Самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации

Марина Петрова
Самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации

Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности состоит в том, что ребенок познает объект в ходе действий с ним, а для этого необходимо иметь под рукой нужные материалы. Их условно можно разделить на три части:

приспособления для экспериментов;

• материалы, при помощи которых фиксируются результаты эксперимента (блокноты, карандаши, стикеры с надписями, концентрические круги);

• пособия для визуализации (картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы).

Подбирая пособия, следует руководствоваться таким правилом: у детей должно быть все необходимое и ничего лишнего.

Основной метод работы в ходе познавательно-исследовательской деятельности -самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации. Чтобы сделать это, ребенок должен актуализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В процессе экспериментирования, чтобы направить поиск в нужное русло, детям предоставляется возможность вступать в диалог друг с другом и с педагогом. Коллективно-поисковая деятельность становится своеобразной цепочкой мысли и действия, идущей от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Экспериментирование способствует развитию мышления, ведь начинается оно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, который всегда направлен на разрешение какой-то задачи.

При всех достоинствах экспериментирования как метода мы не можем только с его помощью решить все проблемы. Поэтому дополняем его беседами, объяснениями, рассказами, слайд-презентациями. Целесообразное чередование методов, их взаимосвязь и взаимодополнение обеспечивают активность детей на протяжении всего процесса обучения.

Самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации
Публикации по теме:

Диагностика уровня знаний детей по познавательно-исследовательской деятельности (для старших дошкольников) Диагностика уровня знаний детей по познавательно-исследовательской деятельности (для старших дошкольников) Блок 1. Знание основных видов.

Коллекционирование — увлекательная деятельностьКоллекционирование — увлекательная деятельность Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 19:50
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Фотоотчёт «Новогодняя галерея»
В нашем дошкольном учреждении есть галерея, которая объединяет новое здание детского сада со старым. Раньше в этой галерее размещались репродукции картин...