Папки-передвижки

Самообразование «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста»

Светлана Климова
Самообразование «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Колокольчик»

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Климовой С. Ю.

Тема: «Развитие речи в игровой деятельности

у детей дошкольного возраста»

2019-2020 гг.

Младшая группа №2

2019 г.

Пояснительная записка

Публикация «Самообразование „Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Объект исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Цель: Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельности.

Задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

2) Выявить особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

3) Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ.

4) Обобщить теоретические материалы, сформулировать выводы.

5) Расширение и уточнение словаря;

6) Совершенствования грамматического строя речи;

7) Развитие связной монологической речи;

8) Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;

9) Знакомство со звуками;

10) Развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика).

11) Совершенствование пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольников

Методы исследования:

1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы.

2. Наблюдение.

3. Диагностика.

Практическая значимость заключается во внедрении и апробировании дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

Расширение и уточнение словаря:

- введение в активный словарь новых слов и понятий;

- реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

2) Развитие грамматического строя речи :

- формирование навыка согласования слов в словосочетании;

- формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

- развитие умения употреблять предлоги в речи;

- развитие умения конструировать предложения.

3) Работа над звуковой культурой речи :

- развитие артикуляционного аппарата;

- знакомство со звуками русского языка;

4) Развитие связной речи :

- рассказывание о предмете;

- рассказывание по вопросам педагога;

- рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

5) Артикуляционная разминка.

6) Пальчиковые игры.

Предполагаемый результат:

Дети должны уметь:

Формировать грамматический строй речи :

1. Согласовывать слова в словосочетаниях

2. Употреблять в речи предлоги : в, на, за, под, около.

3. Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.

4. Образовывать существительные во множественном числе.

Формирование словаря:

1. Реализовывать новые слова и понятия в речи;

2. пользоваться словарем обобщений;

3. использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т. д.);

4. отвечать на вопросы взрослого;

5. рассказывать по картине совместно с воспитателем.

Этапы проработки материала:

1. Диагностический

2. Прогностический

3. Теоретический

4. Практический

5. Обобщающий

6. Внедренческий

Этапы Содержание работы

Сроки

Диагностический 1. Постановка проблемы

2. Изучение литературы по проблеме

3. Поиск материала в интернете, литературы

Первый год работы над темой

Прогностический 1. Определение цели, задач темы по самообразованию

2. Разработка системы мероприятий, направленных на решение проблемы

3. Прогнозирование результатов

Начало работы над темой

Теоретичекский 1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Изучение материала на сайте Интернета

В течении года

Практический 1. Внедрение педагогического опыта, направленных на решение проблемы

2. Формирование методического материала

3. Отслеживание процесса

4. Корректировка работы

В течение всей работы

Обобщающий 1. Подведение итогов

2. Оформление результатов работы по теме

3. Представление материалов

Внедренческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы

2. Распространение опыта

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Литература по теме:

Материалы с Интернета

Г. Г. Агаян. Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры,-Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

С. Н. Анищенкова. Пальчиковые игры.

Л. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.

Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Морозова. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. - Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб, Паритет, 2003.

Т,А. Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей. –М., Книголюб, 2000.

Е,А, Бабенко. Подвижные игры.

И,В, Кравченко «Прогулки в детском саду»

И,А, Лыкова. Дидактические игры и занятия.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2004.

7. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М. : Мозаика – Синтез, 2014 г.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие длялогопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983

Форма самообразования : индивидуальная.

Источники самообразования : интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Практические выходы (беседы, доклады ….)

1. М/О воспитателей

2. Родительские собрания

3. Индивидуальные беседы с родителями

4. Открытые НОД (занятия)

5. Предоставлять материалы, информацию на сайт школы

6. Проверка ЗУН по развитию речи в виде индивидуальной работы

7. «Недели по развитию речи»

8. Проведение мероприятий

9. Распространение памяток, рекомендаций среди родителей

10. Проведение тестов с родителями, детьми.

Изучение передового опыта (посещение НОД, уроков, мероприятий)

1. Посещение НОД воспитателей

2. Посещение мероприятий воспитателей

3. Беседы со специалистами (логопед, психолог)

4. Изучение литературы

5. Посещение сайтов Интернета.

Итоги работы:

1. Анализ работы за 2 года

2. Создание памяток, рекомендаций

3. Анализ проведения тестов

4. Диагностическое исследование

5. Разработки ООД, родительские собрания; доклады; мероприятия

Перспективный план по самообразованию

на 2019-2020 учебный год

Форма работы

месяц Самообразование Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями

Сентябрь Изучить литературу и

опыты работ по данной теме.

Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы; провести диагностические исследования, составить методическую копилку, картотеки.

Повышение своего уровня знаний.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Оформить в группе «Уголок развития речи».

Д/и. : «Прищепки»

Д/и. : «Шнуровка».

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок.

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

Настольная игра «Мозаика». Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников".

Работа с воспитателями: Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь».

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

Консультация для родителей:

«Роль игры в развитие речи детей»

Октябрь Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Создание дидактической зоны по развитию речи.

Обогащение развивающей среды.

Пополнение картотеки по развитию речи.

Картотека презентаций по развитию речи;

Картотека игр по развитию речи. работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам, штриховка; лабиринты.

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

Заучивание пальчиковой игры «Замок». Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». Настольная игра «Мозаика». Игра «Я катаю мой орех». Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Доклад для воспитателей на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Консультация «Дидактические игры, которые можно провести дома».

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Ноябрь

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

Подготовить папку- игротеку игр по развитию речи для младшего дошкольного возраста.

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Оформление центра развития речи детей : изготовление альбомов предметных картин (игрушки, транспорт, одежда и т. д.)

-пополнение папки сюжетных картинок (Детский сад, времена года, части суток)

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие».

Заучивание пальчиковой игры «Капуста». Пальчиковая игра «Переложи игрушки». Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». Настольная игра «Найди фигуре место». Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»

Сообщение на педсовете по теме: «Активизация речи детей 3-4 лет».

«Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Консультации «Как правильно выбрать игрушку»

«Учите детей рассказывать».

Декабрь

Оформить в группе уголок для родителей с кратким изложением новейших методик по развитию речи.

Составление комплекса артикуляционной гимнастики.

Подбор дидактических пособий на развитие речи.

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т. д.

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь.

Д/игры на развитие речи : «Повтори», «Доскажи словечко», «Кто как кричит».

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

Учить детей одевать и раздевать кукол. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Новое в развитии речи для малышей», выступление на педагогическом совете

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

Январь

Создание пособия для игры с крышками от бутылок.

Составление картотеки подвижных игр на развитие речи согласно возрасту.

Составление комплекса артикуляционной гимнастики.

Изготовление д\ и: «Назови, одним словом», «Из какой сказки».

Игры-драматизации по знакомым сказкам. Словесные игры: «Коза рогатая», «Петушок», «Птички», «Удочка», «Конь».

Чтение: Русская народная сказка «Колобок», «Три медведя»; потешки: «Тили-бом», «Пошел котик на торжок».

Рассматривание: -иллюстраций к сказке «Колобок», «Три медведя» ; - рассматривание картины «Кошка с котятами», «Коза с козлятами» ; -иллюстраций «Овощи и фрукты». Артикуляционная гимнастика: «Сытый хомячок», «Улыбка», «Бублик», «Белочка», «Слоненок».

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».

Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Февраль

Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры).

Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок.

Чтение рассказов, потешек, стихотворений при помощи пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование и бумаги в технике оригами.

Индивидуальная работа с детьми на закрепление полученных знаний.

Разучивание песен и стихов про Масленицу. -Знакомство с пословицами и поговорками.

Доклад «Роль детского сада в активизации речи детей».

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Март

оформление дидактических пособий: «Загадки», «Расскажи сказку», «Скороговорки», «Фонетическая зарядка», «Потешки» - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Д/и Скажи наоборот», «Кто что делает?», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Какой, какая, какое?», «Чудесный мешочек»;

Инсценирование сказок (пальчиковый театр, кукольный театр, дисковый театр).

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Подвижные игры со словами: «Раздувайся мой шар», «Зайчик», «Колпачок», «У медведя во бору» «Лохматый пес»», «Мыши в кладовой», «Передай флажок», «Птицы и автомобили» Пальчиковая гимнастика: «Жил был зайчик», «Цапки – царапки», «Ежик», «Моторчик», «Черепашка».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Беседа на тему «Что такое хорошо, что такое плохо». Чтение стихотворения А. Барто «Помощники».

Оформление информационного стенда «Артикуляционные игры и упражнения».

Консультация на тему: «Веселый язычок: артикуляционные игры для малышей»»

Апрель

Папка-передвижка «Роль дидактических игр в семье и в детском саду».

Оформление информационного стенда «Артикуляционные игры и упражнения».

Пополнение картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото,пазлы).

Разучивание потешек, песенок,

Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!». Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

Консультация на тему «В чём заключается влияние движений пальцев на развитие речи».

Пальчиковый игротренинг «Чудо - прищепки».

Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей».

Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук».

Май

Отчет по самообразованию с презентацией

«Развитие речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Постановка с детьми сказки «Колобок и репка».

Хороводы, народные подвижные игры. - Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т. Д. Дидактическая игра «Чья вещь?», «Не ошибись». Артикуляционная гимнастика («Улыбка», Хоботок»).

Итоговая диагностика.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» В. Ю. Бутусова, воспитатель МБДОУ детский сад «Снежинка».

Проект по развитию речи «Развитие речи детей в игровой деятельности» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ Старомайнский детский сад № 5 Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речи детей в игровой.

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Введение Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Тихеева Е. И. Речь - великий дар природы,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий Автор: воспитатель Галкина Наталья Алексеевна МБДОУ Малозиновьевский детский сад «Ласточка» В Федеральном образовательном стандарте дошкольного.

Самообразование «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: • Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития.

Самообразование «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 15:17
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД