МААМ-картинки

Сценарий образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе с детьми 6–7 лет «Зимующие птицы»

Алевтина Загибалова
Сценарий образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе с детьми 6–7 лет «Зимующие птицы»

Цель: Закрепление и обобщение знаний по теме «Зимующие птицы». Формирование бережного отношения к птицам, желание помогать в трудное для них время.

Образовательные задачи :

- Обобщить знания детей об образе жизни зимующих птиц. Уяснить строение птиц, внешние признаки.

Публикация «Сценарий образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе с детьми 6–7 лет „Зимующие птицы“» размещена в разделах

-Уточнить понятия «зимующие птицы».

- Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

-Знакомить детей с зимующими птицами родного города : синица, сорока, воробей, снегирь, ворона ит. д.

- Активизировать словарный запас детей.

Коррекционно - развивающие задачи :

- Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения);

- Привлекать внимания и интерес детей к собственной речи и речи окружающих;

- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух и аналитико-синтетические способности (умения определять звуковой и слоговой состав слова);

- Обогащать и уточнять словарный состав (Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний по темам «Зимующие птицы», «Зима»; Создание условий для употребления новых слов в собственной речи детей);

- Совершенствовать грамматический строй речи (Совершенствование умения употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже; Закрепление умения согласования числительных 2-5 с существительными; подбора однородных определений к существительным; Совершенствование умений образования сложных прилагательных от словосочетаний);

- Развивать связную диалогическую и монологическую речь (Создание ситуаций для обсуждения тем, бесед детей с взрослым, друг с другом; Стимулирование развития и формирования не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

- Развивать фонетико-фонематическую систему языка (Закреплять чистое произношение всех звуков родного языка; Продолжить работу по развитию речевого дыхания);

- Развивать и совершенствовать двигательные умения детей, координацию, переключаемость движений, умение правильно согласовывать движения с текстом, пальчиковую моторику;

Воспитательные:

- Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения.

- Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Характеристика группы : Дети логопедической группы в возрасте 6 -7 лет, с логопедическим заключением Общее недоразвитие речи III уровня.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстраций, просмотр видеороликов о птицах. Изготовление птиц оригами; разучивание стихов; чтение рассказов о зимующих птицах. Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Какой, какая».

Оборудование: Предметные картинки зимующих птиц; Аудиозапись: «Едем на лыжах», «Воробьи»; Видеофрагмент «Метель»; Презентация в программе «SMART»; Снежный ком; Кормушка разборная; Коробочки, наполненные манной крупой, горохом для деталей кормушки; Угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, крошки хлеба); Магнитная доска; Проектор; презентация Схема - описание птиц; Опорные картинки для составления предложений; птицы – оригами (синие, красные).

Ход:

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Организационный момент.

Логопед : Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

Скажите, какая бывает зима?

Если зимой снежно, то значит зима какая? (снежная)

А если зимой морозно, то какая зима? (морозная)

Если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, зима, какая? (студеная)

Какая еще бывает зима? (суровая, лютая, холодная, ранняя, поздняя)

Зима – красавица щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели,

порывистые ветры.

Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з-з” (с усилением звука)

Застонал и лес от вьюги : “М-м-м-м-м-м” (тихо, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м” (громко, низким голосом)

Шумят ели: “Ш-ш-ш-ш-ш-ш”

Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с-с”

Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес. Слайд 2

А на чём нам можно отправиться в зимний лес?

Предлагаю сделать это на лыжах.

Упражнение «Метель». (Аудиозапись «Едем на лыжах)

Дети выполняют движения соответственно тексту:

Логопед : Ух, ты, зимушка-зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути — ни проехать, ни пройти.

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Логопед : Вот мы и прибежали в лес. А вокруг лежит снег.

«Назови признак»

Снег (какой) — белый, пушистый, мягкий, лёгкий, липкий мокрый, рыхлый,

чистый и др. (Дети подбирают определения.)

Логопед : Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Логопед : Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) Почему

не поют птицы? (Улетели в тёплые края). А все ли птицы улетели?

, значит, не все птицы улетели.

Почему эти птицы не поют в лесу?

А куда они улетели? (Поближе к человеку.)

А зачем? (Человек их кормит.)

Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы! (Зимующие.) Слайд 3

Логопед : Посмотрите, ребята, все птицы у нас перепутались, давайте мы их

разделим: на листок улетят - перелетные птицы, а на снежинку – зимующие.

Упражнение «Птицы перепутались» (перелетные – зимующие) Слайд 4

«Кто как голос подаёт?» Вы знаете, как подают голос зимующие

птицы? Воробей – чирикает

Сорока – стрекочет

Синица – свистит

Снегирь – Свистит

Дятел – трещит

Свиристель – (свири - свирь) свиристит

Логопед : Птицам трудно зимой холодно и голодно. Люди помогают птицам

пережить суровую зиму. Для этого, что мы делаем? - делаем кормушки и

подкармливаем птиц. Давай смастерим кормушку для зимующих птиц.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Ребята дощечки пилили, пилили. пилящие движения ребром ладони

И дружно кормушку для птиц мастерили. стучать кулаком по ладони

В нее мы насыплем для птиц угощенье : растирание подушечек пальцев

Немного семян, и остатки печенья, загибаем пальцы

Сушеные фрукты и хлебные крошки

И сала на ветки развесим немножко.

А чтобы на птичий обед посмотреть "очки" подносим к глазам

Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. Пальчики шагают", указательный палец поднести к губам.

Видеофрагмент «Метель»

Логопед : Разыгралась зима не на шутку,

Так морозит, что щиплет глаза, распустила метели да вьюги, да такие

сильные, что замела снегом поля, завалила сугробами леса, посрывала с

веток все кормушки.

Логопед : А где же наша кормушка?

Вот беда, как теперь птицам помочь? Как будем их кормить? Слайд 5

Зима придумала задание: Чтобы кормушку собрать нужно, выполнить

задания. А поможет нам в этом снежный ком, он укажет нам дорогу, …

Ком: Раз, два три ком дорогу покажи. (прокатываем снежный ком в том направлении, где стоит коробочка с первой деталью кормушки)

Смотрите ребята, коробка, но она закрыта на замок, чтобы нам замок открыть

нужно, выполнить задание.

1. «Отгадай птицу по описанию». (Мнемотаблица на магнитной доске)

Логопед : Хорошо запомнили зимующих птиц? Сейчас мы проверим, я буду

вам рассказывать о птице, а вы должны угадать, что это за птица.

Зимующая или перелетная?

Цвет. (Какого цвета оперенье птицы)

Части. (Назови части ее тела.)

Дупло, дерево (Где она обитает)

Ягоды, семена. (Чем птица питается)

Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой)

Это зимующая птица. У него красное туловище, черная головка и крылья, а грудка розово-красная. У этой птицы есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки. Живет он в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетает к людям. В лесу может клевать семена растений, а когда прилетает к людям сидит на кормушке и клюет зерно, семечки, хлебные крошки. Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птице пережить голодное время. (Снегирь). Кто это?

А теперь нам попробует загадать птицу Илья, а мы с ребятами попробуем

отгадать.

Молодцы ребята, справились с заданием, открываем коробочку.

Ком: Раз, два три ком дорогу покажи (прокатываем снежный ком в том направлении, где стоит коробочка со второй деталью кормушки)

Логопед : Следующее задание игра «Скажи одним словом» (с мячом)

2. «Скажи, одним словом»

У каждой птицы есть свои особенности:

У снегиря черные крылья. Какой снегирь? (чернокрылый); У дятла длинный

клюв. Какой дятел? (длинноклювый); У синички желтая грудка. Какая

синичка? (Желтогрудая). У снегиря красная грудка. Какой снегирь?

(красногрудый); У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая); У голубя

серые крылья. Какой голубь? (Серокрылый); У вороны громкий голос. Какая

ворона? (громкоголосая); У совы большая голова. Какая сова?

(Большеголовая);

Логопед : А теперь давайте попробуем сказать про птиц, когда одна птица и

когда много. Я называю одну птицу, а вы мне называете много таких же

птиц :

Игра со снежным комом «Один – много».

Синица – синицы

Сорока – сороки

Голубь – голуби

Ворона – вороны

Снегирь – снегири

Дятел – дятлы

сова – (совы)

Клёст - (клесты)

свиристель - (свиристели)

Воробей – воробьи

Логоритмическое упражнение «Воробьи»

Воробушки, воробушки, (взмахи руками)

Летят, летят, летят,

Найти скорее зернышки воробушки хотят.

По тропке зимней прыгают, (прыжки на двух ногах)

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, прыг.

То зернышко, то семечку, (наклоны вперед, руки в стороны)

то корочку клюют,

Веселые воробушки клюют, клюют, клюют

Почистят свои крылышки, (поглаживание рук)

И снова полетят. (взмахи руками)

Воробушки, воробушки, летят куда хотят!

Логопед : Молодцы ребята, и с этими заданиями справились, открываем

коробочку.

Ком: Раз, два три ком дорогу покажи (прокатываем снежный ком в том направлении, где стоит коробочка с третьей деталью кормушки)

3. «Сложи слово» Слайд 6

Логопед : Ребята, давайте попробуем составить слова, соединив слоги и

получим названия птиц :

си во тел лубь

дя го ро ца

сне бей ни гирь

(Ваня, сколько слогов в слове синица? Какой первый звук? Последний?

Спрашиваем 2-3 детей).

С этим заданием мы с вами справились, открываем коробочку.

Ком: Раз, два три ком дорогу покажи. (прокатываем снежный ком в том направлении, где стоит коробочка с четвертой деталью кормушки)

4. Составь предложение по трем опорным картинкам (на 3 команды конверт)

Птица — зерно — кормушка. (Птица подлетела к кормушке и стала клевать

корм).

Мальчик – Лыжи – горка (Мальчик катается с горки на лыжах)

Птица – ветка - рябина (птица села на ветку и стала клевать ягоды).

Вот и это упражнение мы выполнили, открываем коробку…

Ком: Раз, два три ком дорогу покажи. (прокатываем снежный ком в том направлении, где стоит коробочка с пятой деталью кормушки)

5. Упражнение «Посчитай птиц» на согласование числительного с существительным. (магнитная доска)

одна синица, две синицы,, пять синиц

один воробей, два воробья, … пять воробьев

один голубь, два голубя,. пять голубей

одна ворона, две вороны, … пять ворон

одна сорока, две сороки, … пять сорок

один дятел, два дятла, … пять дятлов

один снегирь, два снегиря, … пять снегирей.

Выполнили упражнение, открываем коробку.

Логопед : Посмотрите, все части кормушки мы нашли? (собираем)

Ребята, посмотрите, какое угощение можно приготовить птицам. Это зерна,

семена, семечки, крошки, рябинка, кусочек сала.

Возьмем кормушку на прогулку, повесим её на дерево и наполним кормом.

Но посмотрите, всё ли это птицы могут кушать? Нет, что не съедобное у

нас? (отделяем корм от посторонних предметов).

Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц,

подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Рефлексия:

Логопед :

- Что вам сегодня понравилось больше всего?

- Что было трудно выполнять?

- Выберите птичек, мне хотелось бы узнать какое у вас настроение? Если у

вас хорошее настроение вам было интересно, если у вас сегодня получилось

все хорошо, то посадите птичку в кормушку. Если у вас были затруднения, то

поместите птичку на край кормушки.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Итоговое мероприятие «Зимующие птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Итоговое мероприятие по теме «Зимующие птицы» Бочкова Татьяна Анатольевна,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Конспект НОД в старшей группе Аппликация «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация»,.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы «Путешествие в страну Грамотейку»Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы «Путешествие в страну Грамотейку» .

Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Птицы зимой» г. Елец Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе. «Птицы зимой» Воспитатель МБДОУ д/с № 37.

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Зима, зимующие птицы» Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе.

Конспект организованной образовательной деятельности «Зимующие птицы» Цель: создать условия для расширения и уточнения представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни. Задачи: Образовательные: -Раскрыть.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы» Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» Савкина Надежда Алексеевна. Республика Мордовия, Чамзинский район, п. Чамзинка.

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Зимующие птицы» Н. О. Д в логопедической подготовительной группы Оборудование: интерактивная доска: MimioStudio, детали птиц на каждого ребёнка, листы с.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему «Птицы» МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе с детьми 6–7 лет «Зимующие птицы»
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 19:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД