Получи документы

Самоанализ педагогической деятельности при работе над проектами

Надежда Мерзликина
Самоанализ педагогической деятельности при работе над проектами

Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного

использования образовательной технологии проектной деятельности

воспитателя группы полного дня пребывания детей дошкольного возраста МБОУ им. Л. Н. Толстого филиал в с. Домачи Мерзликиной Надежды

Публикация «Самоанализ педагогической деятельности при работе над проектами» размещена в разделах

Проектная деятельность в детском саду – это современный инновационный подход в обучении дошкольников, который предусматривает разнообразие форм, методов и средств обучения и воспитания. Проектная деятельность, как педагогическая технология представляет собой интеграцию исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога для достижения конкретной цели, то есть для решения проблемы, которая является значимой для педагога и оформленной в виде определенного конкретного результата.

Технология проектной деятельности выступает в качестве универсального инструмента для стимуляции интереса детей к проблемам, для решения которых необходимо активировать личностный и творческий потенциал. Проектная деятельность является основой для решения проблемы, она закрепляет практическое применение знаний, полученных в рамках образовательного процесса. Другими словами, проектную деятельность можно рассматривать с позиции особого вида интеллектуально – творческой деятельности, которая представлена в виде набора приемов, направленных на решение конкретной проблемы за счет самостоятельной деятельности дошкольников в поиске путей ее решения.

Концепция проектной деятельности состоит в том, что ребенок самостоятельно познает мир через различные виды деятельности : исследовательскую, познавательную, продуктивную, в процессе которой происходит преобразование новых знаний в реальные продукты. Я считаю, что применение проектной технологии в процессе развития и воспитания ребенка эффективно справляется с решением таких задач, как обеспечение полноценного личностного развития ребенка дошкольного возраста, формирование у детей способности к контролю и самоорганизации деятельности, развитие основных психических процессов. Проектная деятельность расширяет знания детей об окружающем мире.

Если ребенок дошкольного возраста хотя бы раз участвовал в исследовании окружающих объектов, то ему непременно обеспечен успех в его дальнейшем обучении в школе. Исследуя окружающий мир ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится планировать работу, рассуждать, наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, экспериментировать, делать выводы, и все это помогает развитию его познавательных способностей. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но также, позволяет углубленно изучить наиболее интересные для дошкольников вопросы. В ходе бесед и дискуссий дети развивают тему, проявляют инициативу, учатся высказывать свою точку зрения, предлагают свои идеи а также учатся считаться с мнением сверстников. Применение технологии проектной деятельности позволяет ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а в последствии способствует успешной адаптации к изменившейся ситуации обучения.

Проектная деятельность позволяет дошкольнику, участвующему в проекте, стать не просто исполнителем, а деятелем. Я считаю, что технология проектной деятельности является базой для развития полноценной личности ребенка. Во время работы над тематическими проектами, я замечаю, что у детей развиваются познавательные навыки, дети учатся ориентироваться в потоке поступающей информации, развивают свои творческие способности.

В рамках проектной деятельности дошкольники совместно с педагогом осуществляют поиск информации, которая может стать основой для решения проблемы. В данном случае педагог выступает в качестве проводника, который помогает найти необходимую информацию и использовать ее на практике для решения поставленной задачи. Максимальная эффективность проектной деятельности проявляется в том случае, когда дошкольники осознают значимость своей работы и пытаются самостоятельно решить поставленную перед ними задачу.

Неотъемлемой частью каждого проекта является исследовательская работа, которая осуществляется детьми под руководством педагога. В качестве отличительной особенности проектной деятельности выступает выдвижение на первый план необходимости в поиске информации, которая подвергается обработке а в последствии представляется участниками проекта в формате презентации.

Во время работы над проектом происходит сотрудничество между педагогом, детьми, родителями. Проекты сплачивают детей, развивают желание и умение работать в команде, нести ответственность за совместную работу, доводить начатое дело до конца.

Свою работу над проектами я разделяю на несколько этапов:

• На начальном этапе определяется выбор темы, ее актуальность, значимость. Создается мотивация, определяется инициативная группа, ответственный педагог. Формируются задачи, способы, методы, принципы, с помощью которых будут решаться задачи проекта с детьми и их родителями.

• На втором этапе происходит планирование деятельности по достижению целей (составление планов, разработка конспектов занятий, сценариев праздников и т. д.).

• Третий этап – это реализация проекта с использованием различных видов деятельности.

• Заключительный этап – это подведение итогов работы, определение задач для новых проектов.

Использование в работе данной образовательной технологии позволяет развивать у детей способность самостоятельно мыслить, четко планировать свою деятельность и принимать обдуманные решения. В процессе своей педагогической деятельности мною подготовлены и реализованы несколько проектов : познавательно-исследовательский, информационный проект «Лучок – наш зеленый дружок», информационно-творческий проект «Люблю берёзку русскую», познавательно-творческий, художественно-речевой проект «Мы любим сказки», экологический проект «Волшебница вода», а также игровой, познавательно-творческий проект «Радостное лето».

Проект «Лучок – наш зеленый дружок» является краткосрочным, групповым.

Тип проекта : познавательно-исследовательский, информационный.

Участники проекта : дети разновозрастной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Проблема: Можно ли вырастить лук на подоконнике? Чем полезен лук? Как можно использовать лук? Создать в группе мини-огород.

Актуальность проекта : Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, которые растут рядом с ними, но зачастую не знают, как растет лук, какие условия необходимы для его роста? Для чего его выращивают и чем же он полезен? Чтобы расширить и конкретизировать знания детей, а также дать им практические умения создан этот проект.

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к посадке и выращиванию лука в комнатных условиях. Узнать о пользе лука.

Задачи: Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, дать знания детям о луке, его строении и о необходимых условиях для его роста. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Вовлекать родителей в участии в проекте. Воспитывать желание ухаживать за растением (полив, прополка, рыхление).

Предполагаемые результаты проекта : Научить детей сажать лук, ухаживать за ним, формировать знания об необходимых условиях для роста лука. Уточнять знания детей о луке – это овощ, богат витаминами, как его употребляют в пищу.

Проект «Люблю берёзку русскую» является долгосрочным.

Тип проекта : информационно-творческий

Участники проекта : дети разновозрастной группы, педагоги, родители воспитанников.

Проблема: Недостаточные знания детей о березе, как символе России, несоблюдение правил экологически грамотного поведения в том числе в семьях воспитанников. Непонимание значимости сохранения русских традиций и воспитания русской культуры у детей.

Актуальность проекта : Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел" : "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать" Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. Реализуя этот педагогический проект, я хочу приобщить детей к изучению родного края через образ березы.

Цель: Знакомить детей с берёзой, как экологическим объектом в разное время года. Приобщать дошкольников к истории русского народа. Дать знания о символе России – берёзе.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, родному краю. Воспитывать внимание, терпение, трудолюбие. Помочь увидеть необыкновенное в обычном. Воспитывать уважение к труду работников лесного хозяйства. Прививать любовь к фольклору.

Образовательные: Расширять представления детей о мире растений. Показать связь мира растений и мира животных. Обогащать кругозор детей. Учить движениям хоровода.

Развивающие: Развивать эмоциональную сферу ребёнка. Направлять естественный интерес и любознательность детей. Развивать художественные навыки.

Предполагаемые результаты проекта :

Расширить представления детей о природе, её значении в жизни человека. Сформировать такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой.

Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы, разовьется творческое и интеллектуальное мышление. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.

Проект «Мы любим сказки», является долгосрочным, групповым.

Тип проекта : познавательно-творческий, художественно-речевой. Реализуется во всех видах деятельности и включает интеграцию образовательных областей.

Участники проекта : дети разновозрастной группы, педагоги, родители воспитанников.

Проблема: В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников.

Актуальность проекта : В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Способствовали этому современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Родители перестали читать детям сказки, часто заменяя их мультфильмами. Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. Благодаря сказке ребенок не только познает мир, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне.

Цель: Развитие интереса детей к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для развития у детей творческой активности в различных видах творчества.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Воспитывать у детей уважение к себе и другим людям. Воспитывать смелость, уверенность, умение преодолевать робость и застенчивость, включаясь в театрализованную игру.

Образовательные: Формировать знания детей о русских народных сказках. Познакомить детей с средствами художественной выразительности. Формировать представление о различных видах театра.

Развивающие: Развивать у детей речь, воображение, мышление. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Предполагаемые результаты проекта : Расширить кругозор детей, научить детей характеризовать поступки, выражать эмоции, понимать чувства других через имитацию образа героев сказок. Использовать знания и умения в разных видах деятельности. Активно участвовать в реализации проекта. Участвовать в совместных мероприятиях, выставках.

Экологический проект «Волшебница вода» является среднесрочным, групповым.

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий

Участника проекта : дети, воспитатели, родители

По роду деятельности : наблюдения, исследования, опыты, продуктивная деятельность.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Актуальность проекта : Вода - любимый детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. На вопрос какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят, что это дым. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница-вода?

Цель: поддерживать у детей интерес к экспериментальной деятельности.

Через опытно-экспериментальную деятельность, расширить знания детей об окружающем мире воспитывать любознательность, активность.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

Образовательные: Выявить свойства воды (не имеет цвета, запаха и вкуса). Познакомить детей с состоянием воды (имеет газообразную –пар, твердую -лед, и жидкую форму). Формировать представление о значении воды в жизни всего живого на Земле.

Развивающие: Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;

Предполагаемый результат:

Для детей: Приобретение детьми знаний о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, воспитание бережного отношения к воде. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования. Обогащение речи детей, взаимодействие со взрослыми и детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов. Выполнение детьми естественно - научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, эксперименты, лепка и т. д.)

Для педагога : Внедрение инновационных технологий, современных методов работы. Совершенствование предметно – развивающей среды. Реализация программы «Дети, природа, экология.»

Для родителей: Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду. Повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей. Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.

Проект «Радостное лето».

Тип проекта : Педагогический

Участники проекта : Воспитатель, дети разновозрастной группы, родители.

Вид: Познавательный, творческий, игровой, групповой, здоровье сберегающий, интегрированный, краткосрочный.

Актуальность проекта : Лето – самое благоприятное время для укрепления и развития детей. Работа в группе полного дня в летний должна быть направлена на то, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием, получили заряд бодрости и здоровья. Немаловажно, что основную часть времени дети находятся на свежем воздухе, это даст возможность повышения двигательной активности, обогащение знаний детей о природе летом.

Цель проекта : Расширить представление детей о лете, стимулировать познавательный интерес. Закрепление и расширение знаний об окружающем мире.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье. Активно вовлекать родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Образовательные: Расширять знания детей об окружающем мире, лете, природных явлениях. Формировать представления детей о здоровом образе жизни. Способствовать развитию познавательного интереса у детей, учить начальным навыкам экспериментирования.

Развивающие: Развивать обобщенные представления о лете, как времени года, его существенных признаках; развивать интерес к родной природе. Развивать сенсомоторику у детей, осязательные и обонятельные чувства, слух, память. Создавать благоприятные условия, способствующие охране жизни и здоровья детей, через использование природных факторов.

Ожидаемый результат: Формирования здорового образа жизни воспитанников. Повышения сопротивляемости организма ребенка к вирусным и простудным заболеваниям, снижение уровня заболеваемости. Повышение двигательной активности дошкольников. Расширение знаний детей об окружающем мире. Развитие творческой активности каждого ребенка, проявление устойчивого интереса к творческой деятельности.

Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности.

Публикации по теме:

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Самоанализ деятельности музыкального руководителя за 2017–2018 годСамоанализ деятельности музыкального руководителя за 2017–2018 год Работая в сельской местности, приходится часто сталкиваться с проблемой организации предметно-развивающей среды. Помещение нашего детского.

Самоанализ непрерывно образовательной деятельности «Пожарная безопасность» Коллеги, вашему вниманию была представлена непосредственная образовательная деятельность, которая разработана для детей средней группы в.

Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ педагогической деятельности при работе над проектами
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 20:02
+112Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД