Сценарий активизирующего общения по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет

Галина Кочерова
Сценарий активизирующего общения по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет

Рассказ – беседа «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЧАСЫ КУЛИБИНА»

Задачи:

Познакомить детей с жизнью и деятельностью великого изобретателя И. П. Кулибина, вызвать чувство симпатии к творческому человеку.

• Углубить представления детей об особенностях работы зубчатых колес.

• Расширять кругозор детей, обогатив их знания о мире открытий и изобретений древнего человека.

• Воспитывать любознательность, аккуратность, трудолюбие.

Материал к непосредственно образовательной деятельности: Портрет И. П. Кулибина; фото его замечательных часов «Яйцо», часов «Кукушка»; фото древних часов на Земле – солнечных, водяных, песочных, восковой свечки, петуха; фото часов-курантов Нижегородского Строгановского собора; образцы современных часов.

Использование технических средств: перезвон Кремлевских курантов; ход часов; звонок будильника.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня я вас познакомлю с удивительным изобретением человека. О каком изобретении пойдет речь, вы узнаете, если найдете правильные отгадки на мои загадки:

Нет ног, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем. (Часы)

Действительно, это часы! Обыкновенные часы, про которые не только загадки, но и стихи пишут:

Ребенок. Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте. В. Орлов

Каждый новый день мы просыпаемся от раздражающего звука будильника (слушаем будильник) и бежим в детский сад, в школу, в институт, на работу и постоянно ориентируемся на время.

А вы знаете, какие были самые первые часы на земле?

Самые первые часы на земле – солнечные.

Солнце никогда не стоит на месте – все движется и движется по небосклону. Поутру выкатится огненным шаром из-за края земли, в полдень над самой головой встанет, к концу дня за противоположный край земли уйдет – спать. А люди день-деньской на него поглядывают и говорят: «Вот восход. Вот полдень, Вот закат». И живут себе по этим небесным часам. А как бы, думают, точнее узнать время? И смастерили настоящие солнечные часы. Вместо циферблата расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонка. Взамен самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце - ходит по площадке тень и, точь-в-точь как часовая стрелка, показывает время.

Солнечные часы могли «ходить» только на улице, да и то на освещенной солнцем стороне. Это, конечно, было крайне неудобно. Видимо, поэтому изобрели другие часы.

Гимнастика для глаз

Ребята, а сейчас давайте поиграем с солнцем. Глазами его найдем вверху, поищем его внизу, а теперь поищем справа, слева.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано –

Где окно, а где панно.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Кроме солнечных часов известны еще и водяные часы. Они могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье, и даже ночью. По капелькам вода протекала из одного сосуда в другой, и потому сколько воды вытекало, определяли сколько прошло времени. Много сотен лет такие часы служили людям. В память о водяных часах мы и сегодня по старинке говорим: «Стой поры много воды утекло!»

Кроме водяных часов были известны еще часы песочные и огневые.

Песочные часы – тоже один из самых древних приборов для определения времени. Они состоят из двух грушевидных ёмкостей, соединенных между собой узкими концами, их содержимое тоненькой струйкой пересыпается через маленькое отверстие из одного сосуда в другой. Эти старинные часы дожили до наших дней. Вы видели такие часы? Придешь в поликлинику – они тут как тут. Медсестра переворачивает эти часы и говорит больному: «Сегодня вам принимать процедуру 3 минуты. Как песочный ручеёк иссякнет – можете одеваться и идти домой». Если нужно отсчитать не 3 минуты, а больше, в поликлинике найдутся песочные часы – «пятиминутки» и песочные часы – «десятиминутки».

Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка сверху донизу разрисована как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, и вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит, прошло и часов. Выходит, время не только течет, но и еще и «сгорает». Хорошо, если с пользой. А если зря?

Петух – тоже часы, только необыкновенные - живые. Ведь в глубокую старину таких часов, как теперь не было. Но время-то знать людям надо было обязательно. Вот их и выручал петушок-золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. Он же кричит в одно и тоже время. Бывало, прокукарекает ни свет ни заря: «Кука-реку-у-у! Просыпайтесь, люди добрые, скоро рассвет!» - все встают, за работу принимаются.

Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Среди таких добрых дел – великие открытия и изобретения.

Дети читают стихотворение:

Как птицы и растения,

С тобою там и тут

Живут изобретения,

Открытия живут.

Не то чтоб скучно, серо

Без них иначе б жил.

И был бы дом пещерой,

А стол бы камнем был.

И днем бы на охоту

Ты безоружным брел:

Копье ведь тоже кто-то

Когда-то изобрел.

Игла, горшок и парус,

Да что там не возьми:

Компьютер и гитара

Придуманы людьми.

Стул, двери, ложка, вилка,

Ракета и кино,

Гамак и сенокосилка,

Автобус и окно.

Пусть чуда нет теперь в них,

Но мир не позабыл

Людей, тех самых первых,

Кто чудо сотворил. Е. Ефимовский

- Ребята, а как же мы называем тех самых первых людей, «кто чудо сотворил?» (Ответы детей)

Действительно, этих людей мы можем назвать изобретателями, творцами, мастерами, умельцами. О таких людях мы говорим, что они творят чудеса. Эти чудеса и есть великие открытия и замечательные изобретения.

О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?

«Каков мастер – такова и работа»;

«Дерево дорого плодами, а человек делами»;

«Умелые руки не знают скуки»;

«Дело мастера боится»;

«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».

Физкультурная минутка «Часы»

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)

Налево – раз, направо – раз,

Тик-так, тик-так (наклоны туловища влево - вправо)

Мы тоже можем так.

Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер по фамилии Кулибин. Было это более 200 лет назад. В Нижнем Новгороде родился будущий изобретатель Иван Кулибин. Ваня все свое свободное время проводил за любимым занятием: вырезал из дерева карманным ножиком разные игрушки – шестеренки, колесики, суденышки. Излюбленным и тайным занятием Вани было посещение колокольни Строгановского собора. (Колокольня – место в церкви, где висят колокола). Каждый день ходил он к церкви, потому что там на колокольне были часы удивительного устройства – куранты. Их громкий бой и мелодичная музыка разносилась далеко по городу. Он взбирался по крутой лестнице на колокольню и вглядывался в устройство часов. Медленно вращается великое множество колес, иные крутятся быстрее, у иных еле заметен ход. А есть такие, что весь час неподвижны и просыпаются лишь только для боя.

Подолгу простаивал зачарованный мальчик, пытаясь понять тайну удивительного механизма. А однажды Иван увидел часы с кукушкой у соседа. (Слушаем часы «Кукушка») Он был потрясен этими часами, выпросил их посмотреть и дома разобрал их по винтикам. Точно изучил каждую деталь и захотел сделать такие же. Достал кусок дерева и карманный ножик. Столько труда и времени потратил, вырезая сложные детали. Ребята, а как вы думаете, пошли его часы или они не заработали? Почему? Да, его часы не пошли, и юный изобретатель понял, что нужны хорошие и точные инструменты, чтобы собрать сложный механизм.

Пятнадцатилетним подростком Иван Кулибин поразил сограждан тем, что починил часы куранты Строгановской церкви со сложным, замысловатым устройством. Отремонтированные часы вновь «заговорили». Юный Кулибин приобрел славу необыкновенного умелого часовщика. Он ремонтировал часы знатных и богатых нижегородцев, изготовлял новые.

Прошли годы, и сбылась мечта Ивана Петровича Кулибина сделать необычные часы такой исключительной сложности и красоты, каких еще не видела Россия.

Часы были чудом мастерства: размером чуть больше утиного яйца, в золотой оправе, украшенной орнаментом. Они состояли из мельчайших деталей, заводились один раз сутки и отбивали положенное время. Часы играли гимн, сочиненный самим Кулибиным. А еще они имели секрет – удивительную дверцу: ее можно было открывать и тогда все могли увидеть сцену, на которой разыгрывалось представление. Движущиеся фигурки были отлиты из чистого золота и серебра. Мастерство Кулибина прославило его. Потом он еще много трудился над различными часами, преобразовывая их и совершенствуя. Часы различных конструкций Кулибин Иван Петрович создавал во множестве: карманные, суточные, перстневые, часы с гуслями.

- Ребята, а какие часы вы знаете?

В зависимости от условий использования различают бытовые часы – наручные, карманные, настольные, настенные, уличные, башенные.

Самые старые башенные часы в Москве – это Кремлевские куранты на Спасской башне. Снизу, с Красной площади, эти башенные часы кажутся не такими уж великанами, а на самом деле громадные. Большая стрелка – трехметровая, каждая цифра на циферблате высотой чуть ли не метр – далеко видна. Невидимый маятник весит 32 килограмма. Четыре раза в час бьют куранты: мол, еще 15 минут истекло. Торжественный перезвон курантов слышит вся страны. Давайте послушаем их.

А вот новые часы. Они без пружинки, на батарейках и даже без стрелок – светящиеся цифры в окошке сами вспыхивают. А время показывают очень точно! И заводить их не надо. Настоящие чудо часы! Электронные!

- Дети, как вы думаете, для чего нам нужно такое разнообразие часов?

Дидактическая игра «Собери механизм часов»

Цель: углубить представления детей об особенностях работы зубчатых колес.

Игровое правило: правильно и быстро собрать механизм часов, не забывая о секрете колес-«зацеплялок».

Материал к игре: для каждого ребенка корпус часов в виде квадрата цветной бумаги, набор зубчатых колесиков, часы – будильник.

Ход игры:

- А сейчас предлагаю вам превратиться в мастеров и постараться правильно собрать механизм своих часов. На цветном листочке выложите механизм часов, подбирая взаимосвязанные колесики. Если часы собраны правильно, колесики вертятся, значит, я включу будильник, и он известит о выполненном задании.

После игры «Собери механизм часов», предлагаю детям посетить мини-музей часов.

Публикации по теме:

Нижний Новгород — город у слияния двух рек: Оки и Волги.Нижний Новгород — город у слияния двух рек: Оки и Волги. "Это царственно поставленный над всем востоком России город. "- сказал великий художник Илья Репин. Город был заложен князем Владимирским.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобретательской деятельностью авиаконструктора С. П. Королёва Статью разработали Ильина Ю. П. и Москаленко Л. М. В дошкольных обучающих программах практически нет материала о космосе. Видимо, считается,.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Сценарий активизирующего общения по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет
Опубликовано: 3 февраля 2013 в 12:12
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...