Сценарий интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «В мире насекомых»

Наталья Аноприенко-Стерхова
Сценарий интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «В мире насекомых»

Тема: «В мире насекомых».

Цель. Создать условия для формирования у детей целостных представлений о многообразии мира насекомых, их роли в природном сообществе.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать у детей знания об отличительных особенностях насекомых (строение тела, окраска, места обитания).

2. Упражнять в составлении связных описательных рассказов с помощью мнемотаблицы (символических изображений).

3. Побуждать детей использовать в речи эпитеты, образные выражения.

Развивающие

1. Способствовать созданию у детей эмоционально-художественного образа насекомых средствами музыки и изобразительной деятельности.

2. Обеспечить развитие у детей умения сравнивать, рассуждать, делать умозаключения.

3. Побуждать детей самостоятельно формулировать правила безопасного обращения с насекомыми.

Воспитательные

1. Воспитывать бережное, внимательное отношение к насекомым как к обитателям общего мира природы.

2. Способствовать развитию у детей умения работать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер (ноутбук, диктофон, компьютерные презентации, аудиозапись, обручи, карточки с изображением насекомых, мнемотаблица, изобразительный материал.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной и познавательной литературы о насекомых, рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях.

2. Дидактические игры экологического содержания.

3. Составление рассказов с помощью схем, мнемотаблиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Часть 1. Организационный момент.

Дети, нам предложили поучаствовать в выпуске газеты детского сада. Эта газета для детей и родителей. Выпуск газеты будет посвящен природе, которая нас окружает, и нашей группе поручено написать статью о насекомых.

Вы согласны стать журналистами? Тогда давайте вместе подумаем, о чем будет наша заметка в газете, что мы можем интересного рассказать о насекомых? (выслушиваются предложения детей). Да, я с вами согласна, в нашей статье надо рассказать, что такое насекомые, какие они бывают, где обитают, зачем они нужны в природе. Для этого давайте уточним, что мы знаем о мире насекомых.

Часть 2. Основная часть

Работа с интерактивной доской.

Посмотрите на изображения различных животных (земноводные, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые). Давайте найдем среди них насекомых и поместим их на полянку (дети выполняют задание на интерактивной доске).

Как много насекомых, я даже не могу вспомнить, как некоторые из них называются! Поможете мне определить названия насекомых, которых видите на полянке? (пчела, комар, бабочка, майский жук, стрекоза, кузнечик, муравей и др.).

Смотрю я на насекомых и пытаюсь понять: они все разные или все чем-то похожи? Что же есть общее у всех насекомых? (выслушиваются ответы детей). Вы наблюдательны, действительно теперь я вижу, что у всех насекомых есть брюшко, грудь, голова, усики, есть крылышки и по шесть ножек. Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если рассмотреть внимательно брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено.

Посмотрите, на нашу полянку заполз паучок. Как вы думаете, паук насекомое или нет? Сравните, чем строение его тела отличается от строения тела насекомых. Какие вы внимательные, действительно, у паука в отличие от насекомых не шесть, а восемь ног. Паук – не насекомое, он относится к паукообразным (показ слайдов «Пауки»).

Вы предложили в газетной статье рассказать о местах обитания насекомых. Где же мы можем их увидеть? Посмотрите (показ слайдов «Насекомые», действительно насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в траве и древесине.

Динамическая пауза. Подвижная игра «В свой домик». У детей карточки с изображением муравья, жука, осы, пчелы, на полу - обручи с карточками «муравейник», «осиное гнездо», «улей», «дерево». Дети имитационными движениями изображают насекомое, по сигналу – бегут к «своему» домику.

Работа с интерактивной доской.

Насекомые очень разнообразны и красивы, особенно бабочки (показ слайдов «Бабочки»). Их крылышки могут быть различной формы и расцветки. Вот бабочка лимонница. Почему ее так назвали? (крылышки такого же желтого цвета, как и лимон). А как бы вы назвали такую бабочку за ее раскраску? Придумайте название! (поочередный показ нескольких бабочек, дети подбирают слова: радужная, кружевная и т. п.)

На полянку летит еще одно насекомое. Послушайте музыку и догадайтесь, о каком насекомом она нам рассказывает (звучит аудиозапись). Это музыкальное произведение Н. А. Римского-Корсакова называется «Полет шмеля». Что вы представляли, слушая музыку? Какой шмель, что он делает? (шмель быстрый, кружится, жужжит, летает вверх-вниз, ищет цветок с самым вкусным нектаром и т. п.). Упражнение для глаз «Полет шмеля».

Дети, я думаю, у читателей газеты может возникнуть вопрос, насекомые полезны или вредны. Давайте разделимся на две группы. Все, кто в группе «Плюс» подумаете и расскажите, какую пользу приносят насекомые? (опыляют растения, дают мед, истребляют насекомых-вредителей). А вы в группе «Минус» расскажите, какой вред могут принести? (повреждают растения, зерно в хранилищах, переносят возбудителей болезней человека и животных).

Все ли насекомые безобидны или может быть каких-то стоит опасаться? Да, есть жалящие и ядовитые насекомые: пчелы, осы, шершни, шмели. Как безопасно вести себя с такими насекомыми? (не трогать руками, не делай резких движений, чтобы не спугнуть насекомое).

Тем не менее, и опасные и безобидные насекомые необходимы в природе, они тесно связаны с жизнедеятельность других животных, птиц и человека. Посмотрите на нежных бабочек, изящного кузнечика, муравья-труженика – их надо беречь, не обижать, стараться не нанести вреда. Эти маленькие существа приносят красоту и разнообразие в наш мир.

Для газетной статьи нам нужны рассказы о насекомых. Давайте представим, что мы берем интервью у насекомых, которые сами рассказывают о себе: как они называются, какой у них внешний вид, как передвигаются, где обитают, какую пользу или вред приносят. Договоритесь между собой, кто будет журналистом, а кто от имени насекомого будет отвечать на вопросы. Рассказ должен быть интересным и познавательным для читателей газеты. Для напоминания, о чем спрашивать и рассказывать предлагаю вам такую таблицу (мнемотаблица для описательного рассказа). Журналисты запишут рассказы на диктофон (ребенку-«журналисту» дается диктофон, дети составляют описательные рассказы о насекомых).

Дети, что еще кроме статьи может быть в газете. Конечно, фотографии и иллюстрации. Если вам понравилось какое-либо насекомое, нарисуйте его и эти рисунки мы поместим в газету (дети самостоятельно выбирают изобразительный материал и рисуют насекомых).

Часть 3. Подведение итогов и анализ.

Как вы считаете, мы выполнили поручение - помогли подготовить выпуск газеты. Что мы сделали? (вспомнили, что знаем о насекомых, подготовили в газету интересные рассказы, иллюстрации). Как вы думаете, как читатели газеты отнесутся к вашим рассказам и рисункам? (понравятся, заинтересуются) Почему? Что их особенно заинтересует?

Давайте придумаем общее название для нашей статьи (варианты: «В мире насекомых», «Такие разные насекомые», «Шестиногие друзья» и т. п.).

Сегодня я ваши рассказы и рисунки напечатаю на компьютере, и материал для газеты будет готов!

(После распечатки материала педагог предлагает детям для просмотра готовую газету).

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Проект «Шестиногий народец»Проект «Шестиногий народец» роект "Шестиногий народец" старшая группа. Вид проекта: долгосрочный групповой исследовательский проект. Продолжительность проекта: 3.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Сценарий интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «В мире насекомых»
Опубликовано: 17 июля 2013 в 19:55
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...