемы и тендеции развития дошкольного детства на современном этапе», «ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт».

Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Методическое сопровождение реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации».

На сайте детского сада www.dou – tat. edu54.ru разместила партфолио.

О моей работе положительно отзываются родители и педагоги

По этой теме буду продолжать работать и пополнять свой багаж знаний, используя новые технологии.

Приложение № 1

Список литературы:

1. Гаврина С. Е. «Развиваем руки», 2008г.

2. Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» методическое пособие 2012г.

3. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.

4. Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов. 2006г.

5. Выготский, Л. С. Детская речь: Педагогика, 2006

6. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.

7. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов, М., 2002.

8. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи Н. А. Гвоздев. - СПб. : Детство - Пресс, 2007. - 472 с.

9. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи Б. Ф.

10. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.

11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада -М. : Мозаика-Синтез, 2007. -

12. Галянт, И. Пальчиковые игры И. Галянт, М. Галянт, Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – С. 50-53.

13. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка, Просвещение, 2006. - 315 с.

14. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения, Педагогика, 2004. - 300с.

15. Озеров, В. П. Психомоторные способности человека, Феникс, 2002. – 320 с.

16. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5.

17. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 60-64.

18. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 2002. –

19. Янушко, Е. А. Лепка с детьми. Методическое пособие для воспитателей и родителе. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

20. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.

21. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2001.

22. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.

Публикации по теме:

Как написать самоанализ. Самоанализ моей деятельности за 2014–2015 учебный год Примерный самоанализ. Выпущен мною в виде буклета для воспитателей. ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОСТОИТ ИЗ 3 ЭТАПОВ: 1. СБОР ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ.

Самоанализ НОД согласно ФГОС Самоанализ ООД согласно ФГОС Образовательная область: физическое развитие Задачи: • формировать умение выполнять правила в подвижных играх;.

Самоанализ педагогической деятельности Личные данные Дата рождения 28.08.1957 Образование: среднее - специальное, окончила в 1980 г. Ростовское –на – Дону педагогическое училище.

Самоанализ педагогической деятельности В данный момент прохожу обучение в… * Аспирантуре Южного Федерального Университета на факультете академии педагогики и практической психологииг.

Самоанализ педагогической деятельности Размышление по поводу своей работы, самоанализ. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей.

Самоанализ педагогической деятельности САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13 «Родничок».

Самоанализ НОД по сказке «Колобок» Вашему вниманию была предложена интегрированная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы№2. Для проведения данной НОД.

Самоанализ занятия «Колобок» Самоанализ проведённого занятия. Дата проведения 28 апреля 2014 г. Воспитатель Шевелева Ольга Михайловна Занятие лепка из пластилина с.

Самоанализ образовательной деятельности Самоанализ воспитателя Уважаемые члены жюри, в качестве цели своей образовательной деятельности я выбрала познавательное развитие детей.

Самоанализ занятия по ПДД Самоанализ занятие c детьми раннего возраста по правилам дорожногодвижения «Веселая прогулка»». Цель :познакомить детей раннего возраста.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Самоанализ по теме «Мелкая моторика и координация движений пальцев рук как условие развития речи у младших дошкольников»
Опубликовано: 11 мая 2016 в 16:15
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический мастер-класс «Веселый попугай» из бросового материала
Предлагаю изготовить веселого, забавного попугая из использованных разноцветных стаканчиков и проволоки. Назначение: для оформления летнего...
Фотоотчет «Роботы — это интересно»
21 век внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и...
Конспект занятия по окружающему миру «День рождение города Санкт-Петербург» в старшей...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской области...
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции
Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются в...
Паспорт центра детского творчества
Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе...