МААМ-картинки

Самоанализ работы по самообразованию по теме «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

Наталья Сертакова
Самоанализ работы по самообразованию по теме «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

Я, Сертакова Наталья Михайловна, воспитатель детского сада комбинированного вида «Умка». Педагогический стаж на данный момент составляет 20 лет. Имею высшее педагогическое образование, 2 квалификационную категорию. В этом детском саду я работаю с сентября 2012 года.

В нашем образовательном учреждении специфика учебно – воспитательного процесса определяется «Образовательной программой», структуру которой определяют новые Федеральные государственные требования; «Программа развития», разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании»; «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ»; базисной программой «Детство»; новым СанПиНом.

Публикация «Самоанализ работы по самообразованию по теме „Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей“» размещена в разделах

Провожу педагогическую деятельность по комплексной программе «Детство», авторами которой являются В. И. Логинова, Т. И. Бабайцева, цель которой развитие полноценной развитой личности в процессе воспитания и обучения. В своей работе использую ряд порциональных программ: по речевому развитию – «От звука к букве» Колесниковой Е. И., по социальному миру – «Основы безопасности и жизнедеятельности» Стёркиной Р. С., Авдеевой Л. А. по экологии - воспитание убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний.

Основная цель. программы развития ДОУ

Создать условия для повышения качества образовательного процесса, максимально обеспечивающего здоровьесбережение, развитие и саморазвитие воспитанников как основы успешного обучения в школе и повышения социального статуса дошкольного учреждения.

Достижение основной цели Программы обеспечивается решением подцелей и выполнением соответствующих задач.

Подцель 1. Совершенствовать развитие самоуправления в ДОУ и модель образовательного учреждения в соответствии с запросами социума, расширяя количество образовательных услуг, обеспечивающих его конкурентоспособность.

Подцель 2. Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГТ, примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для обеспечения разностороннего развития с учетом познавательных потребностей и индивидуальных возможностей детей.

Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. Оно зависит от таких факторов, как здоровье родителей – наследственность, от экологии, условий жизни, воспитания ребёнка в семье. В неблагоприятных условиях эти факторы оказывают негативное влияние на здоровье ребёнка. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей сейчас очень актуальна. Для разрешения данной проблемы приоритетной целью образовательного учреждения, где я работаю, является: укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной культуры.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

1. использование профилактических методов в системе комплексных мероприятий по оздоровлению в детском учреждении;

2. оптимизация двигательной активности детей, направленная на укрепление здоровья, достижения хорошего уровня физической подготовленности;

3. совершенствование форм работы с родителями в рамках сотрудничества по воспитанию здорового ребёнка.

Осуществление этих задач происходит в сотрудничестве со всем коллективом.

В своей группе профилактическую работу веду в следующих направлениях:

- воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса (серия занятий по теме «здоровья» по социальному миру); - физическое развитие и оздоровление детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, часы двигательной активности, физкультурные праздники, весёлые старты, закаливание, точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, самомассаж);

- профилактическая - лучно – чесночная, ионизация воздуха; подушечки с душистыми травами, для сна. Фитотерапия – полоскание горла после сна отварами трав. Учёт роста ребёнка в подборе мебели, а также группы здоровья, в подборе гибкого режима в течение всего дня. С целью очищения воздуха, обогащения озоном использую растения – фильтры. Адаптивная физкультура - коррекция осанки; стопы;

- обеспечение психологического благополучия (цикл занятий по ситуации общения, создание комфортной обстановки, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, психогимнастика, гибкий режим в течение всего дня);

- работа с родителями (изменение отношения родителей к здоровому образу жизни; вовлечение родителей в процесс оздоровления с помощью консультаций, бесед, организации клуба для молодых семей, участия в спортивных мероприятиях с детьми, просмотр занятий, встречи с медицинскими работниками, знакомство со здоровье сберегающими технологиями).

В результате проведённой работы по профилактике заболеваний дети стали меньше болеть, с удовольствием посещают детский сад. Планируем продолжить эту работу, ежемесячно анализировать причины заболеваемости, стремиться выпустить будущих первоклассников готовыми к обучению в школе. Вся эта работа ведётся в системе, комплексно. Используется интегрированный подход к организации физкультурно-оздоровительной деятельности. А индивидуально-дифференцированный подход позволяет обеспечить максимальное развитие ребёнка с учётом группы здоровья, уровня физического развития и подготовлённости. Свои занятия я провожу независимо от раздела программы в режиме смены динамических поз, ориентируюсь на здоровье сберегающие технологии В. Ф. Базарного, Уманской А., Аветисова Э. С. (упражнения на разработку мышц глазного яблока, Стрельниковой А. Н. (упражнения на укрепление дыхательного тракта, релаксационные упражнения, снимающие нагрузку, стресс.

Результативность в образовательном учреждении, где я работаю, создана программа развития, цели которой:

- повышение качества образования через грамотное построение целостного педагогического процесса,

- создание условий для развития ребёнка дошкольника как субъекта детской деятельности.

Для решения поставленной цели и реализации программы развития я создаю условия для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ребёнка. Сохраняю и укрепляю физическое и психическое здоровье детей через валеологизацию педагогического процесса. Способствую развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельной познавательной деятельности и развитому мышлению, развитию умственных способностей и логически правильной речи; обеспечиваю единый процесс социализации, индивидуализации личности дошкольника через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей; оперативно реагирую на индивидуальные потребности детей.

Реализую данную цель в процессе обучения детей с помощью различных технологий. С целью обеспечения психологического комфорта я люблю использовать такую форму оздоровления, как музыкотерапию. Музыка помогает мне определить характер той или иной деятельности, настраивает ребёнка на результат.

Гуманистическая, личностно–ориентированиая педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать ребёнка целью всего процесса организованного взаимодействия с ним. На сегодняшний момент происходит смена репродуктивной функции воспитания на создание креативной творческой личности.

В общении я придерживаюсь личностно- ориентированной модели, которая позволяет мне наладить контакт с ребёнком, войти в мир его интересов. Главной целью, принятой модели общения является: обеспечение чувства психологической защищенности, радость существования, развитие индивидуальности каждого. Личностно-ориентированная модель реализуется через демократический стиль общения с детьми. Предоставляю возможность каждому ребёнку проявить свои способности в процессе коллективной деятельности (учебная, игровая деятельность, уметь доказать свою точку зрения. Во время проведения занятий формирование знаний, умений и навыков не является целью соей работы, а лишь средством развития полноценной личности ребёнка. На протяжении всего занятия, я и дети становимся полноценными партнё рами в достижении намеченных учебных задач: мы анализируем вместе и приходим к выводам. Но не все задачи мы выполняем совместно, есть те, которые ребёнок в силу своего возраста, психологических особенностей и способностей может решить самостоятельно. А существуют те задачи, которые детям пока не доступны.

И в этом случае мы работаем над проблемой вместе. Я стараюсь учитывать «зону ближайшего развития» детей (это то, что сегодня делает ребёнок с взрослым, а завтра самостоятельно). При оценивании результата использую самооценку ребёнка с целью осознания своих ошибок. Даю возможность ему почувствовать себя как личность, подвожу к самоанализу. Часто использую

Предвосхищающую оценку в результате чего, ребёнок сам верит в свои силы и выполняет учебную задачу. Использую напоминание, указание, совет, просьбу, могу сделать замечание, но это относиться не к личности ребёнка, а к допущенной им ошибке. Залогом эффективного взаимодействия в учебной деятельности я вижу в создании психологического комфорта с целью установления взаимопонимания, проникая в детский духовный мир. Ведь если у ребёнка плохое настроение или он не выспался, затруднительно вызвать его на контакт. Следовательно, результативность низкая. Я решаю эту проблему с помощью музыкотерапии, релаксационных пауз, игротерапии. Они позволяют детям отвлечься от негативных мыслей и сосредоточиться на главном – решении учебной задачи.

Здоровье детей зависти от того, как эффективно я использую время, отведённое на обучение. Стараюсь не утомлять детей и преподнести учебный материал в интересной и доступной форме.

Для осуществления этой цели я использую игровые методы и приёмы, так как они обеспечивают основную потребность детей на протяжении всего дошкольного детства. Игровые приёмы направлены на поиск, обработку, усвоение учебной информации, содержащий в себе элемент условности. В состав таких методов входят различные виды игр: дидактические игры, игры-драматизации, эпизодические игровые приёмы. Зная, специфику каждого возраста, использую различные игры в определённых режимных моментах. Например, на занятиях во второй младшей группе я использую дидактическую игру как основную часть занятия, которая сопровождается рассматриванием предметов и вопросами к детям. В остальных группах дидактическое упражнение является частью занятия. Я провожу его с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения. В группе создан уголок физического развития детей, где есть кольцеброс, кегли, скакалки, мячи, обручи. Планируем пополнение уголка новым оборудованием. В работе по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи я использую разные виды игр-драматизаций. В повседневной деятельности без игровых методов и приемов не обойтись: на прогулке – подвижные игры, сюжетные игры; в группе – все виды игр. В адаптационный период – адаптационные игры. Таким образом, в процессе комплексной оздоровительной работы уровень здоровья не снизился и есть перспектива на дальнейшее его повышение.

Также использую метод проблемно - деятельностного обучения. Он проводится с целью постановки перед воспитанниками проблемы, разрешая которую они усваивают не только знания, но и навыки её осуществления. Этот метод позволяет детям становиться активными участниками процесса обучения, они могут высказывать своё мнение и со всеми детьми обсуждать проблему. Проходит метод проблемно – деятельностного обучения поэтапно: постановка проблемы; выдвижения детьми способов разрешения проблемы; обоснование этих предположений; проверка; анализ действия. Таким образом, учитывается потребность ребёнка в признании себя как отдельно взятой активной личности. Итоговая оценка усвоения программы и развития детей группы №10 по результатам диагностики МДОУ детского сада «Умка» на 2012-2013гг. Анализируя итоговую таблицу усвоения и развития детей своей группы на 2012-2013 учебные годы видно, что результативность на протяжении года имеет разные доли. Следовательно, характер взаимодействия, влияющий на результативность, повышался с каждым годом. Значит, выбранное мною направление на педагогику сотрудничества оправдывает себя и требует дальнейшего совершенствования в 2013-2014гг.

Я принимаю активное участие в жизни детского сада. С начала года разрабатывала перспективное планирование по Математике и Социальному миру и углубления по этим предметам. Участвовала в педсовете «Оптимизация деятельности педагогического коллектива по реализации программы, построенной в соответствии с ФГТ и применением инновационных технологий», с презентацией «Игра как средство социальной адаптации дошкольника».

Активно участвую в методической работе детского сада :

ноябре - в смотре – конкурсе «Готовность группы к открытию»;

в декабре - в семинаре практикуме «Организация игры в ДОУ как ведущего вида деятельности», смотре – конкурсе «Зеленый уголок», конкурсе плакатов «Дорожная азбука»;

январь - в просмотре открытых занятий по теме «Организация образовательной деятельности в режимных моментах при реализации образовательной программы ДОУ» интегрированное занятие «В гости к бабушке в деревню» 25 января.

Февраль- смотр – конкурс «Предметно – развивающая среда».

Смотре - конкурсе «Лаборатория познания» 3 место, в просмотре открытых занятий 23 апреля интегрированное занятие «Экскурсия в зоопарк». Составила и защитила проект «семейная хроника, посвященная Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» с 22 января по 8 мая. Провела тематическую встречу с ветеранами. Вместе с родителями собрали Книгу Памяти, содержащую 12 страниц, проведя исследовательско – поисковую работу по розыску родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Заняла второе место в городском конкурсе «семейная хроника», в номинация «История моей семьи».

В городском конкурсе «Уголок любимого края» Пашко Екатерина и ее сын Илья воспитанник нашей группы с совместной работой «Лучший макет» заняли 3 место.

Сейчас я работаю в общеобразовательной группе, возраст с 3 до 4 лет. Дети в этой группе домашние, никогда раньше они не посещали детский сад. В группу кратковременного пребывания не ходили. Для них всё было не привычно: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня. У детей происходила ломка привычек, серьёзная перестройка отношений с взрослыми. В организации работы с детьми я использовала различные вида адаптационных игр. В работе использовала свою методику работы по адаптации детей к детскому саду. В итоге:

23 ребенка прошли легкую адаптацию: к 20-му дню пребывания в детском саду сон пришёл в норму, общение с взрослыми и сверстниками позитивное, питание по режиму. Заболеваемость не более 10-ти дней, без осложнений;

адаптацию средней тяжести прошли 7 детей. К 30-му дню восстановились поведенческие реакции. Процесс вхождения в режимные моменты пришёл в норму. Настроение у детей хорошее;

в тяжёлой адаптации находиться 2 детей. Один ребёнок редко посещает детский сад, другой переведен из другой группы. Родители потворствуют капризам детей. Планирую посетить этих детей на дому, провести индивидуальную работу с детьми и с родителями.

Для того, чтобы детский сад, группа стали для ребёнка вторым домом, необходимо создать условия для комфортного пребывания его в саду. В группе создана именно такая обстановка. Зная каждого ребёнка, утро я начинаю с того, что кому-то необходима моя ласка, кому-то доброе участие, ласковое слово, улыбка, кому-то сначала надо уединиться, в группе для этого есть мягкий коврик. Спокойно разговаривая и приучая детей к такому общению, я не даю возможности переутомляться детям и себе от лишнего шума. В зависимости от настроения детей использую разнообразную музыку (спокойную, медленную, бодрую, весёлую; любимые детские песенки, сказки) Как известно, цветовое решение, тоже, сказывается на самочувствии детей, поэтому группа выдержана в спокойных тонах, с цветовыми пятнами для снятия переутомления. Для сохранения и укрепления психического здоровья создаю оптимальные условия. Наблюдая за детьми, невольно замечаешь, что у детей появляются проблемы. Если мне самой не удаётся их решить, то прибегаю к помощи психолога. О том, комфортно ли детям, с удовольствием ли они идут в сад свидетельствуют результаты анкеты, проводимой на конец и начало года с родителями. Все довольны, и это не может не радовать.

Предметно-развивающая среда эстетично оформлена. В ней организованны центры, которые сохраняют психическое здоровье ребё нка: 1. центр отдыха, позволяет ребёнку расслабиться и избавиться от психического напряжения; 2. центр уединения, где ребёнок может остаться наедине со своими мыслями; 3. спортивный центр, обеспечивает снятие психического напряжения посредству физической активности; 4. центр живой уголок, где расположены декоративные комнатные растения, которые радуют ребёнка положительными эмоциями.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от участия родителей в жизни детей. В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Поэтому тема моего самообразования «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей» В работе с родителями я использую разнообразные формы работы : родительские собрания, «круглые столы», дни открытых дверей, клуб молодой семьи «Лекция-семинар», «»Душевный разговор», где происходит знакомство с программой, задачами, проблемами данного возраста. Родители могут посмотреть на своего ребёнка, отметить его успехи, неудачи. Проводя анкетирование, узнаю, что волнует родителей, в чём они испытывают трудности, Планирую консультации, индивидуальные беседы, в которых даются рекомендации, советы, методическая литература. Через информационный стенд отражается работа детей, материал для занятий с детьми дома. Привлекаю родителей к оформлению утренников, труду на участке, ремонту и украшению группы. Родительский комитет активно участвует в создании среды в группе, оформлении уголков : «Для родителей», «Наша группа», «Живой уголок», «Наше творчество». С родителями проводятся совместные мероприятия: конкурсы, проекты, отмечается «День семьи», «День матери», проводятся выставки рисунков и поделок. Родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, посетить непосредственно образовательную деятельность.

В течение года было проведено 4 родительских собрания : в ноябре «Возрастные особенности детей 3-4 года», в декабре «Охрана жизни и здоровья детей в зимнее время года», в марте «Внимание паводок», в мая «Итоги обучения в общеобразовательной группы 3-4 года», провела ряд консультаций для родителей:

«Игрушки для наших детей», «Традиции семьи», «Развитие образной речи ребенка».

Также активно взаимодействуя с родительским комитетом, были проведены субботники по уборке территорий площадок, покраске веранды, закупке саженцев.

Посещая воспитанников на дому, ближе знакомлюсь с семейным укладом. Очень часто дети ждут к себе в гости ещё раз. Включение родителей в образовательный процесс, прежде всего, важно самому ребёнку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что родители интересуются его успехами, если есть неудачи, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Работа в детском саду предполагает общение с коллегами по работе. С коллективом у меня сложились дружеские отношения. Общение строю на принципах взаимоуважения, эмпатии и толерантности. В своем коллективе я пользуюсь уважением. Я стараюсь помочь каждому, кто просит о помощи. Мы рады успехам друг друга, всегда можем поделиться опытом, знаниями, идеями, дать совет, порекомендовать. Вообще в детском саду очень комфортная атмосфера: знающий, тактичный, всегда готовый прийти на помощь, дать совет, методист, умелый, современный управленец в лице заведующего, творческий, дружный коллектив, хоть и разновозрастный. На работу я иду с удовольствием, жду встречи с коллективом детей и взрослых.

Профессия воспитателя – самая обучаемая. Дети с каждым годом становятся всё любознательнее и пытливее и воспитатели должны уметь ответить на все их вопросы. Для этого нужно совершенствовать своё профессиональное мастерство. В век компьютерных технологий каждому взрослому нужно иметь дома компьютер, принтер, сканер, владеть хотя бы на уровне пользователя компьютерными программами. Я стараюсь не отставать времени. Имею дома современный компьютер, сканер, принтер, Интернет. Выхожу на сайты журналов и газет, знакомлюсь с новейшими программами, общаюсь с другими людьми по воспитанию детей. Стараюсь скачать интересующие меня темы. Работаю с разнообразными источниками информации (книги, электронные пособия, веб- сайты). В своей работе использую следующие программы : Microsoft Ofice Wort(текстовой редактор, Exei (редактор таблиц, Power Point(программа для создания мультимедийных презентаций, Opera Internet Browser.

Сотрудничаю с редакциями «Детство – Пресс» Санкт – Петербург и «Учитель» Воронеж.

2009 г опубликовала методическое пособие «Игра как средство социальной адаптации дошкольников».

2012г – методические пособия «Если ваш ребенок дерется». «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста»;

2013г - методические пособия «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей», «Современные формы работы детского сада с родителями».

Будут опубликованы «Неуверенность в себе дошкольника как социально-педагогическая проблема», «Социальная компетентность дошкольника в условиях реализации ФГТ».

Создала свою страничку на сайте МААМ. RU, где размещаю свои статьи и НОД и участвую в конкурсах.

В этом году я прошла курсы ТОИПКРО на тему: «Проектирование воспитательно – образовательного процесса в условиях современных моделей дошкольного образования» с 16 октября 2012г, где я почерпнула много новой информации.

Посетила ряд семинаров - практикумов:

16 февраля 2012г «Интегративная система воспитательно - образовательного процесса» Картинная галерея;

19 апреля 2012г «Реализация образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» через организацию партнерской деятельности» д/с № 24 «Сказка»;

24 апреля «Организация непосредственно образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ» МБДОУ № 69 «Мальвина»;

22 марта 2013 г «Организация работы в ДОУ по профилактике дорожно – транспортного травматизма через театральную деятельность» МБДОУ «Эврика».

Участвовала во Всероссийской Педагогической Видеоконференции «Педагогический мониторинг как инновационный инструмент обеспечения качества дошкольного образования» на сайте завуч. инфо 25 декабря 2012г,

Опубликовала «Детская агрессивность», «Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями на современном этапе развития общества» 1декабря 2012г, «Родительское собрание в группе 3-4 года» 4 декабря 2012г.

Углубленно работаю над проблемами взаимодействия ДОУ с родителями. Стараюсь активно вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ. Создаю условия для творческой самореализации родителей и детей. Вместе с родителями организую: выставки детских рисунков, провожу проекты.

С февраля по апрель мы участвовали в городском конкурсе «Семейная хроника посвященная Победе в ВОВ 1941-1945гг», где каждый родитель представил рассказ о родственнике фронтовике, сняли видео ролик «Семейная хроника Зайцева Илюши». Вместе с родителями и детьми участвовали в демонстрации, посвященной Празднику мира и труда, ходили на парад.

С мая по октябрь участвуем в проекте «Русское народное творчество», где каждая семья представить рассказ о предмете русской старины, находящейся в семье. В мае проведена НОД по социальному миру с интеграцией музыки, где дети побывали в русской горнице, познакомились с народными загадками и потешками, танцами и хороводами. Родители готовили костюмы к танцам и принимали участие в оформлении музыкального зала.

Для повышения педагогического мастерства, расширения знаний читаю педагогические журналы, новинки методической литературы, с удовольствием посещаю методические объединения, просмотры занятий. Я участвую в работе методической группы по разработке методических консультаций для родителей и педагогов.

У каждого педагога есть свои ступеньки развития, я не останавливаюсь на достигнутом, совершенствую свои знания, умения и навыки. В этом мне помогают специализированная литература и компъютерные технологии. Стараюсь не делать ошибки, просчитываю каждый шаг и стремлюсь к совершеству.

Публикации по теме:

Проект «Архитектура родного города» Аверкина Елена Филипповна, 1977 года рождения, имею высшее педагогическое образование. Окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева в 1998 году по.

Проект «Мини-музей оригами»Проект «Мини-музей оригами» МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №95» ПАСПОРТ, МИНИ-МУЗЕЯ «ОРИГАМИ» Воспитатели: Бороздина О. В. Каленик Ю. М. Г. Каменск – Уральский Сведения об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ работы по самообразованию по теме «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
Опубликовано: 31 мая 2013 в 20:35
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД