О воспитательном значении самообслуживания

Татьяна Белоногова
О воспитательном значении самообслуживания

Самообслуживание.

Одним из видов труда дошкольников является – самообслуживание. Самообслуживание – это удовлетворение естественных потребностей в еде чистоте, одежде. Умывание, одевание раздевание, прием пищи, уход за внешним видом могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

Цель: - «Формирование культурно-гигиенических навыков»

- «Формирование самостоятельности»

Методы формирования самообслуживания:

1. Показ действий

2. Подробные словесные объяснения

3. Последовательность выполнения действий

4. Результат выполнения

Основным методическим приемом формирования навыков является показ каждого элементарного действия и их последовательности. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в тоже время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети поняли как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе.

По мере формирования навыков воспитатель постоянно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Так дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше.

Что дает детям самообслуживание:

- меньшую зависимость от взрослого;

- уверенность в своих силах;

- желание и умение преодолевать препятствия.

Младшие группы:

Формируя у детей младших групп навык самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться.

Например: обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Также постепенно воспитатель приучает пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно.

В целях ознакомления с требованиями по самообслуживанию используют: занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художеств. произведений, просмотры кукольных спектаклей.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Средняя группа.

В средней группе помимо закрепления раннее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.

Поскольку дети к 5 годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача оказание взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье.

Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.

Условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в умения, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Анализ результатов труда, объективная оценка становятся эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя. Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки. Дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для детей авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. В этом возрасте от детей уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.

Старшая и подготовительная к школе группы.

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию. Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников – включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Например, семилетки помогают малышам овладеть некоторыми правилами самообслуживания. Старшие дети учат младших следить за чистотой своего костюма, замечать в нем неполадки, учат умению подойти к взрослому и попросить устранить их. Дети старшего школьного возраста приучают малышей содержать игрушки и материалы в порядке, поддерживать чистоту в помещении. Обучая малышей тем или иным умениям, семилетние дети значительно совершенствуют свои навыки самообслуживания.

Таким образом и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям в этом виде деятельности. Воспитатель обращает внимание на то, кто первым из детей пришел на выручку, разъясняет смысл хорошего поступка. Чтобы разъяснения оказывали педагогическое воздействие на поведение детей, надо познакомить их с рядом конкретных правил по организации помощи, к которой детей приучают.

Требование «Будь помощником сверстников и малышей» можно раскрыть примерно в таких правилах:

1. Оказывай посильную помощь другому в деятельности самообслуживания, если он тебя просит об этом (ему трудно справится самому, или он что-то не умеет).

2. Будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь (ему приятно, он рад, один не справится).

3. Будь добрым по отношению к малышам и сверстникам (они также отнесутся к тебе).

4. Старайся сам во всем быть самостоятельным, но, если почувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся).

Овладение детьми навыками самообслуживания оказывается очень значимым для сближения ребят, для достижения своими силами более высоких результатов в других видах деятельности.

Прикреплённые файлы:

samobsluzhivanie-2_fcqm3.pptx | 83,98 Кб | Скачан: 211
 
Публикации по теме:

Труд — естественная форма активности ребёнка.Труд — естественная форма активности ребёнка. Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Принцип трудового воспитания ребёнка – не.

Труд как средство социализации, формирования личности ребенка, приобщения к человеческой культуре Слайд 1 Семинар проходил 29.11.13 на базе МБДОУ детского сада №71 «Незабудка» Слайд 2 Программа семинара 1. Реализация образовательной области.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
О воспитательном значении самообслуживания
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 19:34
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...