Получи документы

Сценарий беседы к юбилею Н. А. Римского-Корсакова для учащихся 3–5 классов (2 фото)

Наталья Валентиновна Силаева
Сценарий беседы к юбилею Н. А. Римского-Корсакова для учащихся 3–5 классов

Сценарий беседы к юбилею Н. А. Римского-Корсакова для учащихся 3-5 классов.

Ведущая: здравствуйте! Сегодня мы будем вспоминать удивительного музыканта и человека Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его деятельность охватывает самые разнообразные сферы музыкальной культуры 19 века. Это колоссальная фигура не только в русской музыке, но и во всём просвещённом мире.

Публикация «Сценарий беседы к юбилею Н, А, Римского-Корсакова для учащихся 3–5 классов» размещена в разделах

Ученик 1: Николай Андреевич родился в Тихвине в 19 веке, в марте 1844 года и дожил до 20 века, до 1908 года. В этом году ему исполняется 180 лет.

Ученик 2: Его фамилия очень древняя. «Римский» связан с итальянскими корнями. «Корсак» звали моряков в старину. Сам юбиляр вспоминал в своей «Летописи музыкальной жизни» : «Отец родом из дворянкой семьи, служил губернатором. Мама хорошо играла на рояле, прекрасно говорила и читала на французском языке. Брат Воин Андреевич служил морским офицером, стал контр-адмиралом, преподавал морские науки.

Ученик 3: Уже с двух лет маленький Ника хорошо различал все услышанные мелодии. Чётко стучал в барабан, когда отец играл на рояле. С шести лет его стали обучать игре на фортепиано. Однако, больше, чем музыка мальчика привлекало море. В своих детских играх Николя изображал мореплавателя, строил модели кораблей. Он мечтал о военно-морской службе.

Ученик 4: В 12 лет отец отвёз подростка в Петербург в Морской корпус. Обстановка была казарменная: за неуспевамость мальчиков секли розгами, ставили на горох на колени. Тем не менее, по окончании Морского корпуса 18-летний гардемарин отправился в кругосветное путешествие на клипере «Алмаз». Он посетил множество стран – Англию, Бразилию, Швецию, Америку, Испанию и ряд других. Но военная служба не оставляла ему времени на творчество.

Ученик 5: С самого детства черты у мальчика проявились черты гения. Удивительная музыкальная память, поразительный «цветной» слух, стремление к сочинительству. Когда семнадцатилетний кадет встретился с Милием Балакиревым, он с восторгом ворвался в новый неведомый мир. В своей «Летописи музыкальной жизни» он отметил: «С каким восхищением я слушал настоящие деловые разговоры об инструментовке, модуляциях, хроматизмах…»

Ученик 6: Римский-Корсаков был не только талантливым композитором, но и великолепным пианистом, а также профессиональным дирижёром. На своих концертах он обычно дирижировал сам.

Ученик: Римского-Корсакова называют “сказочником”. Всё потому, что самые популярные и известные его произведения основаны именно на сказках.

Ведущая: Какие оперы-сказки вы знаете? «Снегурочка» 7 слайд.

Ученик 7: 8 слайд. Виктор Васнецов. Снегурочка. В картине изображено первое появление главной героини в “Прологе” в зимнем наряде на опушке густого занесенного снегом сказочного леса. Этот наряд, богато декорированный орнаментальной вышивкой, дает выразительную характеристику Снегурочки. Вдали едва различимы контуры домов Берендеевской слободы с редкими светящимися огоньками окон. Резкие светотеневые контрасты освещения в сочетании с ярко блестящими на темном небе звездами подчеркивают фантастичность пейзажа.

Ведущая: сюжеты юбиляра этого года А. С. Пушкина часто встречаются в русской музыке. Отгадайте, какую сказку Римский-Корсаков превратил в оперу?

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон»

Слайд 9, 10 «Золотой петушок».

«Ветер весело шумит, судно весело бежит.

Мимо острова Буяна, в царство славного …Салтана». Слайд 11.

Сценарий беседы к юбилею Н. А. Римского-Корсакова для учащихся 3–5 классов

Ученик 8: Сказка о царе Салтане. Молодой Царевич пробуждается ото сна и не может поверить увиденному. Перед ним на пустынном острове возник большой город. Невероятные размеры «чуда» автор подчеркивает при помощи перспективы. Художник Иван Билибин поднимает на возвышенность и разворачивает к зрителю всю городскую панораму: бесконечные маковки церквей, колокольня, многочисленные улицы домов, мощная крепость с бойницами. Одеяние персонажей царское, расшитое золотом и каменьями. Слайд 12.

Ученик 9: Михаил Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, словно тающую в последних лучах заката.

Ведущая: на экране вы видите картинку из оперы-былины «Садко».

Ученик 10: Премьера музыкальной драмы «Садко» вдохновила Михаила Врубеля в конце 1900 года. Слайд 13.

Ведущая: Послушаем «Колыбельную Волховы». Слайд 14.

У композитора есть ещё несколько сказочных опер: «Кащей бессмертный». «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» на сюжеты Н. В. Гоголя.

Ученик 11: Мозг гениального композитора работал очень своеобразно – он утверждал, что видит музыку и звуки в целом, как определённые цвета. Его даже называли «музыкальным маринистом». Слайды 16, 17.

Ведущая: назовите самого известного художника -мариниста. (Айвазовский). Композитор тональность Ми мажор представлял в синем цвете. Поэтому его многочисленные музыкальные морские пейзажи звучат именно в ми мажоре. Послушаем «Шехеразаду».

Ученик 12: Римский-Корсаков являлся основоположником композиторской школы. Он был педагогом у будущих композиторов, дирижеров и музыковедов. Среди его последователей С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, А. К. Лядов, Гнесин. Музыкант преподавал в нескольких учебных заведениях, создал учебники по оркестровке, инструментоведению и композиции. Они актуальны и сегодня.

Слайды 18, 19.

Ведущая: Музыкант бережно собирал народные песни и издал два сборника. Мелодии этих сборников звучат во многих произведениях выдающихся композиторов. Слайд 20.

Ведущая: Н. А. Римский-Корсаков был самобытным творцом, а также музыкальным редактором и мастером оркестровки, без которого мы не знали бы ни оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (слайд21, ни многих произведений М. П. Мусоргского (слайд 22) и

А. С. Даргомыжского (слайд 23).

Море людей провожало Римского-Корсакова. (слайд 24).

Ученик 13: Музыка Николая Андреевича широко используются в кинематографе, его музыка звучит в более чем ста пятидесяти фильмах разных жанров, от сказок до антиутопии и фантастики.

Ученик 14 (слайд 25). Его имя присвоено: Санкт-Петербургской консерватории, в которой более 35 лет он преподавал;

• Ленинградскому областному детскому дому музыкального воспитания;

• Санкт-Петербургскому музыкальному училищу;

Средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории.

• Улицам в Санкт-Петербурге, в Москве, в Новосибирске, в Липецке, в Нижнем Новгороде.

• 30 ноября 1952 года на Театральной площади в Санкт-Петербурге поставили памятник Николаю Римскому-Корсакову у здания консерватории. (27 слайд)

Ведущая: Завершит нашу встречу «Гимн Яриле – Солнцу» из оперы «Снегурочка». Слайд 28.

Ведущая: что вам больше всего запомнилось из жизни и творчества музыканта? Какую музыку вы слышали раньше? Какие музыкальные сказки Римского- Корсакова хотите посмотреть в театре?

Я желаю вам новых удивительных встреч с классическим искусством!

Фото №1 Проведение бесед беседы к юбилею Н

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией Конспект открытого урока для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова». Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских.

Дом-музей Римского-КорсаковаДом-музей Римского-Корсакова Итак продолжим небольшую экскурсию по Тихвину. Как я уже написала ранее. напротив мужского монастыря. на берегу Тихвинки сохранился дом.

Фотоотчёт о мероприятии для детей с ОВЗ и учащихся начальных классов «Ваш друг — сказочник» к юбилею Шарля ПерроФотоотчёт о мероприятии для детей с ОВЗ и учащихся начальных классов «Ваш друг — сказочник» к юбилею Шарля Перро Очередную встречу с юными гостями из Социально-Реабилитационного Центра для детей с ОВЗ «Сказка» библиотекарь Детско-Юношеского Отдела.

Конспект музыкального занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сказке А. С. Пушкина для старшей группы Ход занятия:Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий беседы к юбилею Н. А. Римского-Корсакова для учащихся 3–5 классов
Опубликовано: 17 марта 2024 в 09:23
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД