МААМ-картинки

Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области

Анастасия Пухова
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области

Пухова А. Н., воспитатель высшей категории,

ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок»

Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области «Социализация»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки»

А. П. Ершова

Публикация «Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области» размещена в разделах

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на педагогов дошкольных учреждений возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у детей, как инициативность, самостоятельность, коммуникативность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.

В различное время исследованиями социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста занимались такие педагоги-психологи, как Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков, М. И. Лисина, О. Н. Ошкина, О. В. Дыбина и др.

Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения уделяют большое внимание развитию инициативности, самостоятельности, коммуникативности, толерантности у воспитанников. Успешному освоению детьми первоначальных представлений социального характера и включению их в систему социальных отношений, по нашему мнению, способствует самостоятельная игровая работа детей со сказкой. Сказка для ребёнка – это реальность мира чувств. Она раздвигает рамки обычной жизни, позволяет на доступном для детей уровне познать жизненные ситуации и сложнейшие явления.

В процессе самостоятельной игровой работы детей со сказкой происходит их приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, развитие эстетического творчества, детской фантазии и воображения, самостоятельной игровой деятельности детей.

Педагоги детского сада разработали этапы по развитию самостоятельных игр детей со сказкой :

1. Составлен перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации самостоятельной работы со сказками в процессе реализации образовательной области «Социализация» (табл 1).

Таблица 1 Перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц Тема

Сентябрь «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Октябрь «Осенняя сказка».

Ноябрь «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

Декабрь «В гостях у сказки «Мороз Иванович».

Январь «Морозко».

Февраль «Богатыри земли русской».

Март «У Солнышка в гостях».

Апрель «Большое космическое путешествие».

Май «В мире сказок».

2. Знакомство детей с каждым компонентом сказки в отдельности в игровой форме. На данном этапе происходит ориентация воспитанников на индивидуальные открытия.

3. Проведение игр с противоречиями, которые дети решают самостоятельно.

4. Моделирование новых сказок. Этот этап создаёт большой простор для проявления индивидуальности и творческих способностей, развития самостоятельной игровой деятельности каждого ребёнка.

В рамках игровой технологии мы используем следующие приёмы моделирования сказок :

• Коллаж из сказок.

• Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок

Сказка от стишка (Э. Стефановича)

• Спасательные ситуации в сказках

Сказки, по-новому.

Сказки от “живых” капель и клякс.

Сказка от вопроса : “Что было бы, если бы…”

• “Перевирание сказки”.

Сказки “наизнанку”

• “А что потом

• Салат из сказок.

Сказка-калька

Сказка от одного слова.

• Знакомые герои в новых обстоятельствах.

• Коллаж из сказок.

Сказка от смешного стишка.

Сказка от считалки.

В своей педагогической деятельности мы используем преимущества и плюсы игрового стиля в процессе организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста: отношения: «ребенок-сверстники»; педагог является равноправным партнером; разрушается барьер между педагогом и ребенком; дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; дети самостоятельны и инициативны; дети сами устанавливают правила игры со сказкой; дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих). Общение воспитанников происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами. Дети не только помогают, но и контролируют друг друга. Социо-игровой стиль учит активных дошкольников признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Воспитатель при этом - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Происходит снятие судейской роли с педагога и передача её детям. Воспитанники свободны и самостоятельны в выборе того или иного произведения.

Свобода не означает вседозволенность. В процессе самостоятельной игровой работы со сказкой дети учатся подчинять свои действия общим правилам. Происходит развитие навыков социального поведения, сотрудничества, интеллектуальное освоение ребёнком системы человеческих отношений.

В работе по социально-личностному развитию воспитанников участвуют все педагоги дошкольного учреждения. Разработан перспективный план работы с педагогами (табл. 2).

Таблица 2. Перспективный план работы с педагогами

Месяц Форма работы

Сентябрь Педагогический тренинг тема: «Играем от души, играем вместе».

Октябрь Консультация тема: «Применение игровых технологий в ДОУ».

Ноябрь Мастер класс на тему: «Стаканчиковый настольный театр».

Декабрь Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры».

Январь Деловая игра: «Развитие творческих способностей дошкольников».

Февраль Консультация на тему: «Ребенок учится рассказывать».

Март Творческое задание на тему: «Угадай сказочных героев».

Апрель Консультация на тему: ««Использование пальчиковых игр, основанных на малых фольклорных формах для развития речевых навыков».

Май КВН на тему: «Поле чудес».

Данная работа проходит регулярно и систематично. К сотрудничеству привлечены и родители, так как трудно переоценить особую роль родителей в работе со сказкой. Педагогами разработан перспективный план по работе с родителями (табл. 3).

Месяц Форма работы

Сентябрь Анкетирование «Любимые сказки моего ребёнка». Выступление для тематического родительского собрание : «Приобщаем дошкольника к чтению».

Октябрь Концерт для родителей ко Дню открытых дверей на тему: «Осень в лесу». Подготовка костюмов, атрибутов.

Ноябрь Литературная викторина для детей и родителей на тему : «Наши любимые сказки». Создание группового альбома.

Декабрь Организация выставки творческих работ на тему : «В гостях у сказки». Выполнение творческих заданий.

Январь Спектакль для родителей на тему: «Рождественская сказка». Подготовка костюмов, атрибутов.

Февраль Консультация на тему: «Театральная деятельность в детском саду». Выполнение творческих заданий.

Март Совместное мероприятие на тему: «Клуб веселых родителей». Создание семейного альбома.

Апрель Сценарий праздника на тему: «Путешествие Маленького Принца». Выполнение творческих заданий.

Май Картотека добрых дел. КВН практикум на тему: «Умники и Умницы».

Создание единого образовательного пространства в нашем образовательном учреждении дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания. Дети активно выражают доброе отношение к родным и близким людям. Они способны контролировать свои действия. Сознание, чувства и действия детей направлены на совершение гуманных и справедливых поступков. Они активны к проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др., с удовольствием предлагают свою помощь.

Таблица 3. Перспективный план по работе с родителями

В рамках самостоятельной игровой работы детьми со сказкой успешно решаются задачи образовательной области «Социализация». В начале 2012-2013 учебного года были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная детей подготовительных к школе групп.

На начальном этапе работы педагогом-психологом была проведена диагностика личностно-социального развития по методике Т. А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников”. Результаты первичной диагностики сравнили с результатами повторной диагностики, которая проводилась в конце 2012-2013 учебного года. По результатам проведённого мониторинга 92% воспитанников экспериментальной группы способны подчиняться правилам, проявлять дисциплинированность; 94% способны договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; 88 % самостоятельно умеют разворачивать содержание игры и объяснять её правила сверстникам, самостоятельно способны оформить свой спектакль, имеют несколько ролей в творческом опыте; 85% проявляют самостоятельность и активность в общении, интерес к другим людям, их внутреннему миру.

Результаты мониторинга освоения образовательной области «Социализация» детьми подготовительной к школе группы 2012-2013 учебный год

(контрольная группа)

Результаты мониторинга освоения образовательной области «Социализация» детьми подготовительной к школе группы 2012-2013 учебный год

(экспериментальная группа)

Таким образом, самостоятельная игровая работа дошкольников со сказкой с использованием методов и приёмов, предлагаемых педагогами детского сада «Катюша», способствует успешной социализации детей. Повышается инициативность, дисциплинированность, способность к саморазвитию дошкольников. Воспитанники нашего дошкольного учреждения любознательна и активны, задания выполняет с интересом, владеют приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками; способны к установлению дружеских отношений.

Работа в данном направлении продолжается. В перспективе планируем оформить рекомендации по организации самостоятельной деятельности с новыми сказочными образами и персонажами для проведения подвижных игр; пополнить материалы по работе с родителями новыми творческими заданиями.

В результате проделанной работы произошло обновление системы работы с детьми по социально-личностному направлению с учетом требований ФГОС ДО, разработаны методические рекомендации по успешной социализации ребенка; родители мотивированы на всестороннее развитие и эмоционально – личностное общение с ребёнком; наблюдается положительная динамика развития развивающей среды группы детского сада в логике ФГОС ДО.

Список используемой литературы

1. Джанни Родари. Грамматика фантазии. - М. : "Прогресс", 2008.

Перевод с итальянского Ю. А. Добровольской.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006-2010.

4. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007-2010.

5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Краснощекова Н. В. – Изд. Ростов н / Д : Феникс, 2011. – 251 с. (Школа развития).

6. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М. : Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «сфера», 2009.

7. Полянская Д. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы старших дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

8. Ершова А. П., Букатов В. М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. – Красноярск: АКМЭ, 2009г.

Публикации по теме:

Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС  Педагогический опыт работы участника Конкурса «Учитель года 2017» воспитателя 1КК Черновой Н. А. по теме: «Формирование навыков сотрудничества.

Консультация для воспитателей «Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе» Актуальность применения технологии Одним из целевых ориентиров Федерального Государственного Образовательного Стандарта является: Ребенок.

Лэпбук «Серая ворона». Самостоятельная работа детей по готовым шаблонамЛэпбук «Серая ворона». Самостоятельная работа детей по готовым шаблонам Бродя по просторам интернета в поисках «чего б такого интересного сотворить» набрела я как то на сайт Посмотрела, полазила, кое-что.

Перспективный план по реализации образовательной области «Познавательное развитие» Перспективный план по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира, конструирование).

План по самообразованию воспитателя «Развитие речи детей в процессе работы над сказкой» «Развитие речи детей в процессе работы над сказкой» «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы.

План реализации образовательной области «речевое развитие» в деятельности детей в среду, на 1 неделе октября В среду на первой неделе октября запланировано Утро Виды деятельности № 1. Беседа на тему: «Я и моя семья?» Цель: Формировать умение составлять.

Работа городского ресурсного центра «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС» Кочубеева Наталья Вячеславовна старший воспитатель МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 21 городского округа Железнодорожный.

Самостоятельная деятельность детей с ТНР в аспекте реализации педпроекта в продуктивной деятельности В продолжение темы самостоятельной деятельности детей. В течение трех с половиной лет в нашей группе реализовался педагогический проект,.

Статья «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС до» «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Здоровьесберегающие технологии в процессе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГОС 1 ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ 1.1 МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. Музыка очень важна для развития ребенка. Психологи говорят, что.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области
Опубликовано: 21 марта 2017 в 08:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД