Самообразование. Творчество калмыцких писателей

Хаваева Саглара
Самообразование. Творчество калмыцких писателей

Самообразование.

Тема: Ознакомление детей с творчеством калмыцких писателей.

Старшая группа № 4 «Зара».

Подготовила воспитатель этнокультурной группы: Хаваева Саглара.

Дошкольное детство - Это важный этап становления морального облика ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности. Богатый материал нравственного и патриотического воспитания детей хранится в произведениях наших калмыцких поэтов и писателей: Боси Сангаджиевой, Григория Кукареки, Веры Шуграевой, Николая Санджиева и др. Любовь к родному языку и культуре прививается детям при изучении творчества поэтов и писателей калмыцкой литературы. Через стихи, рассказы, сказки и поэмы мы воспитываем в детях нравственные качества: любовь к ближнему, уважение к старшим, к труду, к учебе, бережное отношение к природе.

Уже начиная с первой младшей группы мы знакомим малышей с короткими четверостишьями Веры Шуграевой: «Нарн, нарн, наар!», «Зунар», «Бамб цецг» ; Егора Буджалова: «деер цаган», «Дулан хур», «Миисин кичг»; Влодимира Нурова: «Темян», «Зара» и др.

В следующих возрастных группах количество и оббьем стихов увеличивается, а так же идет знакомство с поэзией Боси Сангаджиевой «Гацур», «Кап! Кап! Хур», «Бамб цецг» ; Григория Кукареки: чтение «Осенняя степь», заучивание «Тюльпан», «Сайгачонок на руках».

Поэты пишущие для детей- это глубокие знатоки детской психологии. Например; Бося Сангаджиева хорошо знала и тонко чувствовала детскую душу и окружающий их мир. Детские стихи Сангаджиевой неравноценны, сюжеты их просты, но они содержат для ребенка познавательный материал, и не просто рассказывают о чем-либо, но и воспитывают. Бося Бадмаевна серьезно и доброжелательно разъясняет маленьким читателям- «Что такое хорошо и что такое плохо». Например: В стихотворение «Чай моей бабушки» ярко ощущается национальный аромат, рисуя в стихах весеннюю степь, она восхищена ее широтой и раздольем. Стихотворение «Бамб цецг» свидетельствует о тонком восприятии поэтессой красоты родной природы. Но особенно она любила нежные, яркие тюльпаны. В стихотворение «Матери» воссоздан образ женщины- матери, великой неустанной труженицы. «Калмыцкий чай»-истинное достижение поэзии Боси Сангаджиевой, ритм стихотворения напоминают неторопливую, задушевную беседу за чаем. Поэзия Б. Сангаджиевой- красивая лирическая история современной жизни ее народа.

Для дошкольного возраста рекомендуется рассказы о природе родного края. Рассказы лирического поэта и писателя Григория Григорьевича Кукареки, воспевающего красоту природы нашего края, знакомят детей с миром степи. Это рассказы «Беречь тюльпаны», «Венценосная птица», «Медовая трава», «Потешный зверек». Григорий Кукарека пишет стихи для детей. В библиотечке журнала «Баир» вышли его книжки: «Шел Егорка на рыбалку», «Степная колыбель» «Ласточки береговушки2Которые с удовольствием читают детишки. Творчество Кукареки воспринимается как творчество, настоянное на цветах и красках степи.

Немало для детей написал Николай Джамбинович Санджиев. Он с 1988 г. -главный редактор детского журнала «Баир». Автор сборника стихов «Теенгрин саадг», «Хатхмр зег», «Эцкин баир», «Дождь», «Крылья жизни моей». Несколько его стихов включены в хрестоматию «Нарн». Это «Кок цецг», «Мини Ээх», «Хаври тег», «Бамб цецг», и др. Санджиев лауреат Международной премии «Золотой жеребенок»; на его стихи написано 30 песен. В данный момент он советник председателя Правительства Республики Калмыкии.

Вера Шуграева – народный поэт Калмыкии, заслуженный работник культуры РК, лауреат Государственной премии им. Э. Деликова, автор творческих сборников: «Я живу в степи». «Пламя мечты», «Повседневность», «И все что я люблю» и др.

Вера Шуграева родом из очень музыкального и литературного края- села Цекерта Черноземельского района. Она родилась в многодетной семье, родители были простыми сельскими тружениками. Интерес к книгам, поэзии и литературе у нее пробудилась еще в школе. После окончания школы В. Шуграева в Ставропольский педагогический институт, на калмыцкое отделение филологический факультет.

После окончания вуза В. Шуграева работала в школе, в калмыцком книжном издательстве.

В 1967г. Была издана первая книга – сборник стихов для детей «Где ночует солнце?». Это можно считать событийным явлением в калмыцкой литературе. Только человек, влюбленный в детей, знающий их запросы и интересы, может написать так:

«Пусть придут в мой дом счастливый

Дети мира, я их жду …»

Главная читательская аудитория поэтессы - детская. Около 10 поэтических сборников она посвятила своим маленьким друзьям.

О чем пишет В. Шуграева в детских стихах?

О том, что нужно преданно любить свою Родину, свой народ, природу; о том, как важно быть настоящим Человеком.

Большинство ее стихотворений стали хрестоматийными, вошли в учебники, а многие из них переложены на музыку и стали популярными песнями.

Вершиной творчества В. Шуграевой стал Гимн Республики Калмыкия, написанный в соавторстве с композитором Аркадием Манджиевым.

Стихи и рассказы калмыцких писателей являются неотъемной частью воспитания национального самосознания. У детей формируется уважительное отношение к культуре своего народа, создается эмоционально- положительная основа для развития чувства любви и преданности Родине.

Поэтому очень важно знакомить детей с народным творчеством, а именно с творчеством поэтов и писателей Калмыкии.

Публикации по теме:

Спортивный досуг на основе калмыцких игр для детей старшей группы Цель: укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей посредством использования национальных калмыцких игр. Задачи: продолжать.

Игра–путешествие «В мире детских писателей». 2–3 класс Ведущий (в образе библиотекаря): Слайд 1. - Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Мы рады приветствовать.

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.

Методические рекомендации педагогам. Самообразование Большую трудность для воспитателя представляет составление плана работы по самообразованию. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Самообразование. Мелодекламация «Услышать музыку в стихах» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливым.

Самообразование на тему «Проектная деятельность» АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется.

Самообразование «Нетрадиционная техника рисования с младшими дошкольниками» Цель: Формировать у детей художественно-творческие способности через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Спортивный досуг на основе калмыцких народных играх (старшая группа) Спортивный досуг на основе калмыцких народных играх (старшая группа) Цель: приобщить детей к культуре калмыцкого народа посредством использования.

Творчество детских писателей и поэтов К середине 19 в. прогрессивные революционно – демократические идеи в критике и литературе для детей одержали победу и укрепили свои позиции.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Самообразование. Творчество калмыцких писателей
Опубликовано: 24 марта 2016 в 19:02
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Круги Луллия «Эмоции-музыка-цвета»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных...
Проект «Маленькими ручками — целый мир»
Проект «Маленькими ручками – целый мир». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей группы «Колокольчик», воспитатель. Вид проекта:...
Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»
В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности личности по праву...
Фотоотчет «Театр глазами детей»
Там есть сцена и кулисы, И актеры, и актрисы, Есть афиша и антракт, Декорации, аншлаг. И, конечно же, премьера! Догадались вы, наверно. Это всё -...