Самоанализ «Основные направления работы логопеда по повышению психолого-педагогической культуры родителей»

Твердякова Лариса
Самоанализ «Основные направления работы логопеда по повышению психолого-педагогической культуры родителей»

Самоанализ "Основные направления работы образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей"

Под психолого-педагогическим образованием родителей понимается систематически проводимая работа по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в различных областях семейного воспитания.

Учитывая специфику группы для детей с общим недоразвитием речи, эти направления несколько преломляются.

При взаимодействии с родителями по вопросам развития ребенка у нас возникают определенные трудности. Самая основная состоит в том, чтобы разубедить родителей в некой теории, что у логопеда и воспитателей группы для детей с общим недоразвитием речи имеется волшебная палочка, по мановению которой ребенок избавляется от речевых дефектов. Это образно говоря. На самом же деле им необходимо понять, что ни в коем случае не следует занимать позицию выжидания: поживем – увидим. Прежде всего, необходимо как можно раньше определить характер и значимость недостатка, чтобы своевременно начать занятия по его компенсации. Родители не должны уклоняться от участия в помощи ребенку и надеяться, что это за них сделают специалисты. Еще парадоксальнее выглядит ситуация, когда слышишь фразу от матери, обращенную к сыну: «Я же тебе говорила, чтобы ты выполнил это задание, а ты ничего не сделал». Здесь проявляется полное незнание этапов развития психики ребенка. И еще хуже, если таким образом родитель свою вину перекладывает на хрупкие плечи своего малыша, т. е. травмирует еще и его личностную сторону.

В программе развития дошкольников выделены две задачи.

Первая задача: «Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать

атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга».

Вторая задача: «Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях». Ее решение связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

В противовес информированию родителей о жизни их сыновей и дочерей в детском саду, рефлексивная модель общения педагога с семьей ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского – «обращение назад»).

Задача развития рефлексии особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. В исследовании О. Зверевой в понятие «педагогическая рефлексия» включено умение родителей анализировать собственную воспитательскую деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации.

Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видиотека, аудиотека и т. п.

В нашей группе в этом направлении используются все формы. С предварительной индивидуальной беседы с родителем начинается взаимодействие, целью которого является на доступном пониманию языке в корректной форме донести содержание речевой проблемы ребенка. И еще предупредить о возможных проблемах в более старшем возрасте, т. к. одним из направлений в логопедической работе детского сада является профилактика дисграфии и дислексии и эмоционально-личностных нарушений (вторичных дефектов). Вот с этого момента и начинается психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ. Другой формой является глубокое логопедическое обследование ребенка и заполнение речевой карты, где родители сообщают анамнестические данные, раннее речевое и психомоторное развитие, состояние здоровья ребенка.

Очень продуктивна такая форма взаимодействия с родителями как родительский уголок «Речецветик». В нашей группе соответственно он имеет дефектологическую направленность, содержанием которого являются такие рубрики как:

• страна пальчиковых игр;

• артикуляционная гимнастика;

• уроки мамы и ребенка;

• вести с занятий;

• логопед консультирует.

В общем, название рубрик говорит само за себя, но более конкретную информацию вы можете увидеть в перспективном плане работы с родителями.

Достаточно индивидуальным подходом в работе с родителями в нашей группе представлено издание газеты для родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи «Логопедический вестник». Содержанием газеты является информация психолого-педагогического, логопедического характера, которая, по нашему мнению, может обогатить опыт родителей, познакомит с различными сторонами психического развития ребенка, подскажет методы и приемы при выполнении домашних заданий.

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т. п.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т. д.).

Очень ярко иллюстрируют это направление в работе еженедельные домашние задания, которые выполняются только под руководством родителей. Здесь совместная деятельность охватывает и рисование, и аппликацию, и игру, и составление и сочинение рассказов, сказок, загадок.

Есть у нас и общие проекты. Только, может быть, звучат они не так официально.

Например, при первоначальном взаимодействии с детьми по домашнему заданию практически все родители испытали затруднения, иногда раздражение по отношению к собственным детям, своеобразное недоверие к возможности выполнять задания логопеда.

Это привело нас к мысли применить комплексный подход к решению этой проблемы. Сначала мы провели психологическую диагностику семьи с целью выявить стили взаимодействия родителей и детей в семье. Далее показали родителям в индивидуальном порядке серию занятий с целью обогащения их опыта методами и приемами при организации учебного процесса. Потом провели родительское собрание на тему: «О поощрениях и наказаниях детей в семье». А с детьми мы подготовили несколько психологических этюдов из сборника Чистяковой «Психогимнастика» и показали как часть родительского собрания, целью которых было обогащение эмоционального опыта детей: «Любящие родители», «Гадкий утенок», «Разные настроения». Для нас было приятным удивлением то, что после родительского собрания, где мы сделали и распечатали интерпретацию диагностики, одна родительница попросила бланк этой диагностики для папы. То есть это вызвало интерес у отца, желание активно взаимодействовать с ребенком, а не оставлять эту ответственность для мамы.

Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока. Примером этого направления в работе в нашем саду может служить создание комплексного плана оздоровительных мероприятий, осуществление системы коррекционной работы в речевых группах и др.

Чаще всего работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей необходимо ввести третий блок – контрольно-оценочный.

Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного.

Публикации по теме:

Направления работы воспитателя по повышению психолого-педагогической культуры родителей Под психолого-педагогическим образованием родителей, в данном случае,понимается систематически проводимая работа по передаче знаний,формированию.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Самоанализ «Основные направления работы логопеда по повышению психолого-педагогической культуры родителей»
Опубликовано: 2 марта 2014 в 17:57
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Иллюстрированная большая книга классификаций» (познавательное развитие) — часть 1.
Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с пособием ( содержащим в себе две части) «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для...
Фотоотчет творческой работы с детьми «Волшебные семена»
Фотоотчет творческой работы с детьми "Волшебные семена" Во всех детских садах воспитатели в своей работе широко используют природный материал: в оформлении...
Фоторепортаж «Очаровательный Мезмай, чудесная Гуамка!»
Каждое лето, в отпуске, я езжу в родные места, на Кубань, повидаться с родственниками, отдохнуть на море. Этот год не стал исключением, после...
Праздник «Здравствуй, лето!» (вторая младшая группа)
Проходит на открытой площадке детского сада. Ведущий Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое. Сегодня праздник всех важней, Сегодня...
Наши шкафчики.
Уважаемые коллеги! Лето - время отпусков и отдыха, а для нас воспитателей - время ремонта, обновления наших групповых комнат, участков. Представляю вашему...