Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве

Нина Владимировна Синельщикова
Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве

Проблема воспитания интереса к этнокультуре средствами народной педагогики является актуальной. Особую актуальность приобретает проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве. Именно в этот период происходит становление «национального характера», прививается интерес и любовь к отечественной культуре, формируются представления детей о национально-духовных идеалах. Учитывая исключительную значимость этого процесса, актуализируется вопрос о средствах, помогающих сделать его наиболее эффективным. Одно из таких средств, безусловно, является народная художественная культура, и, в частности, народные песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Средства народной педагогики можно охарактеризовать как символ народной культуры и источник формирования личности ребёнка.

На протяжении своей работы я пробовала выявить и апробировать влияние средств народной педагогики (народной песни, сказки, загадки) на воспитание интереса у дошкольников к этнокультуре.

Определение интереса дают многие ученые: Крутецкий, Зеер, Выготский, и др. И. С. Кон дает следующее определение: Интерес - это «целеустремленное отношение человека к какому-либо объекту. Л. С. Выготский писал: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинкта стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах».

Этническая культура - понятие весьма многогранное, существуют десятки его определений. В качестве исходной мы примем формулировку, предложенную в словаре «Русская философия»: «Этническая культура (иначе - этнокультура) - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением».

В учениях Г. Н. Волкова выделены следующие средства народной педагогики: народные песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки.

Сказка – это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Загадка - это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. Песня – это один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.

Пословицы и поговорки как средства народной педагогики, которые представляют собой систему норм и правил, регулирующих поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Таким образом, в качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки.

Свою работу проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень представлений и развития интереса к этнокультуре у дошкольников. С целью выявления интереса к этнокультуре были проведены диагностические методики О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой: из Научно-методического пособия Мониторинг в детском саду к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования Детство.

Индивидуальная беседа: для выявления особенности отношения к устному народному творчеству у детей средней группы, где задавали следующие вопросы:

Что такое колыбельная песня?

Какую колыбельную поет тебе мама?

Какие русские народные песни ты знаешь?

Назови любимую русскую народную сказку.

Какие маленькие стишки-потеши ты знаешь?

Какие загадки ты знаешь?

Кто придумал русские народные сказки

Почему они так называются?

Диагностическая ситуация «Узнай предмет»: для изучения своеобразия представлений о традиционных предметах быта. Детям предоставлялись картинки с изображением предметов народного быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, сарафан, косоворотка, кокошник, фуражка, лапти, люлька, лавка. Они называли, то что им знакомо.

Диагностическая ситуация «Выбери книгу»: для определения особенности интереса детей к книгам с русской народной тематикой. Предлагались книги «Сборник русских народных сказок», «Сборник малых форм русского фольклора», «Книга о русских народных праздниках», «Сборник волшебных сказок разных авторов», «Стихи о природе», «Разные машины», «Книга о жизни животных», «Комиксы», «Книги с рассказами из жизни современных детей». Рассмотрев, выбирали те, которые им читали или хотелось бы почитать Рассказывали, о чем они.

Так же было проведено анкетирование родителей: для выяснения отношения родителей к традиционной русской культуре и необходимости приобщения детей к основам русской материальной и духовной культуры.

На формирующем этапе проектировала, и осуществляла систему работы по воспитанию у детей дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики, которая строилась на основе результатов констатирующего этапа.

С этой целью разработала план – проект по воспитанию интереса к этнокультуре у дошкольников средствами народной педагогики, который включал в себя: образовательную деятельность, в которую входили: чтение русских народных сказок, небылиц, проведение игр, исполнение русских народных песен, разучивание потешек, закличек, дразнилок, скороговорок.

На контрольном этапе выявила результативность проведенной работы с детьми по формированию представлений и воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики. Мною были проведены диагностические методики, указанные выше.

Сравнивая результаты, я увидела, что после повторного проведения индивидуальной беседы, интерес детей к народному творчеству повысился.

При проведении диагностической ситуации «Узнай предмет». Дети более активно отвечали, что изображено на картинках и могли рассказать, где и для чего эти предметы быта использовались.

Так же при проведении диагностической ситуации «Выбери книгу», интерес детей повысился.

Таким образом, я выявила, что процесс воспитания к этнокультуре будет более успешным при соблюдении следующих условий:

- использование в педагогическом процессе разнообразных средств народной педагогики;

- создание целесообразной развивающей среды;

- привлечение родителей к народной культуре.

Публикации по теме:

«Работа кружка «Детсадовские умельцы» (из опыта работы) «Красота спасет мир». В этих словах заключена великая правда, ибо самое красивое в нашем мире - Человек и, научившись видеть, беречь и.

Проектная деятельность. Тема: «Оренбургский пуховый платок» Целью данного проекта является: развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве
Опубликовано: 21 июня 2013 в 09:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...