Папки-передвижки

Сценарий фольклорного представления на основе произведения А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»

Юлия Ахтырская
Сценарий фольклорного представления на основе произведения А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»

Введение.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей любимыми являются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Игра-драматизация развивает творческие способности ребенка дошкольного возраста, так как требует передачи от актера к зрителю не только литературного текста целиком или импровизации, но и движений, мимики, интонация, того, что не прописано в произведении. Это, в свою очередь, и есть проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов.

Публикация «Сценарий фольклорного представления на основе произведения А, С, Пушкина „Сказка о попе и его работнике Балде“» размещена в разделах

Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать малыша к театру и литературе. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Данный в работе сценарий обусловлен несколькими задачами:

- познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина;

- дать представление о «Сказке о попе и его работнике Балде»;

- расширить знания детей об эпохе 18 века (базар, костюм);

- представить быт и нравы того времени;

- развить коммуникативные навыки речевого взаимодействия через диалоги

-познакомить детей с русскими народными промыслами: матрешка, жостовский поднос, валенки, балалайка и др.

- пополнение словарного запаса новыми словами: ярмарка, купцы, коробейники, толмачи, заморские гости, скоморохи, конюх и др.

-через танец развивать пластику, чувство ритма и умение двигаться под музыку

-познакомить детей с русскими народными традициями и фольклором : ярмарка, потешки, частушки, песни, танцы, загадки.

Сказка написанная в 1830 году и сегодня актуальна, ведь во все века найдется человек, желающий «погнаться за дешевизной».

Сценарий фольклорного представления на основе произведения

А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» с элементами русских народных потешек, загадок, частушек, песен и русских народных танцев, для детей старшего дошкольного возраста. В 11 действиях.

Действующие лица:

1. Ведущий.

2. Купцы: 1 «Жостовские подносы»

2 «Ложки, гармошки»

3 «Кошки, матрешки»

4 «Леденцы, бубенцы»

5 «Пряники, валенки»

3. Коробейники: 1 «Мед»

2 «Рыба, мясо»

3 «Пушнина»

4. Скоморохи: 1 и 2.

5. Заморские гости 2 пары.

6. Толмачи:1 и 2.

7. Конюх.

8. 3 Русские народные пары

9. Девочки «Жостовские подносы» 6

10. Дети «Лошадки» 3

11. Мальчики в Русских народных костюмах 2 с балалайкой

3 с ложками

12. Девочки в платьях для танца «Валенки» 8

13. Девочки танец «Матрешек» 6

14. Поп.

15. Кузнецы 4

16. Балда.

17. Медведь.

18. Ведущие сказки 1 и 2.

19. Попадья.

20. Бес.

21. Чертята 6

22. Зайка 1 и 2.

Действие 1. «Ярмарка».

Слабое освещение сцены*, занавес* закрыт, звучит музыка «Утро в деревне». Занавес открывается сцена оформлена в флажками, шарами, на ней стоят лотки* и большая карусель (все кто не участвуют в действии на сцене (диалог) и не прописаны в сценарии остаются на карусели). Яркий свет на сцене, звучит песня «Встань, пройдись» (основная музыка представления).

Ведущий: Заходите, заходите!

К нам на ярмарку, друзья!

Люди добрые спешите,

Пропустить ее нельзя.

Заходите, заходите,

Заходите к нам скорей.

Приглашаем к нам сегодня

И больших и малышей.

на сцену начинает «собираться народ».

*см. приложение №1

Сцена 1.

Выбегают скоморохи под песню «Скоморошья*» :

Скоморох 1 Расступись-ка, народ!

Скоморох 2 Это ярмарка идет!

Первыми садятся на карусель.

Скоморох 1 Что за шум, что за гам?

Кричат в кулисы:

Не пройти сюда купцам.

Скоморох 2 Эй! Дай пройти и пропустите,

Где товар? Скорей несите!

Первыми выходят купцы* и встают за свои лотки, раскладывают товары, потягиваются, зевают, поправляют шапки.

Купец 1 Мы купцы, русский народ,

Не сидим без дела у ворот.

Купец 2 Трудимся от зари до зари,

На богатства наши посмотри!

(показывают руками на товар)

Скоморох 2 Гости дорогие! Для ваших кошельков

Построена уйма торговых лотков.

На ярмарке купцы солидные с товаром

Отдают все почти что за даром!

(показывают на купцов рукой, те качают головой в знак одобрения, улыбаются)

Скоморох говорит тихо в публику, отвернувшись от купцов:

Скоморох 1 Дела тут свои проворачивают,

Публику оморачивают.

(купцы кидают в них муляжи яиц и помидоров, скоморохи убегают на качели)

* см. приложение №1

Сцена 2.

Звучит песня «Здесь и ситец и парча», на сцену выходят коробейники* :

Скоморох 1 (с качелей)

Что за шум, что за гам,

Коробейник тут и там!

Скоморох 2 Коробейники не бездельники

Полны короба всевозможного добра.

Коробейник 1 «Мед»

Тут мед и пушнина

Коробейник 2 «Рыба, мясо»

Рыба, мясо, древесина

Коробейник 3 «Пушнина, костяные игрушки»

Сувениры из кости

Бегите на базар скорее гости!

*см. приложение №1

Сцена 3.

Звучит музыка стран Азии или Востока, на сцену выходят «заморские гости»* (1 и 2) с покупками в мешках и толмачи* : Пока «Заморский гость 1» общается с толмачами и коробейниками «Заморский гость 2» беседует с купцами.

Скоморох 1 (с качелей)

Гости заморские на ярмарку пришли

Сувениры русские во множестве нашли.

Коробейник 3 Вот заморские гости

Покупайте сувениры из кости.

(показывает одной рукой на гостей, другой поднимает из короба игрушку из кости).

Заморский гость 1 спрашивает у коробейника на своем языка «Сколько стоит товар?», коробейник пожимает плечами и подзывает других коробейников они подходят, «заморский гость», повторяет фразу сопровождая ее движением «потирает пальцы».

Коробейник 1 Мы язык твой не поймем

Толмача сейчас позовем.

Коробейник 2 Эй, толмач, иди скорей

Ты поймешь из за моря гостей.

Зовут рукой, повернувшись к кулисам.

*см. приложение №1

Сцена 4.

Звучит русская-народная песня «Я на камушке сижу», из-за кулис выходят (гордо) толмачи, несколько раз обходят «заморских гостей» внимательно осматривают их:

(говорят не громко зрителям)

Толмач 1 Гость заморский не простак,

Деньги водятся никак.

(обращается к коробейникам)

Толмач 2 В чем проблема, в чем беда?

Зачем позвали толмачей сюда?

Коробейник 1 Покупателя найдем,

А язык его мы не поймем.

Толмач 1 Я не зря сюда спешу

Торг ваш быстро разрешу.

Что сказал заморский гость?

Коробейник 3 Что-то там про пух и кость.

Толмач 1 Что ответил ты ему?

Коробейник 3 Ничего я не пойму.

Толмач 2 обращается к «заморскому гостю» :

Что желаете синьор?

Заморский гость 1 отвечает коробейнику на своем языке «Сколько стоит товар?»

Это просто ерунда

(отмахивается от коробейников, они садятся на качели)

Взгляните вы лучше сюда!

(обращается к обоим «Заморским гостям») Толмач показывает на коня с конюхом (они вышли из-за кулис).

Скоморох 1 (с качелей)

Вон, смотри, коня ведут,

Сейчас все гости упадут…

Сцена 5.

Звучит песня «Конь ты мой ретивый…», на сцену выходит конь (с уздечкой, на ней колокольчики и бубенцы) с конюхом*.

(Заморский гость говорит на ломаном русском)

Заморский гость 2 А хорош ли конь скажи,

Хвост и зубки покажи.

(обходит коня вокруг, конь «красуется», поднимает хвост, заглядывает в открытый рот)

(толмачь обращается к «заморскому гостю»)

Толмач 2 Ты купи-ка лучше гриву,

Ишь как смотрит он игриво!

Заморский гость 2 А хорош ли конь скажи!

Милый конюх расскажи.

(спрашивает у конюха)

Конюх Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все бубенчики-то — бряк! бряк! бряк!

Золотые они — звяк! звяк! звяк!

(«конь» ходит по сцене высоко поднимая колени, гордо вышагивает, улыбается, бьет копытом)

Толмач 2 На него товар клади и домой себе вези.

Скоморох 1 (с качелей)

Покупай, не прогадаешь,

Не понравится подаришь.

Говорит обращаясь к «заморскому гостю».

Бубенцы, то на простые,

Золотые, золотые.

Заморский гость 2 (обращается к конюху)

Где купил ты их, скажи,

Да всю правду доложи.

* см. приложение №1

Конюх Вот смотрите леденцы,

Да злотые бубенцы.

Показывает на коробейника «Леденцы, бубенцы»

Коробейник 4 «Леденцы, бубенцы»

Сладкие леденцы,

Золотые бубенцы*!

(звонит бубенцом, за кулисами тоже слышен звон бубенчиков). «Заморский гость» достает из кармана мешочек (с деньгами) передает его конюху. Конюх открывает мешочек и несколько монет отдает 1 и 2 толмачу. Сцену покидают : «заморские гости 1 и 2», толмачи.

Звучит музыка «Едет тройка с бубенцами», на сцену из-за кулис выбегают дети в костюмах лошадок, держа дугу над головой. Танец «тройка с бубенцами». Все кто на сцене в конце танца танцуют вместе, как будто держась за поводья. «Кони» убегают со сцены.

* см. приложение №1

Сцена 6.

На сцене купцы : Лоток 1 –купец 1 Жостовские подносы*. Скоморохи с каруселей:

Скоморох 1 Расступись-ка, народ!

Это ярмарка идет!

На сцену выходят (2-3) пары в русских-народных костюмах и коробейник с коробом «леденцы, бубенцы».

Скоморох 2 И начнется всем потеха

Много радости и смеха.

Купец 1 (протирает жостовский поднос и говорит вначале с грустью, а к концы монолога весело)

Расцветают тут цветы

Небывалой красоты

Если ярмарку пропустишь

Потеряешь много ты.

Подзывает к себе покупателей, к нему подходит пара 1.

Скоморох подходит к паре:

Скоморох 2 Ну чего ты крутишь носом,

Что увидел впереди?

Это в жостовских подносах

Распускаются цветы.

Звучит музыка «Топиться, топиться в огороде баня». На сцену выбегают девочки в платьях с рисунком «жостовские цветы».

Купец 1 И букет и наш орнамент

Нам для сердца дороги.

Сохрани поднос на память,

Подходи, народ, бери.

Пара 1 мальчик Только с вашего подноса

Можно яства подавать.

девочка Есть с такого вот подноса-

Это просто благодать.

(забирают поднос, уходят)

* см. приложение №1

Сцена 7.

Скоморохи с качелей:

Скоморох 1 Это что за суета?

Скоморох 2 Это поп идет сюда,

Разбегайся кто куда!

Коробейники быстро двигаются по сцене.

Звучит музыка «Встань, пройдись». На сцену выходит поп* :

Ведущий: Жил-был поп,

Толоконный лоб*.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Коробейник 5 «Пряники и валенки»

Медовые пряники*

Русские валенки*.

Не сапожки прусские*,

А валенки русские!

Скоморох 1 Эй взрослые, напрягите головы,

Разгадывать загадки это здорово.

Скоморох 2 Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой: Утром - в школу, днем - домой.

(валенки)

Звучит музыка «Валенки, валенки, не подшиты стареньки», из-за кулис выходят на танец девочки с валеночками в руках. После танца девочки садятся на качели. Поп садится на лавку, мерить валенки.

Поп Валенки отличные

Цены неприличные.

* см. приложение №1

Сцена 8.

Купец 3 «Кошки и матрешки»

Глиняные кошки*,

Расписные матрешки*!

Выбегают скоморохи:

Скоморох 1 А для ярмарочных веселий

Есть качели и карусели.

Скоморох 2 Отгадайте взрослые

Про кого загадка?

Ростом разные подружки.

Но похожи друг на дружку.

Скоморох 1 Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(матрешка)

Купец 3 Ну-ка хлопнем все в ладоши!

Веселей и позвончей,

Чтобы русские матрешки

Заплясали побойчей!

Звучит музыка «Выйду ль я на реченьку» под нее матрешки танцуют танец, в конце танца выходит мальчик с «палкой-каруселью», матрешки хватаются за ленты. После танца остаются на сцене и поют частушки на стихи

В. Берестова:

Матрешка 1 Как у нашей у хохлатки*

Нынче вывелись цыплятки,

Матрешка 2 А из одной скорлупочки

Матрешка вышла в юбочке.

Матрешка 3 Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки,

Матрешка 4 Сами ткут* и прядут*,

Сами в гости к нам идут

Матрешка 5 Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к вам пришли матрешки.

Матрешка 6 Дудки деревянные,

Матрешки все румяные.

Скоморох 1 Ну матрешки хороши,

Танцевали от души.

Матрешки садятся на качели. Поп подходит к лотку с матрешками, одну из них берет в рука, рассматривает:

*см. приложение №1

Поп Вот матрешки, хороши

С восторгом разглядывает матрешку, потом видит цену и говорит уже недовольным голосом)

Только нету в них души.

(кладет обратно)

Сцена 9.

Скоморохи с каруселей:

Скоморох 1 Подходите, подходите!

И глаза свои протрите!

(коробейник достает из короба 1 рукой леденцы, 2 рукой бубенцы)

Скоморох 2 Что угодно здесь найдете,

Много нового поймете.

Купец 2 «Гармошки и ложки» (коробейник показывает из короба губные гармошки и хохломские ложки)

Губные гармошки*

Хохломские ложки*

Посмотрите молодцы,

Как играют удальцы.

Звучит музыка «Во поле береза стояла» (ложки и балалайки, на сцену скоморохи выносят скамью, выбегают дети с балалайками и ложками, и садятся на нее (2 балалаечника по краям в центре 4 ребенка с ложками, важно, что бы они одновременно положили ногу на ногу! После окончания их игры:

Девочка 1 (с качелей) Так играть мы не умеем,

Мы частушки вам споем.

Все девочки «Валенки» Выходят на середину сцены.

Девочка 1 Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Девочка 2 Сто знакомых встретили

На поклон ответили.

Звучит «Плясовая» короткий кусочек, девочки перестраиваются и кланяются тем кого встречают на сцене.

Девочка 3 Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.

Девочка 4 Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает.

Девочки перестраиваются и кланяются.

* см. приложение №1

Девочка 5 Не ходите, девки, в лес,

Комары кусаются,

Девочка 6 А на тех кто краше всех,

Пуще всех бросаются.

После окончания Частушек, под основную музыку представления, мальчики (ложки и балалайки) забирают девочек «Валенки» и «Матрешки»

под руки девочек и уводят со сцены.

Скоморохи с качелей:

Скоморох 1 Ярмарка русская

Веселая и шустрая

Скоморох 2 Шумная и озорная

Вот она какая!

* см. приложение №1

Сцена 10.

Купец 1 Как у нас ли тары-бары

Всяки разные товары

Купец 2 Покупальщики, идите!

Да товар у нас купите!

Машут руками, зазывают покупателей, из-за кулис выходит Балда и 3 пары в русских-народных костюмах. Пара подходит к лотку с платками

Пара 1 мальчик (обращается к девочке) :

Да, красиво, я не скрою…

Что ты видишь пред собою?

Пара 1 девочка Вижу полки и лотки.

Пара 2 мальчик А на них-то что?

Пара 2 девочка Платки!

Пара 3 девочка Оренбургский платок*-

Всем платкам платок!

Пара 3мальчик Кто его хоть раз одел-

Лет на стол помолодел.

Скоморох 1 Ты меня не убедил,

Лучше сами поглядим.

Звучит песня «Оренбургский пуховый платок» 3 пары танцуют медленных хоровод с платками. Поп подходит, присматривается и примеряет платок:

Поп Вот жене платок,

Только маловат чуток.

*см. приложение №1

Сцена 11.

За кулисами слышен звон и стук.

Скоморох 1 Дзынь, дзынь, бом.

Дзынь, дзынь, тук.

Что за гром?

Что за стук?

Скоморох 2 И огонь и пламя пышет,

Уши нечего не слышат.

Только стук, и гром, и звон-

Шум идет со всех сторон.

И огонь горит,

И металл шипит.

Скоморох 1 Все скуют вам молодцы,

Кто же это?

Все Кузнецы*!

Из-за кулис выходят кузнецы, поют песню «Во кузнице».

Кузнец 1 Я могу сковать подкову,

Ключик для двери дубовой.

Кузнец 2 Даже кованный сундук,

И подкову на каблук,

Кузнец 3 И колечко и сережки,

И бокал на тонкой ножке.

Скоморох 1 Хвастуны, вы кузнецы,

И черны, вы от печи.

Кузнецы отмахиваются рукой от скоморохов и уходят со сцены напевая «Во ку, во ку-у-знице, во ку, во ку-у-знице…»

* см. приложение №1

Сцена 12.

На сцене пары в русских-народных костюмах, 3 купца, поп и Балда.

Звучит песня «Частушки».

Диалог №1 (Балда обращается к мальчику из 1 пары)

Балда Эй Федул! Что губы надул?

Федул Да кафтан* прожег.

Балда Дак зачинить можно.

Федул Да иглы нет…

Балда А велика ли дыра-то?

Федул Да один ворот остался.

Диалог №2 (Балда обращается к купцу)

Балда Здорово Макар!

Купец Макар Медведя поймал!

Балда Так веди сюда!

Купец Макар Да он не идет!

Балда Ну так сам иди!

Купец Макар Да он не пускает!

Под русскую народную «Плясовую» на сцену выходит медведь, танцует. Все аплодируют.

Купец Макар Твои лапы косолапы,

Ничего не топают.

Посмотри-ка на мои-

Как задорно топают.

Под «Плясовую» танцуют вместе.

Диалог №3 (Балда обращается к «девице» в паре)

Балда Малань, а Малань!

Ты что пироги пекла?

Маланья Здорово Балда

А ты откуда знаешь?

Балда Да у тебя весь лоб в муке,

Да ворота в тесте.

* см. приложение №1

Балда выходит на встречу попу:

Балда Что, батька, так рано поднялся?

Поп Нужен мне работник :

Повар, конюх и плотник.

Балда Буду служить тебе славно.

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

Поп «чешет» лоб и маковку.

Ведущий 1 Призадумался поп

Стал себе почесывать лоб.

Поп Ладно.

Не будет нам обоим накладно

Действие 11. «Сказка о попе и его работнике Балде».

Часть 1 «В доме».

Сцена 13.

Звучит песня «При долине, при лужку…». Занавес закрывается, за ним меняются декорации (декорации ярмарки меняются на декорации деревенского дома). Перед занавесом дети-ведущие:

Ведущая 1 Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых

Ведущая 2 До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

Сцена 14.

Занавес открывается, на сцене убранство богатого деревенского дома. Балда и попадья сидят, пьют чай за столом. На столе самовар*, «дорогой» сервиз, пряники, попадья в Оренбургском платке, поп грустный ходит, гладит лоб.

Ведущая 1 Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит,

О расплате думает частенько;

Ведущая 2 Время идет, и срок уж близенько.

Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:

Лоб у него заранее трещит.

Попадья* подходит к попу, говорит только ему:

Попадья Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему не в мочь,

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь

И Балду-то без расплаты отправишь.

Поп ходит по сцене веселее, смотрит на Балду добрее :

Поп Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

Платить обязались черти

Мне оброк* по самой моей смерти;

Лучшего б не надобно дохода,

Да вот беда, долг за три года.

Занавес закрывается для смены декораций.

Перед занавесом идет Балда с пустым мешком на плечах и веревкой в руке.

*см. приложение №1

Часть 11 «У берега моря»

Занавес открывается на сцене декорации лес, море. Звучит музыка Хачатуряна «Танец с саблями» под него на сцене танцуют чертыта. После танца 2 детей остаются на сцене, садятся на кочку в море.

Выходит и садится на пенек Балда.

Музыкальное сопровождение «Звуки моря».

Сцена 15.

Ведущая 1 Балда с попом понапрасну не споря

Пошел, сел у берега моря;

Ведущая 2 Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить.

Балда сидит на пеньке и бросает конец веревки в море.

Ведущая 1 Вот из моря вылез старый Бес* :

Ребенок-«бес» подходит к Балде.

Бес Зачем ты, Балда, к нам залез?

Балда Да вот веревкой хочу море морщить.

Да вас, проклятое племя, корчить. "

Бес Скажи за что такая немилость?

Балда Как за что? Вы не плотите оброка,

Не помните положеного срока;

Бес Балдушка, погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получишь вскоре.

Погоди, вышлю к тебе внука.

Бес уходит «в море и садится на камушек», Балда опускает веревку в воду:

* см. приложение №1

Сцена 16.

Чертенок Здравствуй, Балда мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Давай состязаться с тобою

Кто скорее из нас обежит это море?

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там

(показывает на море) приготовят мешок.

Балда (говорит смеясь) Что ты это выдумал, право?

Где тебе тягаться со мною,

Со мною, с самим Балдою?

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата.

Балда уходит в декорации лес, бесенок сидит на пеньке.

* см. приложение №1

Сцена 17.

Звучит песня «Про зайцев» под нее в «леске» танцуют зайки.

Ведущая 1 Пошел Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

К морю опять он приходит,

У моря бесенка находит.

Балда возвращается, держа 1 «зайку» за ушки, второго оставил за «деревом».

Балда Ты, бесенок, еще молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата,

Обгони-ка сперва моего брата.

Раз, два, три! догоняй-ка!

Балда сидит на пеньке зайка бежит вокруг моря, а за ним чертенок.

Ведущая2 Пустились бесенок и зайка;

Бесенок по берегу морскому,

А зайка в лесок до дому.

Зайка в лесок, а чертенок к Балде, часто дышит, вытирает лоб, а Балда с зайцем сидит (сходил и взял за уши его за деревом).

Балда гладит зайку, а чертенок с удивлением слушает Балду.

Балда Братец мой любимый,

Устал, бедняжка! отдохни, родимый.

Чертенок Погоди, схожу за оброком.

Чертенок уходит в море на камушек, на котором сидит Бес.

Чертенок Беда!

Обогнал меня меньшой Балда!

Бес сидит с думающим видом.

Ведущая 1 Старый Бес стал тут думать думу.

А Балда наделал такого шуму,

Балда опустил веревку в море.

Что всё море смутилось

И волнами так и расходилось.

Чертенок возвращается к Балде.

Чертенок Полно, мужичок,

Видишь ты палку эту?

Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит.

Балда подходит, берет палку:

Чертенок Чего ты ждешь?

Балда Да жду вон этой тучки;

Зашвырну туда твою палку,

Да и начну с вами, чертями, свалку.

Сцена 18.

Ведущая 2 Испугался бесенок да к деду,

Чертенок уходит в море на камушек, на котором сидит Бес.

Рассказывать про Балдову победу,

А Балда над морем опять шумит

Да чертям веревкой грозит.

Балда опускает веревку в воду и крутит ею. Чертенок возвращается к Балде.

Чертенок Что ты хлопочешь?

Будет тебе оброк, коли захочешь…

Балда Нет,

Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе сложную задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила.

Пронеси пол версты* кобылу.

Балда выводит из-за кулис «кобылу».

Снесешь кобылу оброк уж твой;

Не снесешь, будет мой.

Ведущая 1 Бедненькой бес

Под кобылу подлез,

Понатужился,

Ведущая 2 Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

Действия «бесенка» по тексту.

Балда Глупый ты бес,

И руками-то снести не смог,

А я, смотри, снесу промеж ног".

Балда «садится» на кобылу и едет верхом (ребенок перекидывает пришитую тканевую ногу через спины «кобылы»)

Ведущая 1 Сел Балда на кобылку верхом,

Да версту проскакал, так что пыль столбом.

Испугался бесенок и к деду

Пошел рассказывать про такую победу.

Бесенок уходит к Бесу на кочку в море.

Ведущая 2 Черти стали в кружок,

Звучит музыка Хачатуряна «Танец с саблями» под него выходят все чертята.

Делать нечего - собрали полный оброк.

Да на Балду взвалили мешок.

Занавес закрывается для смены декораций. Перед занавесом идет с мешком Балда.

* см. приложение №1

Часть 111 «Плата».

Сцена 19.

Звучит песня «При долине, при лужку…». Занавес открывается, на сцене убранство богатого деревенского дома. Поп с попадьей сидит за столом, пьет чай. На столе самовар, «дорогой» сервиз, пряники, попадья в Оренбургском платке.

Ведущий Идет Балда, покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется,

Поп встал с места и спрячется за стул на котором сидит попадь, Балда видит попа, заглядывает за стул слева, поп отходит направо, заглядывает справа, поп отходит влево.

Со страху корячится.

Балда его тут отыскал,

Балки за «шкирку» достает попа из-за стула.

Отдал оброк, платы требовать стал.

Бедный поп

Гладит лоб поп, смотрит на Балду с грустью.

Подставил лоб:

Балда дает попу щелчки по лбу.

С первого щелка

На сцену выходит часть детей, которые участвовали в представлении.

Говорят все вместе. Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

На сцену выходит 2 часть детей, которые участвовали в представлении.

Говорят все вместе. Лишился поп языка;

А с третьего щелка

На сцену выходит 3 часть детей, которые участвовали в представлении.

Говорят все вместе. Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

Говорят все вместе. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Список литературы:

1. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие/Е. И. Якубовская. Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко; Под ред. Е. И. Якубовской. -СПб. :СПБаппо, 2008.

2. Воспитание детей в традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий/авт. -сост. В. П. Ватаман. Волгоград:Учитель, 2008.

3. А. А. Преображенский, Б. А. Рыбаков. История России. 6/7 класс-Москвапресс, 2004

4. И. А. Агапова, М. А. Давыдова. Тематические праздники по истории России. М. – 2004.

5. А. С. Пушкин. Сорание сочинений в 10 томах. Том 3. Стихотворения 1827-1836 годов. Москва-2005

6. Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и загадки. Татьяна Лагутина. Рипол Классик-2009.

7. Русская частушка. Азбука-2008.

8. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабакина: Акадкмия развития. -2009.

9. Расцвели цветы лазоревые. Русские народные песни с нотами. Г. И. Гансбург: Москва, Феникс-2007.

Приложение №1.

Словарь.

Сцена - (греч., букв. «палатка, шатёр») — часть театра, подмостки, место основного театрального действа.

Занавес- тканевая завеса для закрытия чего-либо: Театральный занавес — занавес, отделяющий сцену от зрительного зала.

Лотки- киоски с которых торгуют на базаре.

Купцы- сословный статус, были оседлыми и странствующими, в большинстве случаев встречались там, где наибольший товарообмен.

Коробейники- продают свой товар с коробов, зазывают покупателей, составляют конкуренцию купцам.

Скоморохи- русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры.

«Заморские гости»- гости приехавшие из за моря, современно- из заграницы.

Толмачи- представляют свое знание иностранного языка, оказывают помощь иностранцам в покупке товаров на ярмарке.

Конюх- человек работающий на конюшне. Жостовские подносы- подносы расписанные Жостовской росписью- старинный русский народный промысел, возник в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.

Золотые бубенцы- украшения для лошади изготовленное из золота.

Губные гармошки- распространённый язычковый музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки, которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия.

Хохломские ложки- старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Один из наиболее известных видов русской народной живописи. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные орнаменты Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Поп- просторечное название христианского священника.

Толоконный лоб- народн., презр. - о глупом, бестолковом человеке, дураке. Выражение - из народной речи, где толоконный - от толокно ”мука, чаще всего овсяная”. Для получения такой муки хлебные зёрна не мололи на мельнице, а толкли, измельчая ударами деревянной толкушки. Толокном называли и кушанье, приготовленное из такой муки. Толоконный лоб - презрительная кличка глупца, дурака (букв. ”лоб. набитый толоконной мукой” - ср. опилки в голове).

Медовые пряники- мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. На вид пряник — пластина фигурной, прямоугольной или овальной формы, на верхней части которой выдавлен рисунок. Пряник — символ праздника, хотя делали пряники не только на праздники.

Русские валенки- (валенухи, валежки, валены, валенцы, катанки; финск. huopikkaat) — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкие, под другую обувь. Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу.

Сапожки прусские- сапоги заморского изготовления.

Глиняные кошки- сувенирные кошки-капилки из глины, расписанные и покрытые глазурью.

Расписные матрешки- (уменьш. от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» — знатная дама, мать семейства) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для рисования могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Хохлатка- пестрая курочка с небольшим хохолком.

Ткать- сплетать нити на ткацком станке для получения готовой ткани.

Прясть- изготавливать нить на прялке, скручивая ее от большого комка шерсти.

Оренбургский платок- Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. Платок очень теплый так как изготовлен из козьего пуха.

Кафтан- мужское платье до пола с пуговицами спереди.

Вареная полба- широко распространённая на заре человеческой цивилизации зерновая культура, группа видов пшеницы. Вареная полба-пахлебка из зерна.

Самовар- устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Попадья- здесь жена попа.

Оброк- плата от зависимого.

Бес- (египетская мифология) Бес (славянская мифология) Дьявол

Пол версты- верста-русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или 1 066,781 метра. Пол версты половина от 1066,781метра.

Кузнец- мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших выделившихся профессий.

Приложение №2.

Список музыкальных произведений используемых в представлении.

1. Музыка «Утро в деревне».

2. Русская народная песня «Встань, пройдись» (основная).

3. Русская народная песня «Здесь и ситец и парча»,

4. Русская народная песня «Скоморошья» :

5. Музыка стран Азии или Востока

6. Русская народная песня «Я на камушке сижу»,

7. Русская народная песня «Конь ты мой ретивый…»,

8. Русская народная песня «Топиться, топиться в огороде баня».

9. Русская народная песня «Едет тройка с бубенцами»,

10. Русская народная песня «Во поле береза стояла»

11. Русская народная песня «Валенки, валенки, не подшиты стареньки»,

12. Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»

13. Песня «Оренбургский пуховый платок»

14. Песня «Частушки».

15. Русская народная песня «При долине, при лужку…».

16. Музыкальное сопровождение «Звуки моря».

17. Русская народная «Плясовая».

18. Музыка Хачатуряна «Танец с саблями».

19. Песня «Про зайцев»

20. Песня «Во кузнице»

Публикации по теме:

«Парад героев сказок А. С. Пушкина» (фотоотчёт)«Парад героев сказок А. С. Пушкина» (фотоотчёт) Уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Очень не терпится рассказать Вам о мероприятии, которое стало итогом " Пушкинской недели".

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого закрепили знания детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий фольклорного представления на основе произведения А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»
Опубликовано: 23 февраля 2013 в 23:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД