Сценарий досуга «Творческая мастерская «Матрешка — символ России» для детей старшей группы.

Галина Заварницына
Сценарий досуга «Творческая мастерская «Матрешка — символ России» для детей старшей группы.

Цель: Познакомить детей с историей русской деревянной матрешки как символа народной культуры.

Учить детей рассматривать, замечать красоту игрушки, отмечать особенности её формы, украшать силуэты матрешки разнообразными узорами.

Вызвать положительные эмоции от встречи с игрушкой с помощью художественных текстов, музыки, песен, игр, рисования.

Ход досуга:

В зале стоит красочно оформленный теремок, за которым находятся куклы – матрешки, детские книги, иллюстрации с изображение матрешек. Для рисования приготовлены листы бумаги с нарисованными силуэтами матрешек (по числу детей, гуашь, акварель, черный фломастер, поролоновые палочки-печатки, мольберты.

Дети свободно входят в зал.

Воспитатель привлекает внимание детей к теремку и предлагает узнать, кто там живет.

Воспитатель: Ростом разные подружки,

Непохожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети: Матрешка!

Из окна теремка появляется большая матрешка.

Воспитатель: Эту куклу-матрешку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну 60 матрешек помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной. Есть матрешки и вашего роста. Мы с вами знаем песню об этих игрушках. Давайте споем ее.

Песня «Матрешки», муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкеля.

Дети садятся.

Воспитатель: Первую матрешку смастерили более 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад. Мастер сделал ее из дерева, а художник раскрасил. Так и появилась розовощекая девочка, наряженная в сарафан или юбку с рубашкой, передник, платочек. В руках она держала петуха или гусочку, а иногда узелочек. Так родился образ крестьянской девочки – милая деревенская Матрена, имя очень распространенное в то время. Вот и прозвали куклу – матрешкой.

Послушайте стихотворение С. Маршака о матрешках.

Ребенок: Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй,

Половинку отвинти,

Плотную, притертую –

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая,

В ней живет шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

–Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: «Восемь!».

Воспитатель: Спустя много лет мастера стали вытачивать кукол на токарных станках, мастерицы расписывали красками – «одевали» куклу в пестрые сарафаны, цветастые платки. Самое сложное нарисовать лицо: глаза, пунцовые губы, румянец. Из года в год матрешки менялись.

Педагог показывает иллюстрации.

Вот богатыри, а это персонажи сказки «Репка», вот молодец удалой с балалайкой расписной.

Давайте и мы с вами возьмем в руки балалайку, другие музыкальные инструменты и поиграем для матрешек.

Ребенок: Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Исполняют русскую народную мелодию «Я на горку шла»

(на русских музыкальных инструментах).

Воспитатель: Производством матрешек сегодня занимаются и в других городах и селах нашей страны. Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи.

Педагог сопровождает свой рассказ иллюстрациями

и демонстрацией игрушек.

Ребенок: У семеновских матрешек

Разноцветные одежки.

Поиграли, порезвились –

И одна в одну вложились.

Ребенок: Они и летом, и зимой

Любят жить одна в одной.

Принесите им сапожки

И пойдут плясать матрешки!

Танец «Русский пляс».

Воспитатель: В России есть город Семенов, и оттуда пришли эти яркие матрешки. Ярким цветом окрашен платок, рукава, сарафан. Черные, на пробор, волосы, строго смотрят небольшие глаза, бантиком маленький рот. Самое же главное – крупная цветочная роспись. Она заполняет весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.

Ребенок: Вот матрешки встали в ряд,

Что-то нам сказать хотят.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки:

Всегда раскрашены на диво

Очень ярко и красиво!

Воспитатель: Обратите внимание, какими различными красками расписаны матрешки.

Игра «Подбери краски к матрешке».

Воспитатель: А сами не хотите стать матрешками?

Девочки (надевают косыночки, подвязывают фартуки).

Весь народ глядит в окошко,

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Исполняется песня «Ой, да мы матрешки»,

муз. Ю. Слонова, сл. 3. Петровой.

Воспитатель: А вот матрешки из Сергиева Посада – озорные, расписные. Они более приземистые, верхняя часть матрешки плавно переходит в утолщение.

Четыре Матрены и одна Матренка – не выше опенка! – прибыли из села Полхов-Майдан. Эти матрешки тоньше и выше семеновских и сергиевопосадских. Лицо обрамляют «кудри» и расписано оно только черной краской, а туловище огромными цветами. У них нет конкретных деталей: рук, платка, сарафана.

Сегодня знают матрешку уже во всем мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Родина матрешки- Матрены – Россия. Она и одета в народный русский костюм. Вспомните, как одевались русские женщины на Руси?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Игра «Собери матрешку».

Воспитатель: Ребята, перед вами лист бумаги, на котором изображен силуэт матрешки. Сегодня вы будете настоящими художниками, постарайтесь придумать и «одеть» ее в яркий наряд. Подумайте, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор украсит его. Матрешку можно украсить любой росписью и это станет вашей авторской работой. Сначала нужно нарисовать лицо, затем раскрасить платок, рубаху, сарафан. Далее используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения. Для этого применяйте тонкие кисти и поролоновые палочки-печатки.

Дети работают самостоятельно.

У вас родились яркие и нарядные куклы Матрены, которым хочется погулять, поплясать. Куда может отправиться ваша матрешка?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите краски, нарисуйте, куда отправилась гулять ваша Матрена.

Дети работают самостоятельно.

Педагог при необходимости осуществляет индивидуальную помощь

для решения изобразительной задачи.

В конце досуга проводится выставка детских рисунков и их обсуждение, выделяются наиболее удавшиеся работы.

Публикации по теме:

«Бабушка и матрешка». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе Задачи: Формировать интерес к народной игрушке-матрешке и понятие из чего она сделана. Ввести в активный словарь слова-матрешка,деревянная. Воспитывать.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему «Матрешка» Конспект игры-занятия для детей средней группы на тему: «Матрешка». Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой в образе девочки–.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Праздники
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Сценарий досуга «Творческая мастерская «Матрешка — символ России» для детей старшей группы.
Опубликовано: 27 января 2014 в 13:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...