Лучший педагог года

Самоанализ. Развитие творческих способностей дошкольника

Наталья Каменская
Самоанализ. Развитие творческих способностей дошкольника

«Развития творческих способностей дошкольников».

Главное действующее лицо образовательного процесса – ребенок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Это происходит в рамках исконно «детских видов деятельности» (А. В. Запорожец) и в доступных для дошкольников формах.

Публикация «Самоанализ, Развитие творческих способностей дошкольника» размещена в разделах

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музыцирование, словотворчество. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

На этапе дошкольного детства, как отмечал Л. С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер (синкретизм – в психологии нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка, проявляется в тенденции детского мышления без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.

Синтез искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства, по мнению педагогов и психологов (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Р. М. Чумичева и др., наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

Учитывая такую особенность искусства, как тяготение различных его видов к взаимосвязи, я строю свою работу на принципе интеграции в подаче образовательного материала. При этом познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения.

Помимо традиционных методов применяю методы, способствующие осознанности восприятия, улучшающие эмоциональную отзывчивость, развивающие воображение, творчество.

Метод одномоментности. Данный метод способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, способствует более полном усвоению информации, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счет глубокого погружения в мир цвета, звука, слова.

Метод контрастности. Данный метод обостряет остроту ощущений ребенка при восприятии зрительного, музыкального, поэтического ряда, облегчает их сопряжение с внутренним миром малыша. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Метод применяю с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

Метод «подмастерья». Взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе на позиции сотрудничества, сотворчества.

Учитывая тяготение дошкольников к игровой деятельности, как к их естественному творческому проявлению, я отвожу детской игре ведущее место.

Театрализованные игры: инсценирование, игры-драматизации, имитационные игры и упражнения, использование элементов пантомимы. Эффективны игры в «живые картины», «путешествия по картине».

Особое место отвожу и сказке. Сказка облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, придуманных детьми, становится красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся эта информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк и музыки.

Учитывая, современные тенденции педагогической теории и практики на современном этапе к формированию творческой личности, и наблюдая за детьми в своей группе, я отметила:

- индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности связаны с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностями и направленностью его личности;

- особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве;

- одни дети проявляют к цвету большой интерес, используют его не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка, для других детей цвет как бы ни существует, они все решают одним тоном;

- проявляются индивидуальные различия и в характере действий ребенка в процессе продуктивной деятельности. Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне; другие ребята сильно переживают свои неудачи, даже плачут, есть и очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети, которые по любому поводу обращаются за помощью;

- одни дети предпочитают рисовать отдельные предметы: у них по преимуществу развивается способность изображения; другие склонны к развертыванию сюжета, повествования. Выражение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер.

Для того чтобы определить направления индивидуального подхода к детям в начале и конце года провожу диагностику, в которой отмечаю какими навыками и умениями изобразительной деятельности владеет ребенок и в какой степени; составляю профиль социального развития каждого ребенка (см. приложение).

Проанализировав свои наблюдения, теоретический материал отечественных и зарубежных авторов, оценила важность и нужность развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Основная цель моей работы - развитие эстетических чувств, представлений и взгляда на мир; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи:

1. Создание благоприятных условий для развития воспитанников:

а. создание благоприятного психологического микроклимата в группе;

б. создание предметно-развивающей среды.

2. Комплексный подход к развитию творческих способностей детей:

а. образовательная художественно-творческая деятельность:

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность детей;

- индивидуальное развитие.

б. развитие детского творчества, самовыражения;

в. приобщение к народному и мировому изобразительному искусству.

г. проведение диагностики, направленной на определение уровня развития изобразительной деятельности, творческого мышления, воображения.

3. Взаимодействие с родителями на основе " педагогики сотрудничества".

По результатам обследования и согласно поставленным задачам, составляю перспективный план работы и план индивидуальной работы.

Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. И это не удивительно, ведь с воспитателем ребенок проводит большую часть времени. Воспитатель устраивает интересные игры и занятия; водит на прогулку; читает замечательные книжки; рассказывает смешные и не очень истории; улаживает конфликты и ссоры. Определяет, когда можно играть или идти на прогулку, побегать или посидеть спокойно. Воспитатель все знает, он может помочь и поддержать; похвалить и поругать.

Именно на воспитателя ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, которое выступит в качестве наиболее благоприятного условия для его развития.

Для этого я осуществляю:

- ориентировочно-личностный подход к каждому ребенку;

- содействую становлению ребенка как личности;

- во взаимоотношениях руководствуюсь принципом: «не рядом и не над, а вместе!»; встаю на позицию ребенка, учитываю его точку зрения; не игнорирую его чувства и эмоции;

- корректировку поведения ребенка осуществляю с помощью позитивных сообщений;

- воспитываю у каждого ребенка чувство уверенности в себе и позитивной самооценки.

Что бы ребенок чувствовал себя свободно и комфортно стараюсь создать способствующую этому атмосферу общения. Именно от меня зависит благоприятный психологический микроклимат группы. Для этого я развиваю в себе следующие умения:

- легко и быстро устанавливать контакт с детьми, проявляя гибкость и терпимость в общении;

- создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

- владеть вербальными и невербальными средствами общения;

- использовать юмор, шутку, народную мудрость (поговорки, пословицы, потешки, прибаутки) в общении;

- регулировать межличностные отношения в детском коллективе;

- планировать ситуацию успеха у каждого ребенка;

- определять психологический микроклимат в группе.

Отрабатывать способы позитивного разрешения возникающих конфликтов, находить свою позицию в общении, давать самим и получать со стороны партнеров реакцию одобрения или неодобрения, дети могут в коллективной игре и проигрывании жизненных проблемных ситуаций, беря на себя определенную социальную роль.

В игре дети учатся общаться и этот стиль общения они переносят в жизнь группы, тем самым так же влияя на психологический микроклимат. Поэтому моя основная задача – обеспечить ребенку условия, в которых бы развивалась игра.

Весь материал расположен в группе таким образом, чтобы дети могли свободно по интересам реализовывать свои замыслы.

Большое количество разнообразных игрушек (куклы, игрушки-заместители, игрушки-самоделки, конструктор, модули, машинки, роботы.) позволяет детям разыгрывать сценки на бытовые темы, по сказочным сюжетам, на основе придуманных и реальных историй.

Имеются различные виды театров: пальчиковый; театр на фланелеграфе; настольный; теневой; уголок ряженья и т. д.

Собраны всевозможные конструкторы: "лего"; деревянные; пластмассовые; железные; крупные модули. Это способствует развитию воображения, развитию речи, познанию окружающего мира.

Я постоянно ищу новые пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширяли кругозор детей, способствовали бы утверждению, установлению чувства уверенности в себе, стимулировали бы их разнообразную творческую деятельность, инициативность и способствовали всестороннему развитию.

Мини – лаборатория была создана, для того чтобы способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

В лаборатории имеются приборы «помощники»: микроскоп, увеличительные стекла, мензурки, колбы, стаканы, ковши, ведерки, пластиковые бутылки.

Природный материал: камешки разного размера и формы, минералы, глина, песок, ракушки, шишки, листья, веточки, мох, семена, кора деревьев.

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, поролона; лоскуты ткани; формочки вкладыши; проволока.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди; краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин;

Разные виды бумаги: картон, промокательная, наждачная, бархатная, чертежная.

А также различные схемы, коллажи, таблицы, альбомы, журналы, различные книги и иллюстрации по обучению навыкам рисования, лепки, аппликации.

Дети моей группы чувствуют себя свободно и раскованно, смело обращаются за помощью и советом, приглашают в игру. Я стараюсь так организовать жизнь детей, чтобы всем в группе было хорошо и комфортно. Этому способствует эмоционально-привлекательная деятельность и внимательное отношение к каждому ребенку.

Развитию у детей творческих способностей способствует совместная образовательная деятельность, организованная в интересных нетрадиционных и игровых формах. Организация процессов созерцания, созидания и общения – три вида педагогического творчества в совместной деятельности по художественной деятельности. Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны, доминирующая – сказочно-игровая форма преподнесения нового материала.

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Сказка – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Считаю целесообразным использование «карт Проппа»:

- наглядность и красочность позволяет ребенку удерживать в памяти большее количество информации;

- развивается абстрактное и логическое мышление;

- сказка обобщает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторских способностей ума;

- активизируется связная речь, обогащается словарь;

- ребенок становится создателем оригинальных литературных произведений.

Погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера или собеседника придадут продуктивной деятельности динамичность, интригующую загадочность. Опосредованный характер сообщаемой информации способствует активному ее усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается.

С целью повышения умственной активности дошкольников и развития интереса к образовательной деятельности я внедряю современные методы и приемы, нетрадиционные формы организации занятий, которые позволяют постоянно менять статическую позу ребенка, что также способствует разгрузке позвоночника.

Наиболее результативными, в моей работе, считаю:

- поисковые вопросы;

- проигрывание жизненных ситуаций;

- создание проблемных ситуаций;

- исследовательская деятельность;

- метод моделирования;

- проективный метод;

- дидактические игры;

- театрализованные действия и др.

Нетрадиционные формы хороши тем, что у ребенка постоянно меняется статическое положение тела, он не переутомляется; вызывают у детей живой естественный интерес, способствующий развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

У дошколят остаются слабыми мелкие мышцы, особенно кистей рук, поэтому я провожу пальчиковую гимнастику, разнообразные графические упражнения, штриховки, копирование, вырезывание мелких деталей, фигур.

В работе использую большое количество иллюстраций, так как у детей преобладает конкретно-образное восприятие внешнего мира. Крупнейший педагог К. Д. Ушинский писал, что дети младшего возраста мыслят формами, красками, звуками.

Художественно-творческая деятельность построена с учетом, следующих принципов:

-поэтапность усвоения приемов и навыков художественной деятельности с учетом возрастных особенностей;

- от уровня графически правильного изображения предметов к развитию способностей самостоятельно творить в области искусства.

Рисование:

- учу регулировать силу нажима на карандаш и кисть, мелок и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета;

- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;

- получать различные цвета путем смешивания определенных красок

- рисовать по представлению и с натуры;

- создавать узоры и образы по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;

- рисовать нетрадиционным способом: пальцем, мятой бумагой, штампами, поролоном зубной щеткой, кляксография, методом отпечатка.

Лепка:

- лепить предметы по мотивам народных игрушек и керамических изделий;

- лепить живые объекты в движении, передавая характерные особенности;

- использовать природный материал;

- рисовать с помощью пластилина.

Аппликация:

- использовать различные приемы вырезывания (симметричное, силуэтное, прием обрывания;

- выполнять плоскостную, объемную, мозаичную, декоративную, из природного материала аппликацию.

Конструирование и ручной труд;

- учу использовать рисунки и схемы при конструкторской деятельности;

- изготовлять различные поделки методом оригами;

- делать игрушки, сувениры из природного материала;

- вышивать на белой ткани цветными нитками.

Расширяю область социально-нравственных ориентаций и чувств детей.

Обогащаю представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных состояниях. Побуждаю детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть, утешить, разделить переживаемые чувства. Учу понимать эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать. Формирую представления детей о себе и своем организме, о своих личных качествах, развивая чувство самоуважения и собственного достоинства.

Все образовательные задачи пропускаю через эмоционально-чувственное восприятие, так как считаю, что ребенок только тогда может понять чувства окружающих людей и окружающий мир, когда будет осознавать свои чувства.

Использование разнообразных форм совместной партнерской деятельности предполагает не регламентированное погружение детей в мир игры, искусства, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Совместная деятельность включает в себя:

- диагностику развития детей;

- наблюдения;

- досуги и праздники;

- работу с моделями;

- педагогические ситуации;

- упражнения;

- создание макетов;

- просмотры фильмов;

- труд;

- поисково-исследовательскую деятельность;

- сборы различных коллекций;

- рассматривание иллюстративного материала (иллюстрации, фото, репродукции);

- беседы и разговоры с детьми;

- различные игры;

- рассказы воспитателя;

- чтение детской художественной и познавательной литературы;

- целевые прогулки и экскурсии и т. д.

Все полученные навыки и умения в совместной деятельности дети переносят в самостоятельную, для которой я создаю развивающую предметную среду и лишь в необходимых случаях поддерживаю инициативу детей.

Самостоятельная деятельность включает в себя:

- создание проблемных ситуаций;

- самостоятельные наблюдения и задания на дом;

- сюжетно-ролевые, подвижные игры;

- предметная деятельность;

- продуктивная деятельность, конструирование, ручной труд;

- общение со сверстниками и взрослыми;

- познание самого себя и т. д.

Очень важно, чтобы ребенок ощутил удовольствие и радость от общения с взрослым, оттого, что решил новую для него задачу, нашел выход из той или иной ситуации путем практических проб.

Характерной особенностью младшего школьника является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности (А. П. Усова). В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к учебной деятельности. Нельзя отмахиваться от детских вопросов, пичкать сразу готовыми знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно.

Если этим пренебрегают, то случается то, о чем писал С. Я. Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «почему?».

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом: «почему?».

Доказано, что дети, не готовые к систематическому обучению – это «контингент риска»: риска испытать наибольшие трудности, риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переживания.

О личностной готовности ребенка к школе я обычно сужу по наблюдению за ребенком в различных видах деятельности и во время беседы. Существуют и специально разработанные планы бесед, выявляющие позицию школьника (методика Н. И. Гуткиной, и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – прослушивание сказки или игры с игрушками.

Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, при работе по образцу. Особенности произвольного поведения я прослеживаю не только при наблюдении за ребенком на занятиях, в совместной деятельности, но и с помощью специальных методик.

Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек по образцу. Аналогична методика Н. И. Гуткиной – «Домик»; дети срисовывают домик, составленный из элементов прописных букв.

Методики Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера: «графический диктант» и «образец и правило».

Более простой методический прием – задания А. Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков».

Диагностические методики используются мной как условие и основа дифференцированного подхода к ребенку и направлены на профилактику школьной дезадаптации.

Однако добиться успехов только усилиями работников детского сада было бы невозможно, если бы не уделялось большое внимание работе с родителями.

Работу с родителями - установление доверительно-делового контакта провожу в 4 этапа:

• Трансляция родителям положительного образа ребенка – перестановка акцентов, так как родители в общении со своим ребенком часто упускают положительные моменты.

• Трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками в его учебной деятельности).

• Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка. Только после первых двух этапов у родителей появляется доверие к воспитателю, и они начинают делиться индивидуальными особенностями ребенка.

• Совместное исследование и формирование личности ребенка, под девизом «Давайте узнавать вместе».

Родители постоянно участвуют в жизни группы:

- совместные физкультурно-музыкальные праздники;

- туристические походы;

- веселые старты «Мама, папа, я – дружная семья»;

- изготовление пособий и игрушек для предметно-развивающей среды и т. д.

- чаепития;

- проигрывание проблемных ситуаций;

- совместный анализ детских высказываний, поведения, творчества.

Результатами моей педагогической деятельности является:

• Снижен уровень заболеваемости детей.

• Повысился уровень усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой по всем разделам.

• Вырос уровень социально-коммуникативной компетентности детей.

• Вырос уровень технологической компетентности детей.

• В группе создан благоприятный психологический микроклимат и социально-организованная предметно-развивающая среда.

• Внедрены наиболее современные и эффективные формы и методы работы

• Обеспечен дифференцированный и индивидуальный подход к детям.

8. Воспитанники участвуют и занимают призовые места в смотрах – конкурсах ДОУ и района:

- РЦ «Континент». Конкурс «Сказки осени» - Благодарственное письмо;

- Неделя еврейской книги - диплом;

- Конкурс театрализованных представлений на пожарную тематику

- Районная выставка «Волшебница Зима» с проведением мастер-классов;

- Городской конкурс «Маленькие фантазеры».

9. Опыт работы был представлен на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через изобразительную деятельность».

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фотоотчёт о посещение методического объединения «Развитие творческих способностей детей»Фотоотчёт о посещение методического объединения «Развитие творческих способностей детей» Хочу поделиться впечатлениями от посещения методического объединения для воспитателей старших групп по теме «Развитие творческих способностей.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ. Развитие творческих способностей дошкольника
Опубликовано: 25 января 2021 в 08:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД