МААМ-картинки

«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование

Лариса Шабалина
«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование

Существуют различные определения понятия «общеразвивающие упражнения».

Общеразвивающие упражнения - специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

ОРУ (общеразвивающими упражнениями) называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Публикация «„Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников“, Самообразование» размещена в разделах

ОРУ ещё называют абстрактными или аналитическими, т. к. они почти не встречаются в повседневной жизни человека и состоят из элементов, которые, могут выполняться отдельно.

Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей:

• просты и доступны всем категориям занимающихся. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно;

• они точно дозируются;

• могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях;

• оказывают относительно изолированное (избирательное) воздействие на отдельные части тела и группы мышц;

• позволяют легко регулировать нагрузку.

Обеспечивая разностороннюю подготовку организма, общеразвивающие упражнения помогают освоить различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, катание на коньках, лыжах, и др.).

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

ОРУ способствуют активному развитию :

- гибкости, как способности организма ребенка выполнять движения с большей амплитудой;

- координации, как способности организма ребенка согласовывать одновременные движения разных частей тела;

- разновидностям координации:

а) равновесию как способности организма ребенка удерживать устойчивое положение тела на уменьшенной или повышенной опоре;

б) точности выполнения задания, как способности организма ребенка фиксировать движение в пространстве в соответствии с каким-либо сигналом;

в) пространственным и временным ориентировкам, как способности организма ребенка выполнять движения в заданном направлении с соответствующим ритмом и темпом.

Основная классификация общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела) проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.

Упражнения указанных групп могут быть направлены:

• на развитие отдельных двигательных качеств и способностей - силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и т. д. ;

• на развитие свойств психики - внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр. ;

• на повышение функционального уровня систем организма - упражнения для тренировки дыхательной, сердечно - сосудистой системы, активизации обменных процессов.

Все общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)

Упражнения для рук и плечевого пояса:

1. Поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно, то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;

2. Сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;

3. Круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;

4. Повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;

5. Взмахи и рывковые движения рук;

6. Свободное потряхивание расслабленных рук.

Упражнения для туловища :

1. Наклоны, повороты, круговые движения головой;

2. Повороты головы и туловища вправо, влево;

3. Наклоны головы и туловища вперед (с прямой и согнутой спиной с поворотами направо и налево, наклоны в стороны с различными положениями рук - из разных исходных положений;

4. Круговые движения туловища с различными положениями рук;

5. Поднимание и опускание туловища, лежа на животе, на спине;

Упражнения для туловища и шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, т. к. способствуют растягиванию связок, а это определяет анатомическую подвижность суставов. Упражнения с наклонами вперед и в стороны позволяют добиться нормального поясничного изгиба.

Особенно полезны упражнения из исходного положения лежа на спине и животе, т. к. позвоночник освобожден от тяжести тела и может избирательно укреплять мышцы. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому эти упражнения очень полезны. Упражнения для туловища и шеи выполняются в различных пространственных соотношениях, поэтому они оказывают воздействие на развитие координации, пространственных ориентировок.

Упражнения для ног :

1. Поднимание и опускание ног из исходных положений сидя, стоя, лежа;

2. Сгибание и выпрямление ног;

3. Махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;

4. Приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;

5. Круговые движения стоп ног из разных исходных положений;

Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость. Особенно полезны различные движения стопой, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания. Поднимание, махи ногами, приседания влияют на развитие подвижности суставов, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и таким образом на развитие силы и гибкости ног. Многие упражнения для ног, в особенности дозированные приседания и прыжки, укрепляют сердечно - сосудистую систему, повышают физиологическую нагрузку, улучшают процессы обмена.

Классификация ОРУ может быть выполнена и на основе других признаков.

1) По признаку принадлежности к той или иной системе (европейской, восточной, евроамериканской, ритмопластической и т. п.).

2) Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений. Поэтому все упражнения в свою очередь делятся на три группы: силовые и скоростно-силовые; на растягивание; на расслабление.

3) По признаку преимущественного воздействия на организм: на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат, на активизации обменных процессов, нервную систему (развитие свойств психики - внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.).

4) По признаку развитию определенных двигательных способностей и физических качеств (на силу, скоростно-силовые качества, гибкость, быстрота движений, выносливость, координацию движений).

5) По признаку использования упражнений : без предметов, с предметами (гимнастическая палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки); на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях и др.) и со снарядами (скамейка).

6) По признаку организации группы: выполняемые индивидуально, вдвоем, втроем,

7) Пространственного размещения занимающихся: в кругу, в сомкнутых колоннах, шеренгах, в сцеплении и в движении.

8) По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения : из стоек, приседов, упоров, положения сидя, лежа.

9) По методу проведения: игровым методом (эстафеты, полосы препятствий, сюжетно-образные и др., поточным методом (на месте, с продвижением, серийно-поточным методом, методом круговой тренировки и др. Метод проведения во многом определяет подбор ОРУ.

10) По прикладному характеру применения. В частности, в лечебной физкультуре классификация ОРУ подразделяется на пассивные (с ограниченной и полной амплитудой) и активные упражнения (с помощью здоровой симметричной конечности, без снарядов, со снарядами, с помощью медицинского персонала, на суше, в воде,) с возрастающим усилием, с напряжением, с сопротивлением; коррегирующие, дыхательные.

Итак, общеразвивающие упражнения являются одним из самых распространенных средств физического воспитания в дошкольном учреждении. Они различны по структуре, сложности выполнения, нагрузке, воздействию. Общеразвивающие упражнения играют важную роль в развитии и оздоровлении ребенка, формируют психофизические качества, способствуют развитию двигательного анализатора, нервных центров, управляющих работой тела.

Предназначенные для развития отдельных мышечных групп, общеразвивающие упражнения являются мощным средством укрепления здоровья вообще : они активизируют обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма.

2. Исходные положения

Исходными называются положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения.

Исходные положения имеют существенное значение для выполнения упражнения, от них зависит устойчивость тела, нагрузка на отдельные группы мышц, амплитуда движения, его четкость. Изменение исходного положения ведет к перестройке структуры движения. В общеразвивающих упражнениях для дошкольников используются исходные положения для туловища - стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на одном, двух коленях, на четвереньках, а приседе и разнообразные исходные положения для рук и ног.

Многообразие исходных положений из различных позиций представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Исходные положения из различных позиций

Положение ног Положение рук Исходные положения сидя Исходные положения лежа

1. Основная стойка - пятки вместе, носки врозь, положение рук может быть различным - употребляется как организующий момент перед началом и по окончании упражнений в средней и старшей группах;

2. Стойка ноги сомкнуты - носки и пятки вместе;

3. Стойка ноги слегка расставлены (на ширину ступни) для дошкольников наиболее целесообразна, т. к. обеспечивает устойчивость;

4. Стойка ноги врозь - ноги расставлены на ширину плеч, шага;

5. Стойка ноги шире плеч - ноги широко разведены, носки слегка развернуты;

3. Требования к отбору ОРУ

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо, прежде всего, руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи.

Отбор ОРУ зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми раннего возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы.

Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания, с отягощением или без него и т. п.).

Вместе с тем руководящие условия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:

1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений.

2. Раздача пособий.

3. Способы подачи упражнений.

4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.

С помощью общеразвивающих упражнений педагог решает задачи:

• обеспечить формирование правильной осанки;

• содействовать подготовке организма ребенка к будущей нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;

• применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Подбор физических упражнений, по данным Ю. Ю. Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах.

Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Другой принцип подбора - анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие функции равновесия. К основным движениям, дающим преимущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разновидности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и лазания, подлезания и их разновидности.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие.

Совсем иное дело, если упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.

Третий принцип подбора - физиологический, т. е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (прыжки, другие — относятся к движениям средней интенсивности, третьи — упражнения низкой интенсивности (большинство упражнений в равновесии, действия с мячом на месте и т. д.).

Общеразвивающие упражнения могут выполняться :

• при свободном построении в звенья, в круг,

• при построении в колонны (передача предметов друг другу, в кругу с большой веревкой,

• группами с большими гимнастическими обручами, веревками,

• парами.

При отборе ОРУ учитывается возраст детей. Постепенно увеличивается количество упражнений и дозировка их выполнения (таблица №2).

Таблица 2.

Требования к количеству упражнений и дозировке ОРУ

в разных возрастных группах

Возрастная группа Количество упражнений Дозировка выполнения упражнений

1, 2

младшие группы 3-4 имитационного характера 4-5 раз

Средняя 4-5 4-6 раз

Старшая 5-6 5-6 раз

Подготовительная 6-7 6-8 раз

Подбор ОРУ обуславливается целью постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.

Педагог подбирает упражнения, которые, соответствуя функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью.

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения.

В этом случае старшие дошкольники могут понять структуру нового движения по объяснению. Выполнение по объяснению содержит значительные преимущества: оно не только формирует тело, но и активизирует мыслительную деятельность детей, развивает самостоятельность.

Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда увеличивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет осторожно, с большим психическим напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.

Физические упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Для развития самостоятельности при выполнении общеразвивающих упражнений необходимо обеспечить усвоение определенных знаний.

Воспитанию самостоятельности будут способствовать и упражнения с частичной регламентацией, которые должны широко использоваться в работе со старшими дошкольниками. Так, например, воспитатель предлагает выполнить приседание с прямой спиной, а положение рук ребенок придумывает сам; или дети сами определяют исходное положение для выполнения наклонов и т. д.

Общеразвивающие упражнения должны подбираться для всех мышечных групп, чтобы обеспечить их пропорциональное развитие и разогреть, подготовить организм для выполнения более сложных основных движений.

Предъявляются разные требования к качеству, темпу выполнения ОРУ в зависимости от уровня физической подготовленности детей. От старших детей требуется более точное и качественное выполнение движений.

В 70-е годы XX столетия исследования А. В. Кенеман и Г. П. Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении.

Осознанное выполнение характеризуется следующими показателями: знание структуры общеразвивающих упражнений; понимание последовательности выполнения двигательного действия от принятия исходного положения до достижения конечного результата; умение рассказать о выполняемых движениях, используя пространственную терминологию; анализировать и сравнивать собственные движения и движения других детей;переход от усвоения движения и осознанного его выполнения к овладению возможностями варьирования движений; сознательный перенос полученных знаний, умений, навыков в разнообразные формы организованной двигательной деятельности и повседневную жизнь.

Каждые 2 недели составляется новый комплекс общеразвивающих упражнений (например, для утренней гимнастики).

4. Использование предметов в ОРУ

Многие упражнения проводятся с предметами (погремушками, кубиками, флажками, ленточками, обручами, палками, с природным материалом - шишками, листочками, снежками и др., на предметах (скамейках, стульях, у предметов (у гимнастической стенки, деревьев и др.).

Чаще всего в работе с детьми используются следующие предметы.

• Флажки – действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах.

• Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног.

• Мячи резиновые – они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.

• Гимнастические палки, шест – увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног.

• Обручи – упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики.

• Скакалки, веревки – упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений.

• Гимнастическая скамейка – в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т. к. здесь появляются необычные исходные положения.

• Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка.

Действия с предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук – это активизирует деятельность анализаторных систем.

Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться, делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие - палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется и мелкая мускулатура - предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.

Главный критерий при выборе предметов - целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках; упражнения с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить и глубоко вздохнуть, и т. д.

В этом плане вызывает сомнение полезность упражнений с круговой веревкой : дети разного роста, с разной длиной рук, "связанные одной веревочкой", невольно тянут ее каждый в свою сторону.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников»Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников» Фототчет «Чему мы научились» Моя тема по самообразованию ««Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у младших дошкольников».

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей и физического здоровья детей Кинезиологические методы влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы.

Консультация для родителей дошкольников «Музыка — средство физического развития» Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в.

Общеразвивающие упражнения для старших дошкольников в рамках опытно-экспериментальной работы по олимпийскому движению страна: Финляндия муз. сопровождение: финская полька атрибуты: без атрибутов выполняется в парах 1. и. п. о. с. руки на поясе 1-2 – наклон.

Общеразвивающие упражнения для среднего возраста ДОУ «Поиграем вместе» Общеразвивающие упражнения для среднего возраста ДОУ "Поиграем вместе" Первое упражнение - упражнение "Поймаем снежинку" для плечевого.

Патриоизм как средство духовного и физического развития дошкольников 23 Февраля — один из немногих дней в календаре, когда сильная половина человечества получает законное право принимать от женщин и детей.

Самообразование «Интегрированные занятия, как средство познавательного развития дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 114» Самообразование Тема.

Самообразование «Фольклор как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Тема самообразования: «Фольклор, как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Данная тема по самообразованию.

Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В. А. Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты….

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 11:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД