Самообразование на 2016–2017 учебный год «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Попова Евгения
Самообразование на 2016–2017 учебный год «Развитие мелкой моторики дошкольников»

«Развитие мелкой моторики дошкольников»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

8. «Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность, материал должен быть доступным, интересным и разнообразным.

10. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома. (Приложение № 1)

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• лабиринты;

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;

Этапы работы:

1. Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Сентябрь-май

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

2. Внедрение в практику.

Проведение открытых мероприятий:

-«Солнышко в ладошке» (сентябрь);

-«Путешествие в страну пальчиковых игр» (март);

-«Яблочки» (май);

3. Представление опыта работы по теме.

- Выступление на методическом объединении воспитателей «Развиваем пальчики, улучшаем речь». «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»; «Со словами можно и нужно играть!». (ноябрь, май)

- Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют», мини – тест «Хорошо ли слышит мой ребёнок?» (октябрь, февраль)

- Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений. (сентябрь-май)

- Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. (май)

Вывод: смысл данных занятий состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Речь – имеет в жизни огромное значение. За время работы в детском саду наблюдения показали, что у детей довольно часто встречается задержка.

План по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование.

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» на 2017–2018 учебный год План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» на 2017-2018уч. год. Воспитатель Ермилова С. В. Группа.

План самообразования воспитателя на 2017–2018 учебный год «Рисование нетрадиционными техниками для развития мелкой моторики» Тема: «Рисование нетрадиционными техниками рисования для развития мелкой моторики рук» Цели: формирование у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Самообразование на 2016–2017 учебный год «Развитие мелкой моторики дошкольников»
Опубликовано: 17 января 2018 в 23:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник мам — 8 Марта по сказке «Золушка» в подготовительной группе
ПРАЗДНИК МАМ – 8 МАРТА по сказке «ЗОЛУШКА» в подготовительной группе Автор: музыкальный руководитель Пекло Л. А. Мальчики /с цветами/ стоят у боковых стен...
Крылатые письма или друзья по переписке
Сегодняшнюю публикацию хочу начать с отрывка стихотворения Вячеслава Георгиевского, с творчеством которого познакомилась на Стихи. ру: Крылатые письма В...
Занятия по развитию речи «Путешествие в лес»
Занятия по развитию речи «Путешествие в лес» Автор: Валиуллина И. Р, воспитатель д/с №54 "Искорка" г. Набережные Челны, РТ Цели: уточнить и углубить у детей...
Нетрадиционное рисование «Цветные стеклышки — волшебные витражи»
Витраж - от французского - vitrage, от латинского vitrum – стекло. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого прозрачного...
Сценарий театрализованного представления «Лесная аптека»
Рассказчица: Не в каком далёком царстве, Тридесятом государстве – Дело было на Руси… Стариков про то спроси. За деревней стоял лес. Полный сказочных...