Сценарий НОД по обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Три поросёнка и звуки [Н] и [Н’]»

Елена Бугрова
Сценарий НОД по обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Три поросёнка и звуки [Н] и [Н’]»

Задачи

Коррекционно – образовательные:

- Закреплять навык произношения звука Н в слогах, словах, фразах;

- Закреплять в самостоятельной речи ребёнка предлог НА;

- Развивать умение характеризовать звук;

- Обогащать лексику прилагательными.

Коррекционно – развивающие:

- Развивать мимику

- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- Развивать координацию движения пальцев рук;

- Развивать тактильно – кинестетическое восприятие;

- Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове, навыки звукового и слогового анализа;

- Развивать внимание, мышление, память.

Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать добрые чувства, желания помочь, выручать из беды.

Оборудование

- Настольный театр «Три поросёнка»;

- Фонограмма песенки поросят;

- Карточки для мимической гимнастики;

- Картинки для артикуляционной гимнастики;

- Звуковички;

- Мяч;

- Чудесный мешочек с предметами (игрушки, в названии которых есть звуки Н, Нь и игрушки, в названии которых нет этих звуков;

- Раздаточный материал на каждого ребёнка (Птичка для определения места звука в слове, звуковые обозначения);

- Наклейки – сюрпризы.

1. Организационный момент

Звучит песенка из мультфильма «Три поросёнка»:

…Никакой на свете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь …

- Чья это песенка?

(Песенка трёх поросят)

- Как их звали?

(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)

2. Объявление темы

- С каких звуков начинаются имена поросят?

(со звуков Н, Нь)

- Мы сегодня поиграем с этими звуками и поможем поросятам убежать от злого волка.

3. Мимическая гимнастика

- Изобразите сердитого волка, испуганных поросят, удивлённого волка, радостных поросят.

4. Артикуляционная гимнастика

- Чтобы мы были сильные и ловкие, давайте сделаем зарядку для язычка и губ: Лошадка, Щёточка, Маляр, Дятел.

5. Пальчиковая гимнастика

- Потренируем пальчики:

Колечки – Ущки – Рожки

Кулачки – Ладошки

Кулак – Ребро – Ладонь

6. Артикуляция и характеристика звуков Н, Нь

- Расскажем поросятам как мы произносим звук Н:

(рот приоткрыт, широкий кончик языка нажимает в верхние зубки, звучит голос)

Характеристика: согласный

твёрдый

звонкий

(Выбрать Звуковичка)

- Расскажем поросятам как мы произносим звук Нь:

(рот приоткрыт, кончик языка опущен вниз, середина языка нажимает в нёбо, голос звучит)

Характеристика: согласный

мягкий

звонкий

(Выбрать Звуковичка)

7. Произношение звуков Н, Нь в слогах

- Поросята построили свои домики и стали веселиться, петь песенки

(логопед произносит цепочку слогов, кидает мячик ребёнку, он повторяет)

На – но – ну – ны Ан – он – ун – ын

Ня – нё – ню – ни Сна – сно – сну – сны

Мна – мно – мну – мны Янь – ень – юнь – инь

- Какой слог лишний?

На – но – ма На – но – ну – ни Ну – на – но - мы

8. Звуковой анализ

- Потом поросята нашли разноцветные камушки и стали играть.

Звуковой анализ слогов НА НУ НИ

ОО ОО ОО

Звуковой анализ слова НОС

ООО

(дети составляют схемы слогов и слова)

9. Произношение звуков Н, Нь в словах

- Вдруг поросята увидели волка и забежали в ближайший к ним соломенный домик Ниф-Нифа. Волк стал думать как к ним попасть. Поросятам стало скучно и они решили поиграть.

• Игра «Чудесный мешочек»

(на ощупь нужно выбрать игрушку и определить есть в слове звуки Н, Нь или нет.)

10. Физминутка

- Вдруг волк стал стучаться в дверь. Потом он дунул и соломенный домик развалился. Давайте потопаем ножками, похлопаем ладошками, прогоним злого волка.

Хлопаем в ладошки –

Пусть попляшут ножки.

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся,

А когда скажу «Вставай!»,

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам?

11. Развитие фонематического восприятия

- Сидят поросята в деревянном домике Нуф-Нуфа, обрадовались, что смогли убежать от волка и решили поиграть в прятки.

• Найди звук Н.

(логопед читает загадки, дети отгадывают, а затем определяют место звука Н в слове при помощи Птички: в начале – показывают головку

в середине – туловище, в конце – хвостик)

Мы на них стоим и пляшем.

Ну, а если им прикажем,

Нас они бегом несут.

Подскажи, как их зовут? (Ноги)

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто он лет тыщу рос. (Слон)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры,

Помчались с горы. (Санки)

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

Вслед за вечером пришла,

В небе звёзды зажгла. (Ночь).

12. Произношение звуков Н, Нь в предложениях.

- Звуки поискали, и поросята стали сами прятаться.

• Предлог НА.

- Где Нуф-Нуф?

(На столе, на крыше, на стуле, на дереве)

- Слово НА говорится тогда, когда предмет находится сверху, на какой-то поверхности, его касается.

- Давайте поросятам поможем почитать книги.

• Составь предложение:

Кот, спать, окно, на.

Наташа, диван, на, сидеть.

Антон, линейка, на, класть, книга.

Пол, на, упасть, ножницы.

13. Развитие фонематического слуха

- Вдруг волк опять стал стучать в дверь. Стучал, стучал и сломал деревянный домик. Поросята побежали в кирпичный домик Наф-Нафа.

Сидят поросята и дрожат от страха.

Наф-Наф сказал, что дом у него крепкий и предложил поиграть.

• Угадай Н или Нь?

Ко, бана, сы, де, со, апельси, лимо, пе, бато, стака, те, дива, океа, тюле … .

14. Итог

- Не смог волк сломать домик Наф-Нафа, убежал далеко в лес голодный. А Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф стали жить все в кирпичном домике.

- Какие были поросята?

(дружные, смелые, игривые, ловкие, беззаботные)

15. Оценка

Мы поиграли с поросятами, помогли им убежать от волка, поросята вам приготовили сюрприз. (наклейки)

(Звучит песенка из мультфильма)

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сценарий НОД по обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Три поросёнка и звуки [Н] и [Н’]»
Опубликовано: 14 мая 2013 в 11:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...