Лучший педагог года

Самообразование «Игры нашего двора. Преемственность между детьми и родителями с целью передачи семейного опыта» Часть 1

Ирина Макарова
Самообразование «Игры нашего двора. Преемственность между детьми и родителями с целью передачи семейного опыта» Часть 1

Игры нашего двора. Преемственность между детьми и родителями с целью передачи семейного опыта

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы

«Школа № 492»

Структурное подразделение № 3 «Медвежонок»

Доклад по самообразованию

«Игры нашего двора. Воспитание преемственности между детьми и родителями с целью передачи семейного опыта игр»

Подготовила: Макарова Ирина Валерьевна

Москва 2015-2016 уч. год

П Л А Н

Публикация «Самообразование „Игры нашего двора, Преемственность между детьми и родителями с целью передачи семейного опыта“ Часть 1» размещена в разделах

1. Актуальность темы.

2. Перспективное планирование взаимодействия с детьми и родителями группы.

3. Консультация для родителей.

4. Анкета для родителей.

5. Картотека игр.

6. Картотека считалок к играм.

1. Актуальность темы

Дайте детству наиграться:

Вдоволь, досыта, не вкратце.

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку открыться!

Главным занятием детей во все века была и остается игра. Именно она является одной из вечных вещей в мире, а может, это особый мир, куда нет доступа взрослым…

Вспоминая детство, мы с теплотой вспоминаем наших дворовых друзей, без которых не могли прожить и дня! Придумывали различные поводы, только чтобы выйти во двор! Сейчас во дворах, где много лет назад звучал детский смех, сверкали пятки ребят, врассыпную разбегающихся для игры в «Казаки-разбойники», рядами выстроились автомобили. «Ну ма-а-ам, ну еще пять минуточек!» приходилось выпрашивать у родителей разрешения погулять. Не хотелось уходить домой, ведь было так интересно и весело играть с друзьями! Это не в «танки» по сетке играть или овощи на ферме «выращивать», это были настоящие детские игры. Ну разве у современных родителей в свое время был такой досуг? НЕТ! Все мы в детстве играли во дворе - разными компаниями, в разных городах, с разными названиями для одних и тех же игр - играли много, до темноты, до хрипоты мамы, которая звала с балкона домой спать или на обед, до сбитых коленок и клятв в вечной дружбе или ненависти. Сейчас смотрим на "поколение next" - и не видим этого. А жаль, так не хватает резиночек, классиков, "вышибал", банальных пряток или достаточно опасных "ножичков". Компьютерные игры, телевизор и фильмы о Человеке-Пауке заменили радость такого живого общения. Даже в детском саду дети редко интересуются дворовыми играми - сидят стайками и изучают компьютерные игры и сотовые телефоны. В детстве наших родителей не было гламурной Барби и радиоуправляемых вертолетов. Зато был двор, откуда их было не дозваться. И главными позывными звучали слова: «Ты выйдешь?».

Чему же учат дворовые игры? Конечно же, они учат находить общий язык, решать споры и конфликты, узнавать себя, пробовать свои возможности, соблюдать правила, стремиться к равенству, адаптироваться в коллективе, взаимодействовать со старшими и младшими детьми, понимать, сочувствовать. Кроме этого, дворовые игры являются самым действенным и естественным для ребенка способом социализации; прививают любовь к движению и свежему воздуху; возрождают интерес к живому общению; предотвращают замкнутость, необщительность, низкую самооценку, произвольность поведения; способствуют преемственности поколений, гармонизируют отношения между родителями и детьми; доставляют детям радость; не имеют принудительного характера.

Мы предположили, что если мы узнаем у родителей воспитанников в какие игры они играли в детстве, изучим правила этих игр вместе с детьми, то это послужит активизации детско-родительских отношений, воспитанию преемственности поколений. А детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, о том периоде, когда они были детьми!

Очень хочется вернуть детям радость этих игр, вспомнить и сохранить эту частичку нашего детства. А вдруг - все это когда-нибудь пригодится детям современного двора?

Взрослые часто говорят, что современные дети уже не те. Так ведь и современные взрослые когда-то были «не теми» детьми для своих родителей.

Ничто не стоит на месте: меняются времена, а вместе с ними и игры.

Попробуем провести параллель, между играми детей 70-80-х годов и теми, что популярны сейчас.

1.2 Из истории развития подвижных игр

На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. В игре происходило закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а так же умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.

Наиболее элементарные игры зародились еще в древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки», игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня).

Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Война», «Городки», «Казаки-разбойники»).

Многие игры воспроизводили в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…»).

Археологические раскопки говорят о высоком уровне развития русских игр и еще 1000 лет назад. На территории древнего Новгорода (10-13в.) обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.

У русских детей были самые разные игры : пальчиковые, состязательные, драматические и хороводные.

Пальчиковые игры предназначались самым маленьким: в основе лежало движение пальцев ребенка, при этом читались короткие стихи.

Состязательные игры – это подвижные игры, цель которых – добиться превосходства над остальными, показать свою силу, ловкость, находчивость.

Драматические – это целые пьесы, диалоги, а хороводные сопровождались плясками, песнями, пантомимой.

Большую часть времени дети проводили на улице. Поэтому уличных игр известно гораздо больше. Лишь в суровые зимние морозы они сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки. В уличных играх всегда участвовало много детей – поэтому они были, как правило, массовые.

Командные игры преобладали среди мальчиков, и, разумеется, «военным» играм оказывалось предпочтение. Такая известная игра, как «Казаки-разбойники», тоже относилось к разряду военных.

Мальчишескими считались игры в бабки, в ножички, камешки.

Из спортивных игр дети предпочитали игры, где основными элементами были бег и прыжки. Скакалку бывало заменяла и простая веревка. Широко распространены были игры с обручами.

Самыми распространенными подвижными играми среди детей были: «Казаки-разбойники», «Лапта», «Горелки», «Городки», «Волк во рву», «Царь горы» и «Жмурки».

Хочется отметить, что не все ушло в небытие. Как и много лет назад, дети водят хороводы, играют в прятки, догонялки, выбирают водящего считалочкой, играют с игрушками. Во что-то время внесло некоторые коррективы, но суть их останется неизменной еще много лет.

У каждого свое детство и все мы дети своего времени. Просто иногда родителям стоит чаще увлекать детей своими играми. Только так возможно сохранить преемственность поколений.

2. Консультация для родителей

«Дворовые игры»

Чем поколения современных детей отличаются от предыдущих? Многие могут наблюдать за детьми и замечать что современные дети, некоторым образом, отличаются от тех детей, которыми были их родители и это нормально. Современные дети дошкольного и школьного возраста практически не играют в дворовые игры. Характерно, что и между собой они тоже общаются мало. Часто дети рассказывают, что любят играть в компьютер, телефон или в приставку. Оно и понятно, ведь новое поколение, выросло на высоких информационных технологиях, которые стали частью нашей реальности. Нам игры кто-то передавал, например старшие дети. В настоящее время даже старшие дети сами не знают, как и во что можно играть во дворе. Как правило, родители, в силу своей занятости, тоже редко учат дворовым играм своих детей. Однако сказать, что современные дети вообще не играют во дворах, тоже не совсем корректно (они играют, но не слишком часто). В настоящее время детей на улице сегодня в два-три раза меньше, чем лет 10 назад или тем более 20. Социальная ситуация такова, что родители боятся отпускать детей на улицу, потому что там небезопасно, им страшно за жизнь и здоровье детей – это естественно. И поэтому детское общение во дворе и сокращено. Надо понимать, что современные родители — это поколение 80 - 90-х годов, а это время, почти в каждом доме появлялся компьютер и игры на улице прекратились в принципе. Современный мир наполнен компьютерами, всевозможными гаджетами и другой техникой, ребенок адаптируется к ним и это процесс совершенно естественный. Наверное, девочки обязательно должны играть в куклы, а мальчишки в «войнушку». Они и сейчас это делают, но по-другому, на компьютере. Сидя за компьютером ребенок не получает полноценного развития, как если бы он играл со сверстниками во дворе. Дворовая игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения. С помощью дворовых подвижных игр развиваются ловкость, быстрота, сила, выносливость, ориентировка в пространстве, меткость и многое другое. Кроме того, подвижные игры положительно влияют на развитие и совершенствование не только физических, но и личностных качеств ребенка. Особое значение дворовые игры имеют для формирования детского коллективизма. Наблюдая за играми можно увидеть, как изменяются и совершенствуются отношения между детьми, а также как развиваются навыки и качества каждого ребенка. Дворовые игры можно условно разделить на 3 группы: подвижные («Салки», «Жмурки», «Прятки» и т. д.) словесные («Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон» и т. д.) сюжетные («Казаки-разбойники», «Гуси-лебеди» и т. д.) Важной особенностью любой дворовой игры являются правила. Они помогают осмыслить детям замысел игры и игровые действия. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность, что делает игру интересной, увлекательной и полезной для развития ребенка. В организации дворовых игр немаловажное значение имеют считалки. Они помогают детям, не ссорясь, определить водящего или того, кто первым начнет игру. Таким образом, в субкультуре дворовых игр создатся разновозрастное детское сообщество, моделирующее многомерный характер социальных отношений, которые существуют в действительности. Ребенок проходя «школу дворовых игр», осваивает заложенные в ней способ и формы взаимодействия, которые в дальнейшем будут использоваться им в жизни. Он учится ориентироваться в сфере человеческих отношений, понимать смысл и задачи человеческой деятельности. Все происходит в естественной и максимально доступной для детей форме без участия взрослого. Давайте вспомним некоторые из них и научим детей играм нашего детства.

Игра «Светофор»

Для игры выбирается площадка и определяется водящий. На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Игроки должны построиться за одной из линий. Водящий становится между линиями, примерно посередине спиной к игрокам. Далее он называет какой-нибудь цвет и игроки должны начать переходить за другую линию. Если у игроков присутствует названный цвет в одежде, то они спокойно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет у игрока, то он должен убегать от водящего. Если водящий запятнал игрока "без цвета", то тот становится не его место. Такая игра хорошо развивает зрительную память и внимание.

Игра «Я знаю пять имен»

Число игроков не ограничено. Однако сильно много не желательно, в виду того, что участникам придется долго ждать своей очереди. Итак, игроки по очереди берут мяч и бьют им о землю. При каждом ударе произносят одно слово. «Я знаю пять имен мальчиков: Вася — раз, Петя-два, Леша — три, Вова - четыре, Дима — пять». Закончив этот ряд слов, переходят к следующему : «Я знаю пять имен девочек» (названий городов, животных, птиц, цветов и т. д.). Если игрок ошибается или долго думает, или «теряет» мяч, ход переходит к следующему игроку. Когда мяч возвращается к этому игроку, то он продолжает с того места, на котором допустил ошибку.

4. Анкеты для родителей

№1

1. Вы любили в детстве играть в игры во дворе? ___ ___

2. В какие игры вы играли?

«Классики», «Казаки-разбойники», «Вышибалы», «Чижик», «Резиночки», «Колечко», «Картошка», «Чехарда», «Пятнашки», «Кондалы».

3. Назовите 3 самые любимые твои игры : ___ ___

4. Правила какой игры вы помните и можете научить детей: ___ ___

5. Считаете ли вы необходимым играть со своим сыном/дочерью?___ ___

№ 2

Уважаемые родители!

Дворовая игра -это один из способов познания мира!

Это возможность стать Вам и Вашему ребенку ближе друг к другу.

Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты, это поможет нам обогатить игровой опыт ваших детей

1. Были ли Вы в детстве участником какого-либо дворового игрового сообщества?

___

2. В какие игры Вы любите играть?

___

3. Каким играм Вас научили ваши родители?

___

4. Каким играм вас научили ваши бабушки и дедушки?

___

5. Каким играм Вас научили ваши сверстники и старшие друзья

___

6. Каким играм научили Вы своего ребенка?

___

7. Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок больше играл и был участником дворового сообщества?

___

8. Хотели бы Вы принять участие в детско-родительском празднике «День дворовой игры

___

9. Опишите правила вашей любимой дворовой игры

___

Публикации по теме:

«Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр» (из опыта работы). Между детьми дошкольного возраста во время игр формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. и не всегда они складываются благополучно.

Фотоотчет. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями.Фотоотчет. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями. В настоящее время, особую актуальность имеет, работа по преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования. Для того, чтобы.

Как обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. Как обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием? Грабарь Э. А. МБДОУ Детский сад №5 «Незабудка» воспитатель.

Конспект игрового праздника «Игры нашего двора» Конспект игрового праздника «Игры нашего двора» Цель: Формирование интереса к Русской национальной культуре, к играм нашего детства. Задачи:.

НОД по ознакомлению с окружающим с детьми 3–4 лет на тему: «Птицы нашего двора» с использованием регионального компонента.НОД по ознакомлению с окружающим с детьми 3–4 лет на тему: «Птицы нашего двора» с использованием регионального компонента. Цель: познакомить детей с внешним видом птиц нашего региона: вороной, воробьем, синицей, с общим строением птиц, с повадками, с питанием.

Преемственность между детским садом и школой в области физического развития Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Российский (советский) психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность.

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием В МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31 «Родничок» функционируют 6 групп для детей от 1,5 до 7 лет. Педагогический коллектив детского.

Преемственность между школьным и дошкольным образованиемПреемственность между школьным и дошкольным образованием Преемственность между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Работа школы и дошкольного учреждения предусматривает.

Проект «Птицы нашего двора»Проект «Птицы нашего двора» Вид проекта: информационно – исследовательский; по содержанию «Ребенок и природа». Тип проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатели,.

Турнир между родителями и детьми «Умники — умницы» Турнир «Умники и умницы» Цель: воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому поиску, самовыражению, самостоятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Игры нашего двора. Преемственность между детьми и родителями с целью передачи семейного опыта» Часть 1
Опубликовано: 23 апреля 2017 в 20:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД