Сценарий историко-краеведческого мероприятия «Моя Родина — Ямал»

Елена Долматова
Сценарий историко-краеведческого мероприятия «Моя Родина — Ямал»

«Звери» (орг. группа, переодетая в костюмы зверей) встречают гостей, играет музыка «Увезу тебя я в тундру». На заднем плане расклеены плакаты, на которых написаны пословицы народов севера:

- «Песец сам в мешок не полезет».

- «С хорошим человеком и без чума тепло».

- «Доброе дело равняет человека со звездой».

- «Слово, что лжет, далеко не уйдет.».

- «У одного ум в словах, у другого в делах».

- «Не будь жадным и не останешься одиноким».

- «Лентяй усталости не знает».

На сцену выходят участники, читают стихотворения:

1 участник: Не дошла до нас молва людская,

И в легендах нет следов,

Когда тундру первый раз обозревая,

Предок мой пожаловал сюда.

2 участник: Дикие немереные дали

Молча распахнулись перед ним.

Радуги красоты полыхали

Над безмолвным морем ледяным.

1 участник: Видел предок мой,

Что твердь земная,

Обрывалась здесь,

У Карских льдов.

Дальше бездна,

Где рождалась стая

Медленных туманных облаков.

2 участник: Инеем запорошило брови,

Наплывал со всех сторон мороз,

Но мой предок –

Корень мой по крови,

Обращаясь к тундре, произнес:

1 участник: Для меня родная ты отныне.

И по праву первого в краю

Жителя тебе сегодня имя

Я на веки вечные даю.

2 участник: Нарекаю я тебя Ямалом

Это имя значит - край земли.

Не искал мой дальний предок славы,

Не кичился подвигом своим.

1 участник: А ведь был он первым в самом деле

Утвердившись в давний год навек

На краю земли, в краю метелей,

Льдов и стужи - имя человек.

1 участник: Человек идет меридианом,

Ускоряя по орбите шаг,

И шаги упруго неустанно

Как секунды тикают: тик-так!

2 участник: И земля от стука пробудилась,

Человеку молча поклонилась.

1 участник: Ледовитый. Он надежно, крепко

Скован льдом, над ним - метелей звон,

Но, согрет дыханьем человека,

Человеку поклонился он.

2 участник: Допылал закат. Оделись дали

В темно-синий вышитый наряд.

Звезды, улыбаясь, замигали,

С человеком звезды говорят.

1 участник: Не забудьте люди, в вихре века,

В груде малых и больших забот

Просто поклонится человеку –

Он дорогой трудною идет.

Звучат фанфары. На сцену выходит ведущая.

Ведущая: - Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы живем на прекрасной Ямальской земле. С чего, с кого начиналась эта земля? Чем жили местные народности: ханты, манси, коми, зыряне, селькупы. Их обычаи, традиции, сказания, их занятия. Вот сегодня мы приглашаем вас в путешествие на встречу с прошлым.

Пусть молодые расслышат

Речь поколений и далей.

Помнят пусть и запишут

Строки любви и печали.

Все готовы отправиться в путешествие? Тогда - поехали.

Для начала попрошу вас разделиться на две команды. Готовы? Теперь, пока играет музыка, вы совещаетесь и придумываете название своей команды и девиз. Начали!

Дети делятся на две команды. Затем представляют ее.

Итак, наша первая остановка - «История родного края». Конкурс рисунков.

Жюри оценивает заранее представленные работы и объявляют победителей.

2 остановка - «Сказки».

Ведущая: У каждого народа их множество, ведь абсолютно все дети, не зависимо от цвета кожи и национальности, любят сказки. Вот и на севере, длинными бесконечными зимними ночами звучали в чумах сказки.

Мамы пели детям колыбельные песни перед сном и рассказывали мифы, эпические сказания, о песнях, что поют народы севера, сказано:

Что глаз мой видит, о том и пою,

Что ухо слышит, о том и пою.

Слушай песню мою – узнаешь душу мою.

А теперь давайте поиграем. Выиграет та команда, которая назовет большее количество сказок. (Играют).

Молодцы ребята! А сейчас предлагаю вам немного размяться и чуть-чуть потанцевать.

Играет музыка. Дети танцуют. «Звери» танцуют вместе с ними.

3 остановка - «Приметы».

Появляются участники. В руках у них листы, на которых написаны короткие приметы:

«Много грибов - много белок будет».

«Не бери собаку бесплатно - не приживется».

«Не переступай через собаку - счастье растопчешь».

«Звезды сильно блестят - к близкому теплу».

«Не дразни старого - вырастишь глупым».

Ведущая: Знали предки земли Ямальской, без прогнозов синоптиков и метеослужб, когда на охоту идти, когда рыбу ловить, когда какой погоды ждать. Из года в год, из века в век собирались приметы народные. Вот здесь мы и сделаем остановку.

Ребята, а какие вы приметы знаете? Давайте попросим наших помощников познакомить нас с некоторыми приметами.

1 участник: Как много было дедовских примет!

Иных давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас, и вот - живут поныне.

2 участник: Нельзя они гласили, называть

По именам зверей и птиц, иначе

Тебе во век в любом лесу не знать

Ни счастья на охоте, ни удачи.

3 участник: Нельзя плевать в костер - огонь всерьез

Обидится и дом спалит твой сразу –

И там бывать, где жертву ты принес,

Чтоб не бояться порчи или сглазу.

4 участник: Ни снег не смел обидеть, ни грозу

Ни землю, ни свирепый океан ты,

И должен был беречь зверей в лесу,

Что духами родов считали ханты.

1 участник: Приметы! Вы прошли святой тропой,

Бывали и в забвении и силе,

Случалось, что удачу за собой

Иль невезенье людям приносили.

2 участник: Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,

И оцени старинные советы.

Но ты греха на душу не берешь,

За то, что помнишь отчие приметы.

3 участник: Если шумно хороводят

Вновь гагары над рекой,

Значит завтра быть погоде,

Да притом еще какой!

4 участник: Если рано-рано утром

Стелется весной туман,

Значит, жди крикливых уток

Из далеких теплых стран.

1 участник: Если чайки разгалделись 5.

На разбойном языке,

Значит рыбы в самом деле

Густо водятся в реке.

2 участник: Если днем погожим тундра

Не звенит от комара,

Значит жди, что завтра утром

Разожжет костры жара.

3 участник: Если сеть свою густую

Весело плетет паук,

Значит невод не впустую

Будут выбирать мой друг.

4 участник: Если в теплый день нежданно

Гуси к югу повернут,

Значит ветры с океана

Снег и холод принесут.

1 участник: Если чаще лемминг юркий

Под ногами стал нырять,

Значит, мы песцовых шкурок

Сможем много нынче сдать.

2 участник: Если малость попритихла

Только к вечеру пурга,

Значит, жди, неделю лихо

Будут вновь гулять снега.

Ведущая: Если солнце, как брусника,

Станет красным на закате,

Утром ветер заиграет,

Тучи в небе закачает.

Так говорят люди.

Может и нам стоит прислушаться?

4 остановка - «Игровая».

Ведущая: Что-то заскучали гости у нас, устали, пора поразмяться в смекалке, ловкости, да уме посостязаться. Ведь следующая остановка какая? Ну, конечно же игровая!

С чего начнем? Да пожалуй с загадок.

Любите загадки? (Да)

Отгадайте их тогда.

А в загадках есть секрет –

Дайте правильный ответ.

Медлить здесь совсем не нужно,

Отвечайте быстро, дружно!

1. Кто зимою в белой шубке,

Летом в серой бегать любит?

Всеми признанный трусишка,

Но любимчик мой зайчишка.

2. Вот заснеженной тропой

Зверь крадется небольшой

Серебристый черный мех,

Он теплее шубок всех.

Красота его особа.

Он не кто-нибудь, а соболь.

3. В наших северных лесах

Есть красавица в мехах

Черно-серебристая

Шубонька пушистая,

Пышный хвост ее краса

Черно-бурая лиса.

4. Кто не знает попрыгунью,

Белогрудую летунью.

Хвост роскошный,

Ушки стрелки

У лесной пушистой белки.

5. Будто кошка, но крупней

Ох, опасна встреча с ней

Прыгнет сверху - берегись!

Потому что это рысь.

6. Любопытная картина:

Строит хатку и плотины

На реке без топора

Трудится семья бобра.

Ведущая: Что ж, загадки рифмованные, с подсказками, не трудно было этих зверей узнать. Сейчас я вам предлагаю игру «Кто где живет?», чтобы проверить, на самом ли деле вы так хорошо знаете обитателей нашего края. Для участия в этой игре я хочу пригласить 10 человек.

(Возле сцены стоят 3 помощника с плакатами: «земля», «воздух»,«вода»).

Ведущая: Условия игры. Сейчас я по очереди буду называть животных, птиц и рыб, что живут на нашем Ямальском полуострове, например: ОЛЕНЬ! Участники должны подбежать к тому плакату, где, как они считают, живет это животное. В нашем случае - «земля». Произнесу «утки»! Участники какой круг занимают? «воздух», потому, что это птица. Игра понятна? Победит тот, кто ни разу не ошибется и раньше всех встанет к нужному плакату. Все понятно? Тогда начнем:

(ерш, песец, муксун, бурундук, нельма, гагары, кулик, лебедь, медведь, сырок, куропатка, лось, чебак, лиса, глухарь и т. д.).

Ведущая: Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю немного потанцевать.

Играет музыка. Все танцуют.

Ведущая: Ну вот, ребята, и подошло к концу наше небольшое путешествие. Вам понравилось? Мне пора с вами прощаться. Желаю вам светлых и веселых дней. До новых встреч!

Сценарий историко-краеведческого мероприятия «Моя Родина — Ямал»
Публикации по теме:

Пособие «Изучаем эмоции»Пособие «Изучаем эмоции» Изучаем эмоции Данное пособие изготовлено для изучения и закрепления эмоций (радостный, удивлённый, грустный, злой и т. д.). Сделано из пустых.

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Сценарий историко-краеведческого мероприятия «Моя Родина — Ямал»
Опубликовано: 12 мая 2013 в 13:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Организация и проведение зимних прогулок «Выпал беленький снежок»
Посмотрите-ка, ребята, Все вокруг покрыла вата! А в ответ раздался смех: Это выпал белый снег. Я мороза не боюсь! Не боюсь, что простужусь, Потому...
Видеофрагмент игры Воскобовича «Логоформочки 5»
Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент развивающей игры Воскобовича "Логоформочки 5". Из опыта работы могу рекомендовать начинать знакомить детей с этой...
Конспект ООД в технике «Аппликация песком»
Тема: «Дед Мороз» аппликация цветным песком. Цель: Освоение технологии изготовления работ в технике «Аппликация песком». Задачи: Формировать умение...
Мастер-класс. Рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей»
Мастер класс рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей» Подарить детям настоящую сказку можно на самый волшебный, самый веселый праздник «Новый...
Консультация для родителей «Игры на природе»
«Игры в течение дня» ( часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие...