Сценарий историко-краеведческого мероприятия «Моя Родина — Ямал»

Елена Долматова
Сценарий историко-краеведческого мероприятия «Моя Родина — Ямал»

«Звери» (орг. группа, переодетая в костюмы зверей) встречают гостей, играет музыка «Увезу тебя я в тундру». На заднем плане расклеены плакаты, на которых написаны пословицы народов севера:

- «Песец сам в мешок не полезет».

- «С хорошим человеком и без чума тепло».

- «Доброе дело равняет человека со звездой».

- «Слово, что лжет, далеко не уйдет.».

- «У одного ум в словах, у другого в делах».

- «Не будь жадным и не останешься одиноким».

- «Лентяй усталости не знает».

На сцену выходят участники, читают стихотворения:

1 участник: Не дошла до нас молва людская,

И в легендах нет следов,

Когда тундру первый раз обозревая,

Предок мой пожаловал сюда.

2 участник: Дикие немереные дали

Молча распахнулись перед ним.

Радуги красоты полыхали

Над безмолвным морем ледяным.

1 участник: Видел предок мой,

Что твердь земная,

Обрывалась здесь,

У Карских льдов.

Дальше бездна,

Где рождалась стая

Медленных туманных облаков.

2 участник: Инеем запорошило брови,

Наплывал со всех сторон мороз,

Но мой предок –

Корень мой по крови,

Обращаясь к тундре, произнес:

1 участник: Для меня родная ты отныне.

И по праву первого в краю

Жителя тебе сегодня имя

Я на веки вечные даю.

2 участник: Нарекаю я тебя Ямалом

Это имя значит - край земли.

Не искал мой дальний предок славы,

Не кичился подвигом своим.

1 участник: А ведь был он первым в самом деле

Утвердившись в давний год навек

На краю земли, в краю метелей,

Льдов и стужи - имя человек.

1 участник: Человек идет меридианом,

Ускоряя по орбите шаг,

И шаги упруго неустанно

Как секунды тикают: тик-так!

2 участник: И земля от стука пробудилась,

Человеку молча поклонилась.

1 участник: Ледовитый. Он надежно, крепко

Скован льдом, над ним - метелей звон,

Но, согрет дыханьем человека,

Человеку поклонился он.

2 участник: Допылал закат. Оделись дали

В темно-синий вышитый наряд.

Звезды, улыбаясь, замигали,

С человеком звезды говорят.

1 участник: Не забудьте люди, в вихре века,

В груде малых и больших забот

Просто поклонится человеку –

Он дорогой трудною идет.

Звучат фанфары. На сцену выходит ведущая.

Ведущая: - Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы живем на прекрасной Ямальской земле. С чего, с кого начиналась эта земля? Чем жили местные народности: ханты, манси, коми, зыряне, селькупы. Их обычаи, традиции, сказания, их занятия. Вот сегодня мы приглашаем вас в путешествие на встречу с прошлым.

Пусть молодые расслышат

Речь поколений и далей.

Помнят пусть и запишут

Строки любви и печали.

Все готовы отправиться в путешествие? Тогда - поехали.

Для начала попрошу вас разделиться на две команды. Готовы? Теперь, пока играет музыка, вы совещаетесь и придумываете название своей команды и девиз. Начали!

Дети делятся на две команды. Затем представляют ее.

Итак, наша первая остановка - «История родного края». Конкурс рисунков.

Жюри оценивает заранее представленные работы и объявляют победителей.

2 остановка - «Сказки».

Ведущая: У каждого народа их множество, ведь абсолютно все дети, не зависимо от цвета кожи и национальности, любят сказки. Вот и на севере, длинными бесконечными зимними ночами звучали в чумах сказки.

Мамы пели детям колыбельные песни перед сном и рассказывали мифы, эпические сказания, о песнях, что поют народы севера, сказано:

Что глаз мой видит, о том и пою,

Что ухо слышит, о том и пою.

Слушай песню мою – узнаешь душу мою.

А теперь давайте поиграем. Выиграет та команда, которая назовет большее количество сказок. (Играют).

Молодцы ребята! А сейчас предлагаю вам немного размяться и чуть-чуть потанцевать.

Играет музыка. Дети танцуют. «Звери» танцуют вместе с ними.

3 остановка - «Приметы».

Появляются участники. В руках у них листы, на которых написаны короткие приметы:

«Много грибов - много белок будет».

«Не бери собаку бесплатно - не приживется».

«Не переступай через собаку - счастье растопчешь».

«Звезды сильно блестят - к близкому теплу».

«Не дразни старого - вырастишь глупым».

Ведущая: Знали предки земли Ямальской, без прогнозов синоптиков и метеослужб, когда на охоту идти, когда рыбу ловить, когда какой погоды ждать. Из года в год, из века в век собирались приметы народные. Вот здесь мы и сделаем остановку.

Ребята, а какие вы приметы знаете? Давайте попросим наших помощников познакомить нас с некоторыми приметами.

1 участник: Как много было дедовских примет!

Иных давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас, и вот - живут поныне.

2 участник: Нельзя они гласили, называть

По именам зверей и птиц, иначе

Тебе во век в любом лесу не знать

Ни счастья на охоте, ни удачи.

3 участник: Нельзя плевать в костер - огонь всерьез

Обидится и дом спалит твой сразу –

И там бывать, где жертву ты принес,

Чтоб не бояться порчи или сглазу.

4 участник: Ни снег не смел обидеть, ни грозу

Ни землю, ни свирепый океан ты,

И должен был беречь зверей в лесу,

Что духами родов считали ханты.

1 участник: Приметы! Вы прошли святой тропой,

Бывали и в забвении и силе,

Случалось, что удачу за собой

Иль невезенье людям приносили.

2 участник: Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,

И оцени старинные советы.

Но ты греха на душу не берешь,

За то, что помнишь отчие приметы.

3 участник: Если шумно хороводят

Вновь гагары над рекой,

Значит завтра быть погоде,

Да притом еще какой!

4 участник: Если рано-рано утром

Стелется весной туман,

Значит, жди крикливых уток

Из далеких теплых стран.

1 участник: Если чайки разгалделись 5.

На разбойном языке,

Значит рыбы в самом деле

Густо водятся в реке.

2 участник: Если днем погожим тундра

Не звенит от комара,

Значит жди, что завтра утром

Разожжет костры жара.

3 участник: Если сеть свою густую

Весело плетет паук,

Значит невод не впустую

Будут выбирать мой друг.

4 участник: Если в теплый день нежданно

Гуси к югу повернут,

Значит ветры с океана

Снег и холод принесут.

1 участник: Если чаще лемминг юркий

Под ногами стал нырять,

Значит, мы песцовых шкурок

Сможем много нынче сдать.

2 участник: Если малость попритихла

Только к вечеру пурга,

Значит, жди, неделю лихо

Будут вновь гулять снега.

Ведущая: Если солнце, как брусника,

Станет красным на закате,

Утром ветер заиграет,

Тучи в небе закачает.

Так говорят люди.

Может и нам стоит прислушаться?

4 остановка - «Игровая».

Ведущая: Что-то заскучали гости у нас, устали, пора поразмяться в смекалке, ловкости, да уме посостязаться. Ведь следующая остановка какая? Ну, конечно же игровая!

С чего начнем? Да пожалуй с загадок.

Любите загадки? (Да)

Отгадайте их тогда.

А в загадках есть секрет –

Дайте правильный ответ.

Медлить здесь совсем не нужно,

Отвечайте быстро, дружно!

1. Кто зимою в белой шубке,

Летом в серой бегать любит?

Всеми признанный трусишка,

Но любимчик мой зайчишка.

2. Вот заснеженной тропой

Зверь крадется небольшой

Серебристый черный мех,

Он теплее шубок всех.

Красота его особа.

Он не кто-нибудь, а соболь.

3. В наших северных лесах

Есть красавица в мехах

Черно-серебристая

Шубонька пушистая,

Пышный хвост ее краса

Черно-бурая лиса.

4. Кто не знает попрыгунью,

Белогрудую летунью.

Хвост роскошный,

Ушки стрелки

У лесной пушистой белки.

5. Будто кошка, но крупней

Ох, опасна встреча с ней

Прыгнет сверху - берегись!

Потому что это рысь.

6. Любопытная картина:

Строит хатку и плотины

На реке без топора

Трудится семья бобра.

Ведущая: Что ж, загадки рифмованные, с подсказками, не трудно было этих зверей узнать. Сейчас я вам предлагаю игру «Кто где живет?», чтобы проверить, на самом ли деле вы так хорошо знаете обитателей нашего края. Для участия в этой игре я хочу пригласить 10 человек.

(Возле сцены стоят 3 помощника с плакатами: «земля», «воздух»,«вода»).

Ведущая: Условия игры. Сейчас я по очереди буду называть животных, птиц и рыб, что живут на нашем Ямальском полуострове, например: ОЛЕНЬ! Участники должны подбежать к тому плакату, где, как они считают, живет это животное. В нашем случае - «земля». Произнесу «утки»! Участники какой круг занимают? «воздух», потому, что это птица. Игра понятна? Победит тот, кто ни разу не ошибется и раньше всех встанет к нужному плакату. Все понятно? Тогда начнем:

(ерш, песец, муксун, бурундук, нельма, гагары, кулик, лебедь, медведь, сырок, куропатка, лось, чебак, лиса, глухарь и т. д.).

Ведущая: Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю немного потанцевать.

Играет музыка. Все танцуют.

Ведущая: Ну вот, ребята, и подошло к концу наше небольшое путешествие. Вам понравилось? Мне пора с вами прощаться. Желаю вам светлых и веселых дней. До новых встреч!

Сценарий историко-краеведческого мероприятия «Моя Родина — Ямал»
Публикации по теме:

Пособие «Изучаем эмоции»Пособие «Изучаем эмоции» Изучаем эмоции Данное пособие изготовлено для изучения и закрепления эмоций (радостный, удивлённый, грустный, злой и т. д.). Сделано из пустых.

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
Автор публикации:
Сценарий историко-краеведческого мероприятия «Моя Родина — Ямал»
Опубликовано: 12 мая 2013 в 13:56
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...