Самоподготовка

Марина Мальцева
Самоподготовка

Самоподготовка - в группе самая основная грань проблемы преемственности в

работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю-на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой,

творческие работы).

Роль воспитателя.

Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для

самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий

всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на

уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности.

Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательнов игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий – 10–15 минут.

Воспитатель не требует от учащихся строгого соблюдения порядка, свойственного

урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий. Форма организации самостоятельной познавательной учебной деятельности в распорядке работы ГПД.

Основные цели:

Образовательные:

• Расширять, закреплять и систематизировать знания детей;

• Тренировать школьников в применении полученных знаний на

практике.

Развивающие:

• Развивать память, внимание, мышление, речь воспитанников.

Воспитательные:

• Воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля,самоорганизованности, самостоятельности, трудолюбия.

Подготовительная работа

Подготовка рабочего места, проветривание помещения, влажная уборка.

Структура

1. Организационный момент. По времени он занимает не более одной – двух минут.

Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить детям

подготовить свое рабочее место.

2. Постановка цели и мотивация работы тоже не должна занимать много

времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.

Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”,“Как выполнять домашнее задание по русскому языку”,“Как готовить пересказ” и др., которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Домашняя работа является продолжением работы учащихся, начатой в классе. От того, как учитель проводит уроки, и какие требования предъявляет к учащимся, зависит многое в выполнении ими самостоятельной работы.

Учитывая психофизические особенности учащихся специальных классов, учитель строит и систему домашних заданий. В начале обучения ученики получают задание на дом окончить работу, начатую в классе, позднее задание, подобное работе,

выполненной в классе, таким образом, у учащихся увеличивается степень самостоятельности. В целом необходимо специально классифицировать виды домашних заданий по главной цели учебных понятий, чтобы они выстраивались в определенную систему в соответствии с конкретным содержанием учебного материала и возможностями учащихся.

Следует помнить, что излишнее увлечение домашними заданиями может привести к перегрузке учащихся. Необходимо избегать заданий, рассчитанных лишь на механическую работу и слишком громоздких. Причиной перегрузки может быть и недооценка учителем умений учащихся, их психофизического состояния, нескоординированность действий учителя и воспитателя.

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий осуществляется на всех этапах урока. Некоторые этапы имеют непосредственное отношение к выполнению домашнего задания:

• Проверка того, что было задано;

Самостоятельная работа учеников на уроке, связанная с содержанием домашнего задания, в том числе работа с учебником;

• Задавание уроков на дом.

Особое внимание уделяется методам и приемам работы с учебником.

Прежде всего, необходимо научить читать учебник, сосредотачиваться на том, что

читаешь, выделяя самое существенное в тексте и перечитывая его несколько раз.

Важно уметь определять основную мысль текста. Необходимо соблюдать некоторые

обязательные условия при работе с учебником: должны быть оптимальная освещенность, нормальная температура воздуха, отсутствие раздражающего шума. Для

предупреждения перегрузки и правильной организации самоподготовки необходимо четко определять характер домашнего задания, взаимосвязь классной и домашней

работы, обеспечивать самостоятельную учебную деятельность учащихся, конкретизацию абстрактного материала,дифференциацию и дозировку домашних заданий.

Таким образом, учитель разрабатывает систему домашних заданий по изучаемой теме,определяет объем материала, распределяет материал по отдельным урокам. Учитываятрудности его усвоения учащимися, учитель определяет форму домашних заданий и

их объем, на каждом уроке, продумывает и рекомендует дополнительный материал

для выполнения домашних заданий

При сообщении домашних заданий выполняются требования:

• задание должно быть понятно каждому ученику;

• задание на дом можно давать фронтально, дифференцированно и индивидуально,

но всегда с учетом особенностей учащихся класса и с установкой на

индивидуальность ученика;

• задание не должно быть однообразным и однотипным;

• задание должно включать в себя вопросы, требующие от ученика умения сравнивать,

анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, применять усвоенные

знания.

Этап объяснения домашнего задания носит инструктивный характер. Учитель указывает, что домашняя работа аналогична той, что проводилась в классе;

рассматриваются наиболее сложные моменты домашнего задания, предупреждаются трудности, подчеркивается самое главное, существенное, сообщается план его выполнения. При подготовке домашних заданий строго

соблюдается охранительнопедагогический режим и индивидуальный подход, что

требует от воспитателя знания особенностей внимания, памяти, эмоциональноволевой сферы школьника с особенностями в развитии, четкого планирования и тщательной подготовки к проведению очередного занятия. Перед началом учебного года

воспитатель изучает учебные программы и объяснительные записки к ним, в

начале каждой учебной четверти получает разъяснение у учителя о наиболее

трудных разделах программы, читает соответствующую методическую литературу, знакомится с учебниками, подбирает наглядные пособия. В процессе самоподготовки

воспитатель оказывает детям необходимую помощь. Она носит дифференцированный характер. Это может быть показ приемов выполнения заданий, использование таблиц, схем, индивидуальное консультирование. Подготовке домашних заданий обязательно предшествуют прогулка на свежем воздухе или спокойные игры. Помещение, где проводится

самоподготовка, проветривается. У каждого ученика должно быть свое постоянное рабочее место. Перед выполнением домашнего задания ученики убирают со столов лишние предметы. Лучше, если подготовка проводится в классекабинете, где сосредоточен необходимый дидактический материал и наглядные пособия

Целесообразно подготовку начинать с наиболее сложного задания,организовав работу таким образом, чтобы полностью сохранилось целевое назначение этого вида работы. Учащиеся младших классов приступают к работе под руководством воспитателя. Педагог интересуется у детей учебными успехами, уточняет расписание на следующий день, выясняет, что задано,указывает последовательность выполнения заданий, дозирует примерное время для подготовки каждого предмета. Следует помнить, что жесткая регламентация

времени невозможна, так как работоспособность детей разная. Важно научить учащихся осмысливать задание. С целью предотвращения

ошибок воспитатель на начальных этапах обучения при помощи вопросов сначала

убеждается, что задание понято правильно, и только после этого дети приступают к

его выполнению. Обычно изза отсутствия навыков самостоятельности,

неуверенности в своих силах, плохой памяти и ослабленного внимания у учащихся возникает много вопросов к воспитателю. Важно подвести учеников к самостоятельному преодолению трудностей: посоветовать вспомнить, прочитать нужное правило, посмотреть, как

выполнялось задание в классе. Работа воспитателя во время подготовки носит индивидуальный характер.

В соответствии с уровнем обучения и возраста учащихся установлена следующая продолжительность самоподготовки домашних заданий:

1—3 классы — 45 мин;

4 — 5 классы —1ч;

5 — 9 классы — 1,5 ч.

Учитывая утомляемость учащихся, в процессе самоподготовки целесообразно

проводить физкультурную паузу. Во время работы возбудимые дети сдерживаются от поспешности в приготовлении домашних заданий,медлительные — побуждаются к деятельности, неуверенные — подбадриваются и т. д. В старших классах самостоятельность учащихся возрастает. Здесь можно дать возможность ученику самому определить последовательность выполнения заданий, но к этому надо готовить учащихся с начальных классов. Необходимо убедить школьников, что продуктивной может

быть только четко спланированная работа. Особого внимания требуют те дети, которым даны индивидуальные задания, так как зачастую без помощи воспитателя они не в состоянии с ними справиться.

Публикации по теме:

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Педагогический проект «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и cемьи» Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Самоподготовка
Опубликовано: 17 октября 2013 в 16:03
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...