МААМ-картинки

Самоанализ педагогической деятельности «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Татьяна Воронцова
Самоанализ педагогической деятельности «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Самоанализ педагогической деятельности

«Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Публикация «Самоанализ педагогической деятельности „Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения“» размещена в разделах

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Воспитатель должен доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Расположение детского сада недалеко от дороги обусловило повышенное внимание к проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. По периметру микрорайона проходят основные дороги с большим потоком автотранспорта. Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу.

Как научить дошколят правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице и в транспорте?

Для решения этих вопросов поставлена цель и задачи

Цель создать систему межведомственного взаимодействия учреждений Липецка с привлечением ОГИБДД ОМВД России по г. Липецку, по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах.

Формировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дорогах и знание правил дорожного движения в системе межведомственного взаимодействия учреждений города Липецка.

Задачи:

В работе с детьми:

• учить детей соблюдать правила дорожного движения;

• познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

• воспитывать у детей старшего дошкольного возраста дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде;

• формировать у детей предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, творчества,двигательной активности.

В работе с социумом:

• реализовать единую линию предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства, придав педагогическому процессу познавательный и здоровьесберегающий характер;

обучать детей дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде с помощью интеграции деятельности специалистов учреждения, родителей и социальных партнёров;

• расширять знания о правилах безопасного поведения на улице за счет вовлечения всех субъектов взаимодействия в единое социокультурное пространство;

• разработать систему межведомственного взаимодействия детского сада с учреждениями социума микрорайона по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

В работе с семьё й:

• активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;

• познакомить родителей с современными технологиями по формированию у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах;

• приобщать родителей к участию в совместной жизни ДОУ и семьи.

Для решения поставленных задач было разработано комплексно-тематическое планирование по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на основе межведомственного взаимодействия учреждений поселка. Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улице – работа не одного дня.

В своей работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:

- последовательность – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;

- наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;

- деятельность – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;

- дифференцированный подход - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

- возрастная адресованность – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

- проектный метод обучения;

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- личностно-ориентированная технология;

- технология игрового обучения;

- метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей:

- обсуждение просмотренных видеосюжетов;

- ролевое проигрывание ситуаций;

- тренинговые игровые упражнения и задания;

- анализ родителями и педагогом поведения ребенка;

- обращение к опыту родителей;

- использование информационно-коммуникативных технологий.

Работе с родителями уделяется много внимания, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность.

Проводила:

-анкетирование родителей по теме «Знает ли мой ребенок правила дорожного движения это помогло определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения;

-консультации, рекомендации, беседы, проведение семинаров-практикумов, мастер-класс, бесед за круглым столом, конференций, диспутов, дискуссий и др. ;

-наглядная агитация (стенды, памятки, уголки для родителей, выпуск совместных газет, СМИ);

-встреча со специалистами (сотрудниками ГИБДД, общественными инспекторами дорожного движения);

В образовательный процесс, включала три основных составляющих блока, формирующих деятельность : совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность со сверстниками.

Применяла разнообразные формы работы в совместной деятельности : наблюдения, образовательную деятельность, игры-путешествия, викторины, КВН, дидактические игры, чтение специальной литературы, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, игры – тренинги, праздники, развлечения, выпуск газет и листовок и др. Во время самостоятельной деятельности дети играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры, рассматривали иллюстрации, занимались продуктивной деятельностью.

В группе создана развивающая среда: разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; В группе оформлен уголок безопасности, в который входит макет нашего микрорайона, с помощью которого дети учатся решать проблемные ситуации и прослеживают маршрут перед экскурсией, собрана библиотека детской художественной литературы, видеотека с мультимедийным поучительными фильмами и слайдами.

Работа по изучению правил дорожного движения, отработке действий в различных проблемных ситуациях ведется и в летнее время на специально оборудованной площадке «Автогородка», включающее дорожную разметку проезжей части, перекрёстков, пешеходных переходов, где временно устанавливаются светофоры, дорожные знаки. Здесь с помощью игровых транспортных средств (велосипеды, самокаты, роликовые коньки, машины-каталки) на занятиях и в играх дети знакомились со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения.

Совместная работа предусматривала:

Отделение ГИБДД – составление и утверждение плана реализации совместной работы по профилактике ДДТТ «Организация работы детского сада и ГИБДД по профилактике дорожно-транспортного травматизма», просветительская работа среди детей и их родителей, предоставление наглядной информации о состоянии ПДД среди детей дошкольного возраста; оказание помощи в организации и проведении смотров - конкурсов по предупреждению П ДД на уровне города.

Проведен практический семинар для педагогов и родителей «Ознакомление дошкольников с дорожной азбукой», теоретические занятия с детьми из цикла «Дорожная грамота», информационно-практические занятия «Сигналы светофора и регулировщика» и др. Были проведены конкурсы рисунков «Наш инспектор самый лучший», «Вместе с мамой, вместе с папой…», «Так на дороге делать нельзя», «Автокресло - детям». Совместно с сотрудниками ГИБДД проводились акции с общественностью «Осторожно, дети!», «Автомобильное кресло - малышам!» и др. ;

Были проведены совместные мероприятия с родителями по профилактике ПДД – творческие конкурсы «Наш инспектор самый лучший», «Внимание, дорога и др., игры-тренинги, развлечения «Грамотные пешеходы», «В стране дорожных знаков» и др., конкурс среди педагогов детского сада по изготовлению методических пособий по профилактике ПДД

МБОУ «СШ 31» - одной из эффективных форм работы являлась организация совместной деятельности начальных классов школы и подготовительных групп детского сада. Так был разработан долгосрочный проект по теме «Правила движения – знай и выполняй.

Во время тематического месячника по профилактике ПДД «За безопасность дорожного движения» проводились мероприятия по изучению правил дорожного движения : викторина, КВН «Знатоки правил дорожного движения» и др., экскурсии с юными инспекторами из МБОУ «СШ №31» по теме «Улицы нашего микрорайона», соревнования «Красный, желтый, зеленый» и др., конкурс с детьми старшего дошкольного возраста «Так на дороге делать нельзя», «Я придумал новый дорожный знак», выступление агитбригады СШ «Высший класс!». Проведены совместные агитационные пробеги «За безопасность жизни на дорогах, «Соблюдайте правила дорожного движения», «Автомобильное кресло - малышам!» и др., целью которых было обращение внимания общественности на необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дорогах и предотвращение дорожно-транспортных происшествий с детьми на улицах города.

Библиотека. Сотрудниками центра и детским садом был разработан долгосрочный проект «Безопасное колесо», в рамках реализации которого для детей старшего дошкольного возраста проводились беседы «Правила для пешеходов», «Осторожно - дорога «История правил дорожного движения», конкурсы «Дорожная грамота», «Твой приятель Светофор», конкурс юных чтецов «Это должен знать каждый!», конкурс пословиц и поговорок о правилах дорожного движения. Для родителей были организованы выставки детской литературы по проблеме обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на улицах города, беседы «Полезное чтение для закрепления знаний дорожного движения!», «Воспитание у детей дошкольного возраста позиции грамотного пешехода, посредством чтения произведений детских писателей», конкурсы «Книга сказок для малышей по ПДД».

Межведомственное взаимодействие ДОУ с учреждениями города, единые требования воспитателей и родителей обеспечили формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге. А самое главное, что за все годы не было ни одного случая ДТП, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Вышеописанные действия, направленные на привитие навыков безопасного поведения на проезжей части дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования способностей ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей. С этой целью с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностика развития детей дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения. Обобщение педагогического опыта по обучению детей правилам дорожного движения представлена в различных формах: участие в семинарах, педсоветах; тесное сотрудничество с инспекторами ГИБДД; привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по изучению ПДД.

В результате запланированной работы расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения :

- дети с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением ПДД;

- проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения;

- могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях;

- умеют правильно переходить проезжую часть дороги, правила поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;

- научились распознавать знаки: информационно-указательные, предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса;

- обогатили свои знания правилами дорожного движения в условиях плохой погоды;

- значительно расширился и обогатился словарный запас детей.

В ходе диагностики с 2021 года по 2023 год выявилась позитивная динамика в старших группах и подготовительных группах: высокий и средний уровень знаний детьми правил дорожного движения повысился с 57% до 84%, низкий уровень снизился с 43% до 16%.

Воспитанники старших и подготовительных групп:

-имеют представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, действий в непосредственной близости от опасных участков дороги и т. п.);

-умеют классифицировать дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;

-знают разные виды транспорта, уметь их классифицировать;

-сформированы знания о культуре поведения в транспорте;

-могут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.

Система межведомственного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с учреждениями города через использование позволила сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.

Результативность работы проявляется в использовании знаний правил дорожного движения детьми в разных видах образовательной деятельности : занятиях, выставках, играх, активном участии воспитанников в акциях, конкурсах муниципального и областного уровня. В ходе такой целенаправленной и систематической работы у детей формируются представления о правильном переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности. И несомненно положительный результат заключается в том, что за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного нарушения правил движения нашими воспитанниками.

Публикации по теме:

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаДидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Самим детям трудно самостоятельно.

Лэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаЛэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие – лэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста. Представляю вашему вниманию лэпбук, который.

Фотоотчет о КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели: Кичигина Л. И. Хахонина Г. В. Цель: Формирование.

Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возрастаКВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели: Кичигина Л. И. Хахонина Г. В. Цель: Формирование.

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизмаОбучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ педагогической деятельности «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Опубликовано: 17 января 2024 в 14:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД