Сборник заданий для развития мыслительной деятельности, памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью математических задач

Альбина Нигаматова
Сборник заданий для развития мыслительной деятельности, памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью математических задач

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ МАТЕМАТИКЕ

Жираф, крокодил и бегемот

Жили в разных домиках.

Жираф жил не в красном

И не в синем домике.

Крокодил жил не в красном

И не в оранжевом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

___

Три рыбки плавали

В разных аквариумах.

Красная рыбка плавала не в круглом

И не в прямоугольном аквариуме.

Золотая рыбка - не в квадратном

И не в круглом.

В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

___

Жили-были три девочки:

Таня, Лена и Даша.

Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая,

А кто самая низкая?

Кого из них как зовут?

___

У Миши три тележки разного цвета:

Красная, желтая и синяя.

Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.

В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.

В желтой - не юлу и не неваляшку.

Что повезет Мишка в каждой из тележек?

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

___

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит?

(лучше все нарисовать)

___

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.

Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.

Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.

На каком этаже живет каждый из мальчиков?

___

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.

Ане не зеленую и не красную.

Юле - не зеленую и не желтую.

Оле - не желтую и не красную.

Какая ткань для какой из девочек?

___

В трех тарелках лежат разные фрукты.

Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.

Апельсины не в синей и в розовой тарелке.

В какой тарелке лежат сливы?

А бананы и апельсины?

___

Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой,

А что под березой?

Антон и Денис решили поиграть.

Один с кубиками, а другой машинками.

Антон машинку не взял.

Чем играли Антон и Денис?

___

Вика и Катя решили рисовать.

Одна девочка рисовала красками,

А другая карандашами.

Чем стала рисовать Катя?

___

Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.

Рыжий клоун выступал не с мячиком,

А черный клоун выступал не с шариком.

С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

___

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.

Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

___

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.

Грузовая машина ехала не по узкой дороге.

По какой дороге ехала легковая машина?

А грузовая?

ЗАДАЧИ ПО КОМБИНАТОРИКЕ

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Что рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?

5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?

6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?

7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки?

8. Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения?

9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное?

10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок?

11. Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?

Серьёзные задачи

1. Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат вылепили ребята?

2. В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?

3. В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?

4. На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?

5. В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?

6. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло?

7. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?

Задачи на сравнение.

1. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Кто самый веселый?

2. У Инны волосы темнее, чем у Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех?

3. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех?

4. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?

5. Саша грустнее Толи, Толя грустнее Вани. Кто веселее всех?

6. Миша сильнее Олега, Миша слабее Пети. Кто сильнее всех?

7. Заяц слабее стрекозы. Заяц сильнее медведя. Кто самый слабый?

8. Саша на 10 лет младше Игоря. Игорь на 2 года старше Леши. Кто младше всех?

9. Ира на 3 см ниже Клавы. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?

10. Толик на много легче Сережи. Толик немного тяжелее Валеры. Кто легче всех?

11. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее Кати. Кто светлее всех?

Занимательные задачи

- Сколько ушей у трёх мышей?

- Сколько лап у двух медвежат?

- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли, остальные сгорели)

- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (отдать одно яблоко вместе с корзиной).

- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

Задачи в стихах

Вдоль овражка

Шла фуражка,

Две косынки,

Три корзинки,

А за ними шла упрямо

Белоснежная панама.

Сколько всего шло детей?

Отвечай поскорей!

___

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел -

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей -

Посчитай-ка всех зверей.

___

Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

___

Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

На базаре добрый ёжик

Накупил семье сапожек.

Сапожки по ножке - себе,

Поменьше немного - жене.

С пряжками - сыну,

С застёжками - дочке.

И всё уложил в мешочке.

Сколько в семье у ёжика ножек?

И сколько купили сапожек?

___

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

___

Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

___

Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

___

Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?

Мама вышила ковёр.

Посмотри, какой узор.

Две большие клеточки

В каждой по три веточки

Села Маша на кровать,

Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может

Кто же ей поможет?

___

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

___

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

___

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

___

Как под ёлкой встали в круг

Зайка, белка и барсук,

Встали ёжик и енот,

Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!

___

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

___

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

___

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало? ___

Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте. ___

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

___

В рыбьем царст

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

___

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

___

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

___

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

___

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

___

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели

Пять румяных, наливных,

Два с кислинкой.

Сколько их?

___

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

___

Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

___

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой –

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой –

Зайка косой.

Следом за ними –

Ёж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

___

Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

"Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!"

___

Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек,

"Приходите все на чай!"

Сколько чаек, отвечай!

___

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит.

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

___

Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть я едва смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!

___

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

___

По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

Математические игры для детей

Знакомимся с цифрами

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие, фишки.

Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку. Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

«Угадайка»

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

«У кого больше»

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т. д.

Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше.

«Счет на слух»

Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен.

Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три. "

Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов.

«Угостим зверюшек»

Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их "покормить" - выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек.

«Считай, не ошибись! «

Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.

Задачи-шутки

(ниже приводятся задачи-шутки для детей 6-7 лет)

1. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)

3. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)

4. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)

5. Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)

6. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км.)

7. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)

8. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

9. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

10. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)

11. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)

12. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)

13. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)

14. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.)

15. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)

Математические загадки — пословицы:

В предложенных поговорках встречаются пропущенные числа, которые вы должны вставить.

1. Наврал с … короба.

2. У него … пятниц на неделе.

3. … раз отмерь, … раз отрежь.

4. Обещанного … года ждут.

5. … сапога – пара.

(Ответ: 3 + 7 + 7+ 1 + 3 + 2 = 23)

Вставь числа в загадки

В предложенных загадках пропущены числа (записанные словами). Ответ на загадку известен. Ваша задача – вставить правильные числа-слова (числительные) в текст загадки.

1. Рук много, а нога … (Дерево)

2. … чуланов – … дверь. (Перчатка)

3. … брюшка – … ушка. (Подушка)

4. … ноги, а рыло свинячье,

… иголок, а шить не умеет.

(Ёж)

5. … близнеца, … братца

Верхом на нос садятся.

(Очки)

6. Цифру …, цифру …

На носу всегда мы носим.

Цифра эта плюс крючки –

Получаются …

(Очки)

7. Под двумя дугами

… яблока с кругами.

(Брови и глаза)

8. … они кленовые,

Подошвы – двухметровые.

На них поставишь … ноги –

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

9. … брата под … крышей стоят.

(Ворота)

10. Вот это случай очень редкий –

На голове растут … ветки.

(Олень)

11. Треугольная доска,

А на ней … волоска.

Волосок – тонкий,

Голосок – звонкий. (Балалайка)

12.

Я стою на … ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? … (Рояль)

13.

Хоть имеет он … глаза,

Но не смотрит всеми сразу,

А глядит всегда … ,

Ну а мы – следим за ним. (Светофор)

14.

… ноги, а ходить не может. (Стол)

15.

… братца в воду глядятся,

Век не сойдутся. (Берега)

16.

У него … лапки

И на каждой есть царапки.

… чутких есть ушей,

Он гроза для всех мышей. (Кот)

17.

Шевелились у цветка

Все … лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

18.

В году у дедушки … имени. Как это? (Зима, весна, лето, осень)

19.

… ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (Ноты)

20.

… ног без копыт,

Ходит, а не стучит,

Летает, а не птица,

Может вверх ногами садиться. (Муха)

21.

… братьев … поясом подпоясаны. (Колосья в снопу.)

22.

… ног – как … рук:

Вышивает шёлком круг. (Паук)

23.

… мальчиков живут в зелёном чуланчике. (Стручок)

24.

На страницах букваря – … богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит)

25.

Закутан ребёнок в … пелёнок. (Капуста)

26.

Рассыпался горох

На … дорог,

Никто его не подберёт. (Град)

27.

У маленькой скотинки

… серебряных монеток на спинке. (Рыба)

28.

Закопали в землю в мае

И … дней не вынимали,

А копать под осень стали –

Не … нашли, а … (Картофель)

29.

Удивительное солнце:

В этом солнце … оконцев,

Из оконцев тех глядят

Глазки маленьких галчат.

(Подсолнух)

30.

Выходили … молодцов,

Выносили … сокола,

Выпускали … лебедей. (Месяцы, недели, дни)

31.

… пастух … овец пасёт. (Месяц и звёзды)

32.

… рога, а не бык,

… ног без копыт.

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук)

(Ответы: 1 – одна; 2 – пять и одна; 3 – два и четыре; 4 – четыре и сто; 5 – два и два; 6 – восемь; 7 – два; 8 – две и две; 9 – два и одной; 10 – две; 11 – три; 12 – трёх; 13 – три и одним; 14 – четыре; 15 – два; 16 – четыре и пара; 17 – четыре; 18 – четыре; 19 – пять; 20 – шесть; 21 –тысяча и одним. 22 – восемь и восемь; 23 – десять; 24 – тридцать три; 25 – сорок; 26 – семьдесят семь; 27 – сто; 28 – сто, одну и десять; 29 – сто; 30 – двенадцать, пятьдесят два и триста шестьдесят пять; 31 – один и тысячу; 32 –два и шесть;)

Цифры и счет для малышей

Эти цифры по порядку

Запиши в свою тетрадку,

Я для каждой сейчас

Сочиню тебе рассказ.

1

В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один.

И скоро один;

Зачеркнул одного

И вот не осталось;

От них ничего.

А если б дружили;

Они меж собою,

То долго бы жили;

И было б их двое!

2

Две сестрицы - две руки

На две половинки.

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дрyжкy моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

3

Три цвета есть y светофора,

Они понятны для шофера:

Красный цвет -

Проезда нет.

Желтый -

Будь готов к пути,

А зеленый цвет - кати!

4

Четыре в комнате yгла,

Четыре ножки y стола.

И по четыре ножки

У мышки и y кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они - за пол минуты.

5

Перед тобой - пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

Но на улице зато

Нужно каждому пальто.

6

Шесть

Котят

Есть

Хотят.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому, что кошки

Не едят из ложки.

7

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей y нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь - приятель наш.

8

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе y нас живут.

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, -

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки - целых двести!

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту кyколкy открой -

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую, -

И смеешь ты найти

Кyколкy четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой -

Седьмая,

А в седьмой -

Восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры - куколки стоят.

- Сколько вас? - y них мы спросим,

И ответят куклы: - ВОСЕМЬ!

9

К девяти без десяти,

К девяти без десяти,

К девяти без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается yрок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти

А не ляжете в кровать -

Носом бyдете клевать!

0

Вот это ноль иль ничего.

Послyшай сказкy про него.

Сказал веселый, крyглый ноль

Соседке - единице:

- С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинyла его

Сердитым, гордым взглядом:

- Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль бyдy я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и хyдощава,

Но бyдешь больше в десять раз,

Когда я бyдy справа.

Математические задачки - шутки

На верёвке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с верёвки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохли на верёвке?

Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках. 3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно?

Коза Люська имеет 4 кривые ноги, а её хозяйка Уля – только 2. Сколько всего ног у них обеих?

У первого петуха было 59 жён, а у второго – в 3 раза больше. На сколько жён больше, чем у первого петуха, стало у второго, после того, как первый женился ещё на трёх курицах?

В одной квартире преступники украли одну правую тапочку и две левые, а в другой – только одну правую. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах?

В песочнице сидят 11 малышей. 9 малышей лепят куличики, а остальные лупят друг друга совочками. Сколько малышей лупят друг друга совочками?

У трёх бабушек было по одному серенькому козлику. Бабушки козликов очень любили. Пошли козлики в лес погулять, а там их волк съел. Остались от козликов рожки да ножки. Сколько осталось рожек и сколько ножек?

Один дедушка охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил – в три раза больше. Трёх тараканов дедушка ранил смертельно, и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на дедушку и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушли к соседям навсегда?

Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда 12 раз проткнуть её вилкой с 4 зубчиками?

В комнате веселилось 47 мух. Дядя Гоша открыл форточку, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 12 мух. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате?

У бабы Яги на носу 3 бородавки, а у Кощея Бессмертного – на 6 бородавок больше. Сколько бородавок теснится на носу у кощея Бессмертного?

У Змея Тугарина – одна голова, а у Змея Горыныча целых 3. На сколько голов Змей Горыныч умнее Змея Тугарина?

Геометрия для дошкольников

Прямая

Эта дама очень упряма,

Она всегда идет прямо

И от точки и до точки,

Несмотря на мох и кочки,

Безо всякой проволочки,

Остановки и отсрочки,

Как ни думай, ни крути, –

По кратчайшему пути.

Отрезок

Здесь ты видишь отрезок,

Этот парень резок.

С ним играй осторожно:

Уколоться можно.

Параллельные прямые

Запомнить надо на всю жизнь, словами не бросаются:

Параллельные прямые не пересекаются.

И не по щучьему велению, а по определению.

Басня

По параллельным двигаясь прямым,

Мечтали встретиться жираф и корова.

Жираф ослаб, корова нездорова.

Им остается лишь переживать и охать.

Беда же в том, пора понять самим,

Что геометрию учили в школе плохо.

Перпендикуляр

Но если в раздумье застынет школяр,

Примером пусть служит перпендикуляр.

Ведь к цели идет он не как-нибудь,

А выбирает кратчайший путь.

Прямая и прямой угол

В огороде всегда много пугал.

Есть остров такой – Сардиния.

Прямым может быть и угол,

Прямой может быть и линия.

Острый угол

Загадал загадку мне мальчик, быстр и смугл:

– Если острый и не режет,

Это будет. ?

– Перец!

А еще что?

Тупой угол

Если человек тупой, это очень плохо.

Может угол быть тупым. Тут не надо охать.

Треугольник

Без усилий каждый школьник

Нарисует треугольник.

Четырехугольник

Медвежонок по имени Вини

Нарисовал четырехвершинник,

А может быть, четырехсторонник,

Но точнее – четырехугольник.

Кстати, а как фамилия медвежонка?

Диагональ

Между двух вершин она,

Но совсем не сторона –

Очень важная деталь.

Это же. Диагональ!

Окружность и круг

Круг – всем ребятам друг.

Окружность и круг

Появились не вдруг.

Здесь ты видишь окружность и круг.

Самое главное то, что окружность – вокруг.

Окружность может быть красная, синяя,

Но все равно это линия.

Параллелограмм

– Ты не знаешь, сколько грамм

Весит параллелограмм?

Не могу понять, в чем дело?

Сколько это – "параллело"?

– Где, дружок, твоя культура?

Параллелограмм – фигура,

Знает каждый школьник в мире.

У него сторон – четыре.

Их рисуют не бесцельно,

А попарно параллельно.

Прямоугольники и ромбы

Знал бы больше, нипочем бы

Ты не спорил с мамой:

Прямоугольники и ромбы –

Параллелограммы

С равными углами

Или сторонами.

Квадрат

И квадрат, подумай сам, –

Тоже параллелограмм.

А я всю жизнь люблю квадрат

И встрече с ним ужасно рад.

Почему такой он статный?

Потому что весь квадратный.

Параллелепипед и куб

У параллелепипедов есть свой клуб,

А председатель в этом клубе – куб.

Кубики

Вышел месяц из тумана,

Шесть квадратов из кармана

Вынул, чтобы куб сложить.

Ты не смог? Тебе водить.

И какого бы ни был он роста,

Сшить костюм для него очень просто.

Для начала же, сделав наметку,

Изготовьте раскройку-развертку.

Шесть квадратов, нехитрое дело!

Но расставить их надо умело.

Цилиндр и конус

Изготовим умело и быстро

Конус клоуну, цилиндр министру.

Задачи «Сравнение»

1. Вова решает задачи лучше, чем Коля.

Коля решает задачи лучше, чем Миша.

Кто решает задачи лучше всех? /Вова/.

2. Саша видит лучше Кати.

Катя видит лучше Гали.

Кто видит хуже всех?/Галя/.

3. Полкан лает чаще, чем Жучка.

Полкан лает реже, чем Барбос.

Кто лает чаще всех?/Барбос/.

4. Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка.

Кто мяукает громче всех?/Барсик/.

5. Если бы собака была легче жука и

Тяжелее слона, то кто был бы легче всех?/слон/.

6. Миша прыгает лучше, чем Коля.

Коля прыгает лучше, чем Игорь.

Кто прыгает лучше всех?/Миша/.

Задачи «Различие»

1. Петя и Миша жили на разных этажах: кто-то на 8-м, кто-то

На 2-м. НА каком этаже жил Миша, если Петя жил на 2-м

этаже? /Миша жил на 8-м этаже/

2. Галя и Зоя занимались спортом: кто-то играл в теннис, кто-то

В шашки. Кто каким спортом занимался, если Зоя играла в

шашки? /Галя играла в теннис/

3. Два мальчика играли на гитаре, а один на балалайке. Кто на

чем играл, если Петя с Мишей и Миша с Юрой играли на

разных инструментах? /Петя и Юра – на гитаре, Миша –

на балалайке/

4. У Пети, Саши и Вовы было два ранца и один портфель.

У кого какой предмет был, если у Пети и Саши и у Пети и Вовы

были разные предметы? / У Саши и Вовы были ранцы, у

Пети – портфель/

Задачи «Совмещение»

1. Было две девочки:Маша и Таня, и две собаки: Жучка и

Полкан. Какая собака была у Тани, если у Маши была Жучка?

/Полкан/

2. Боря и Вова собирали грибы: кто-то сыроежки, кто-то белые.

Какие грибы собирал Боря, если Вова собирал сыроежки?

/Белые/

3. Лиза,Галя и Нина жили в разных домах.

Дом№1- высокий, - каменный,

№2-высокий, деревянный,

№3 – невысокий, каменный.

У кого какой дом,

Если у Гали и Нины – высокий,

А у Нины и Лизы каменный?

/ Нина жила в высоком и каменном

Галя – в высоком деревянном, Лиза –

в невысоком каменном доме/.

4. Волк, лиса и медведь жили в трех домиках. Первый был белый

и с большим окном, второй – зеленый и с большим окном, тре-

тий – зеленый и с маленьким окном. У волка и лисы – домик с

большим окном, у волка и медведя – зеленые домики. У кого

какой домик?

/Волк жил в зеленом домике с большим окном.

Лиса – в белом доме с большим окном.

Медведь – в зеленом с маленьким окном/.

5. У Кати Марины и Нины были сапожки. Одни – высокие красные,

другие – невысокие синие, третьи – невысокие красные.

У Кати и Нины – невысокие, а у Нины и Марины – красные. У ко-

го какие сапожки?

/У Нины – высокие сапоги красного цвета, у Кати

-невысокие синего цвета, у Марины – высокие красного цвета/.

Задачи «Отрицание»

1. Катя и Света ходили в разные школы: кто-то в школу №2,

Кто-то в школу №6. В какую школу ходила Света, если Катя

не ходила в школу №2? /Света ходила в школу №2/.

2. Миша и Витя приехали летом: кто в деревню, кто на море.

Где был Миша, если Витя не был на море? /Миша был на море/.

3. Коля, Ваня и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о

путешествиях, другой – о войне, третий – о спорте. Кто о чем

читал, если Коля не читал о спорте, Ваня не читал о войне и спорте?

/Ваня читал о путешествия, Коля – о войне, Сережа - о спорте/.

Задачи «Возраст»

1. Через 8 лет Вове будет столько же лет, сколько Сереже сейчас.

Кто старше? /Сережа/.

2. Через 20 лет Кате будет столько же лет, сколько Нине сейчас.

Кто моложе? /Катя/.

3. Через 9 лет Николаю будет на 5 лет больше, чем Игорю сейчас.

Кто из ребят старше? / Игорь/.

4. Через много лет Сергею будет немного больше лет, чем Петру

Сейчас. Кто старше? /Петр/.

Чтобы ребенку было легко решать такие задачи, надо соблюдать

Следующие правила:

1. Неоднократно прочитайте условие и вопрос задачи.

2. Попросите повторить задачу.

3. Рассказ – рассуждение ребенка по решению задачи.

4. Если же у ребенка возникают затруднения, предложите ему

нарисовать задачу и помогите провести рассуждение.

Публикации по теме:

Подвижная игра «Кот и мыши»Подвижная игра «Кот и мыши» Средний и младший возраст (в конце года) Задачи: развитие общей моторики; зрительного внимания; оптико-пространственных представлений;.

Задачи для дошкольников на развитие логического мышления. При помощи таких задач отрабатывается логическая операция - ОТРИЦАНИЕ, которая производится с помощью «не». Логическая связка «не» - очень.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Обитатели водоемов
  • Учимся считать
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сборник заданий для развития мыслительной деятельности, памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью математических задач
Опубликовано: 23 марта 2012 в 06:41
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...