Папки-передвижки

Самодельные настольные игры в изобразительной деятельности (3 фото)

Марина Саранчукова
Самодельные настольные игры в изобразительной деятельности

Самодельные настольные игры в изобразительной деятельности

(Из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии «Волшебная палитра» детского сада № 24 Великого Новгорода по использованию дидактических настольных игр)

Маленькие дети, как и взрослые, замечают красоту вокруг них. Им нравятся ритмичные стихи и песенки, яркие, красивые картинки. Они живо интересуются тем, что происходит в природе. Ребятишки понимают музыку: радуются и печалятся при прослушивании различных мелодий. Соприкасаясь с красотой, дети не остаются равнодушными: у них появляется желание сделать что-нибудь красивое своими руками, так как встреча с прекрасным всегда вызывает желание творить, а это даёт радость жизни, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на ребёнка с целью формирования у него способности видеть, чувствовать, воспринимать прекрасное и самому создавать его. Для эстетического развития личности ребёнка в детском саду организованы разнообразные художественные деятельности : изобразительная, речевая, художественно-речевая, игровая и др.

Публикация «Самодельные настольные игры в изобразительной деятельности» размещена в разделах

В изобразительной деятельности предполагаются следующие основные направления эстетического воспитания: ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством, книжной графикой, художниками-иллюстраторами и жанрами живописи.

Здесь решаются такие задачи:

• развитие интереса к творчеству, воспитание эмоциональной отзывчивости;

• понимание содержания изобразительного искусства, умение видеть и выделять средства выразительности;

• развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и изобразительной деятельности;

• воспитание любви и уважения к народным мастерам, художникам, людям творческих профессий, гордости за свой народ.

Для успешного решения поставленных задач необходимо с детьми:

• проводить беседы по теме;

• устраивать выставки (одного предмета, одного вида народного искусства, художника-иллюстратора);

• заниматься систематической, планомерной непосредственной образовательной изобразительной деятельностью;

• создавать тематические альбомы, книги с рисунками детей в качестве иллюстраций;

• посещать выставки, музеи;

• побуждать детей к самостоятельной художественной деятельности;

Известно то, что человек очень хорошо запоминает лишь то, что имело яркую эмоциональную окраску. Тем более дети, если они пропустили событие через себя, порадовались своему успеху, достижениям других детей, получили похвалу и поддержку взрослого, они легко запоминают материал и получают крепкие знания. Для этой цели подходят различные игры.

Именно игра снимает страх перед окружающим миром, напряженность, тревогу, повышает самооценку, даёт уверенность в себе, своих знаниях, позволяет проверять себя в различных ситуациях общения.

Ещё в 1938 году нидерландский историк Йохан Хейзинга определил, что игра, как таковая присуща и людям, и животным, и что она древнее культуры: «Игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть»[1, с. 13]. А некоторые учёные даже предположили, что «игра скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры» [1, с. 6].Утверждение историка позволяет поставить игровое начало в современном обучении и воспитании детей на одно из главных места.

В большей степени игра способствует всестороннему развитию ребёнка в тех случаях, когда она взаимосвязана с обучением.

Вот что, например, пишет известный советский воспитатель Б. П. Никитин о развивающих играх:

«во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения. Не делать за него то, что он может и должен делать сам» [3, с. 21]. Эти выводы универсально показывают методический подход к любой игре, умело созданной и организованной для детской аудитории: будь то в кругу семьи или в детском саду.

В изобразительной деятельности можно активно использовать настольные игры. Что мы понимаем под настольной игрой? Это игра, основанная на действии небольшим набором предметов, которые могут разместиться на столе или в руках играющих. В число настольных игр входят игры со специальным полем и не требующие активного перемещения игроков.

Настольные игры по изобразительной деятельности направлены на развитие у детей сенсорно-моторного восприятия окружающей среды, памяти, наблюдательности, внимательности, усидчивости, логического и образного мышления. Они также учат взаимодействовать с другими игрокам: уступать друг другу, выигрывать, проигрывать, подчиняться правилам игры. Развивают чувство стиля, умение по форме, цвету и деталям определить принадлежность изделия конкретному промыслу.

Так чему же учат, и что развивают такие игры? Почему необходимо изготовить такую игру самому педагогу с участием родителей и детей?

Замечательный русский учёный Г. С. Виноградов, изучавший народную педагогику, в своих трудах привёл тонкие замечания по игровому началу в крестьянской среде. Он подметил, что в крестьянских семьях не бывает много игрушек, так как их обилие ребёнка балует. Он пишет также, что в крестьянских семьях взрослые поощряли детей изготавливать игрушки самим [2, с. 86-87]. Виноградов приводит слова крестьянки: «У кого много всего, тот балуется, ничего не хочет: хоть в ученье (вот у Семена ребяты, хоть в игре… да хоть и где…» [2, с. 87].

Эти выводы помогают нам прийти к заключению, что к изготовлению игрушек следует привлекать и самих детей.

Данный процесс позволяет комплексно подойти к организации игровой среды: родители по заданию педагога подбирают картинки к планшетам по каждой игре, дети оценивают родительские находки, а педагог выступает в качестве эксперта по заключительному суждению об изготовлении каждой игры.

Если дети ещё только знакомятся с каким-либо промыслом, основное внимание должно быть обращено не на запоминание названий, а на умение узнавать, угадывать изделия традиционных ремесленных школ. Можно попросить ребенка внимательно рассмотреть детали рисунка, на котором изображен предмет ремесла, и рассказать о нём. Задать ребёнку вопросы, ответы на которые помогут ему лучше понять то, что изображено на картинке и выделить художественные особенности предмета. Также нельзя оставлять без внимания и встречные вопросы детей: нужно ответить на них полно и образно. Именно неравнодушное, эмоциональное отношение к изображениям на картинке помогает ребёнку освоить основы художественного творчества.

Настольные игры по изобразительной деятельности могут быть использованы независимо от того, какой программе педагог отдаёт предпочтение, так как все они нацелены на воспитание художественного восприятия окружающей среды, развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное. Эти игры можно использовать в качестве наглядного материала на занятиях по ознакомлению с народным искусством, художниками-иллюстраторами, жанрами живописи. Также можно играть с ребенком один на один: в этом случае появляется возможность наблюдать за ребенком, и одновременно проводить диагностику уровня знаний, полученного ребёнком за определённое время творческого развития ребёнка.

Автором статьи изготовлены несколько настольных игр по изобразительной деятельности. За основу игр взята идея, в которой детям предлагается из многообразия специально подготовленных и наклеенных на развёрнутые планшеты картинок по трё м предлагаемым нами играм: (к каждой игре приведены примерные вопросы по изложенному материалу) :

«В гостях у народных умельцев», в которой представлены народные

промыслы: Дымковская и Филимоновская глиняные игрушки, Городецкая и Хохломская народные росписи, Гжельский фарфор, Жостовские подносы, Полх-Майданская деревянная игрушка, Семёновская матрёшка.

Вопросы к детям по игре:

- из чего сделаны дымковские (филимоновские, полх-майданские) игрушки?

- к какому традиционному промыслу относится объект, изображённый на

картинке?

- угадай где городецкий конь? где дымковский индюк?

«Путешествие в прекрасное» по жанрам живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).

Вопросы к детям по игре:

- что изображено на портрете (натюрморте, пейзаже?

- сколько здесь портретов (натюрмортов, пейзажей?

- какой жанр живописи нравится тебе больше? Почему?

- какую картину ты бы нарисовал?

«В гостях у художников-иллюстраторов» : В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Р. Рачёва.

- что изображено на этой картинке?

- что любил изображать художник?

- какая иллюстрация тебе нравится больше?

- какой художник любит украшать свои иллюстрации мелкими

декоративными деталями?

- кто из художников-иллюстраторов нарисовал эту картинку?

- что бы ты нарисовал, если бы был иллюстратором?

Правила игры.

В игре могут принимать участие от двух до пяти детей. Чтобы определить очерёдность игроков, нужно по очереди бросать кубик. У кого окажется большее количество точек на верхней грани кубика, тот ходит первым; у кого количество меньше первого, тот ходит вторым и т. д. Затем игроки берут себе фишки с порядковым номером.

Ход игры.

Все игроки ставят фишки на начальную метку (кружок со стрелкой) : метка на каждом игровом поле конкретной игры находится в разных местах. Далее траектория движения по игровому полю идёт от картинки к картинке, петляя по игровому полю.

Первый игрок бросает кубик и делает столько шагов по «полю» от картинки к картинке, сколько выпало точек на кубике. Если фишка оказалась на кружке белого цвета, то право хода переходит к следующему игроку, а если фишка остановилась на красном кружке то игрок должен назвать, то что изображено на картинке (по теме игры). Как мы уже отметили выше, каждое игровое поле в отдельно взятой игре, содержит набор картинок по конкретной тематике. Если ответ дан правильно, то игрок делает один шаг вперёд; если не правильно – один шаг назад. Далее следует переход хода к другому участнику игры. Выигрывает тот ребёнок, который первый доберётся до последней отметки, указывающей на выход с игрового поля.

Для изготовления настольных игр потребуются следующие материалы:

Картинки по теме игры : фотографии, репродукции картин, иллюстрации из книг, открытки и т. д.

Картон

Клей

Скотч

Бумага

Ножницы

Фломастеры

Кубик игральный с точками

Фишки с порядковым номером

Как мы уже отметили, дети охотно отвечают на вопросы и начинают придумывать новые правила, становясь соавторами в производстве вариантов данной игры. Какое удовольствие наблюдать за детьми, когда они стайкой окружают игровое поле. Ребятишки радуются, смеются, спорят! Общаются весело, непосредственно и дружелюбно. Так естественно и ненавязчиво дети получают новые знания, закрепляют то, что уже им известно, развиваются играя!

Игры были созданы в 2000 году автором статьи. Апробация игр прошла в Великом Новгороде на базе МАДОУ (Муниципальное автономное дошкольное учреждение) №94 в 2000-2003, МАДОУ №77 в 2003 - 2015, МАДОУ №24 с 2015 и по настоящее время.

Подобная игровая деятельность, в которую комплексно вовлечены педагог, дети и родители способна решать глубокие педагогические задачи по формированию у детей чувств прекрасного, активной жизненной позиции и развития творческих способностей. Наш опыт красноречиво это показывает.

Репродукции игр:

«В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»

Общий размер игры : 42х59,4см

Игра состоит из четырёх планшетов, каждый из которых имеет размеры: 21х29,7см

Планшеты соединены гибкой лентой, чтобы их можно было складывать в два перегиба и без проблем переносить транспортировать. В сложенном состоянии игра занимает размеры одного планшета.

Самодельные настольные игры в изобразительной деятельности

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ»

Общий размер игры : 63х118,8см.

Игра состоит из 12-ти планшетов размерами: 21х29,7см

В сложенном состоянии игра занимает место по размеру одного планшета.

Фото №1 Им нравятся ритмичные стихи и песенки яркие красивые картинки

«В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКОВ-ИЛЛЮСТРАТОРОВ»

Общий размер игры : 63х118,8см.

Игра состоит из 12-ти планшетов размерами: 21х29,7см

В сложенном состоянии игра занимает место по размеру одного планшета.

Фото №2 Они живо интересуются тем что происходит в природе

Список литературы:

1. Хейзинга Йохан. HomoLudens. М., 2004.

2. Виноградов Г. С. Страна детей. Санкт-Петербург, 1998.

3. Никитин Б. П. Тупеньки творчества или развивающие игры. М., 1991.

Публикации по теме:

Мы играем в настольные игры (фотоотчет)Мы играем в настольные игры (фотоотчет) Как много существует различных игр, все не пере счесть, но больше всего дети моей группы любят такой вид игр, как настольные. Настольные.

Конспект продуктивной деятельности с детьми 7 года жизни «Мастерим настольные спортивные игры» Воспитатель Алексеева Оксана Евгеньевна г. Севастополь Программное содержание: Образовательные: - Обогащать знания детей о видах спортивных.

Любимые настольные игры. Фотоотчет.Любимые настольные игры. Фотоотчет. Любимые настольные игры. Фотоотчет. Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию наши любимые настольные игры (Вкладыши.

Настольные игры своими руками. Для детей с нарушением речи.Настольные игры своими руками. Для детей с нарушением речи. В основу игры "Воздушный хоккей" положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность игры даёт возможность.

Настольные игры Теннис. Шахматно-шашечный турнирНастольные игры Теннис. Шахматно-шашечный турнир УТВЕРЖДАЮ Директор ОСКШИ №4 с нарушением слуха и речи г. Кокшетау ___С. Н. Никулина «09» декабрь 2016г. ПОЛОЖЕНИЕ О проведении открытого.

План работы непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей 5–7 лет на осень Наш детский сад работает по «Основной образовательной программе дошкольного образования (ООП ДО) МБДОУ «Детский сад №5», обязательная часть.

Самодельные дидактические игры для детей раннего возрастаСамодельные дидактические игры для детей раннего возраста Представляю вашему вниманию несколько дидактических игр для детей раннего возраста. С их помощью формируются элементарные математические.

Самодельные игры для мелкой моторики рукСамодельные игры для мелкой моторики рук Игры для развитие мелкой моторики рук своими руками. В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости.

Спортивные настольные игры своими руками.Спортивные настольные игры своими руками. В свободной деятельности (в зимний период) с ребятами играем в настольную игру "Городки" для детей 5 -7 лет. Цель игры: разучить и закрепить.

Творческие игры по изобразительной деятельности для развития воображения у дошкольниковТворческие игры по изобразительной деятельности для развития воображения у дошкольников Игра "Неоконченный рисунок" Цель: развитие творческого воображения Игра "раскрась по-разному" Цель: развивать творческие способности;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самодельные настольные игры в изобразительной деятельности
Опубликовано: 26 января 2017 в 11:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД