Сценарий образовательной деятельности в области «Социализация» в подготовительной группе на тему «Русь моя, люблю тебя».

Ольга Парамонова
Сценарий образовательной деятельности в области «Социализация» в подготовительной группе на тему «Русь моя, люблю тебя».

Программные задачи образовательной деятельности:

1. Закрепить знания детей об устройстве избы, утвари, быте, одежде наших предков.

2. Расширять представления о народных праздниках, обычаях на Руси.

3. Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам.

4. Развивать любознательность.

5. Воспитывать чувство любви к своей Родине – России;

Примерный ход мероприятия.

I. Вводная часть.

В группу вносится сундук. Он запечатан семью замками.

Воспитатель - Смотрите, ребята, к нам в детский сад принесли очень интересную вещь и к ней письмо. Давайте его откроем и прочитаем. Открывают письмо.

«Дорогие ребята, вы мне так помогли вчера, я решила вас отблагодарить и посылаю вам гостинец в этом сундуке. Но сундук этот и сам не простой и замки на нем волшебные. Запечатан он семью печатями заветными. Если вы справитесь с моими заданиями, то сможете открыть его и увидеть мой подарок вам.

С наилучшими пожеланиями, Василиса.

Воспитатель - Вот так сундук не сундук, а диво - дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев. Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)

Вот, Василиса - затейница! Ну что ребята попробуем разгадать Василисины загадки. (Ответы детей).

Воспитатель - Помните ребята, у Василисы было волшебное блюдце, а у меня есть волчок со стрелкой, на какое задание стрелка покажет, то и выполнять будем. Согласны?

II. Основная часть

Воспитатель крутит волчок.

Этапы викторины.

1. Воспитатель:

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый. (ДОМ)

А кто знает, как на Руси дома назывались? (ИЗБА) На экране появляется изображение русской избы. Воспитатель проводит беседу об избе, её убранстве.

Ну, вот ребята мы с вами первую Василисину задачку разрешили, и первый замок распечатали, будем продолжать?

2. Воспитатель - Гостей на Руси издавна встречали как, ребята, знаете? А для того что бы встретить гостей хлебосольно надо было ведь все это приготовить, а для этого что нужно было нашим предкам? (посуда, утварь) Вот и следующее задание давайте посмотрим, что же у нас тут спрятано? На столе под платком стоит посуда и предметы быта прошлого и настоящего. Детям предлагается выбрать предметы прошлого и объяснить свой выбор. Проговаривается из чего и кем могли быть сделаны и с какой целью использовались. Ну, вот ребята, мы с вами еще одну загадку разгадали, еще одним замком меньше стало. Идем дальше.

3. Воспитатель - Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь девушка сама себе делала наряд. В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл. Например, знак солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие). На что похож этот знак? (показывает волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды. Другой знак - засеянное поле (квадраты, а в них точки, означает богатство и плодородие. Давай те мы с вами рассмотрим, какие у нас есть изображения костюмов.

Рассмотрим женский костюм:

Главная часть женского костюма сорочка, сарафан.

Как называется эта одежда? (сорочка, сарафан украшен вышивкой, кокошник)

Кокошник носили по праздникам, кичку - женщины, ленточку - девушки. Предложить

вспомнить, как сравнивали ленточки по длине, показать, как это надо делать и каким способами.

Чем украшали костюмы? (бисером, стеклярусом, вышивкой) посчитайте, сколько украшенных элементов в костюме.

Сколько основных частей женского костюма?

Теперь рассмотрим мужской костюм.

Главная часть мужского костюма косоворотка, порты.

Как называется эта одежда? (косоворотка, порты)

На голове? (картуз) Обувь - сапоги, лапти.

Рубаху делали длинной и подпоясывались кушаком.

Обобщение: Главная часть женского костюма, сорочка, сарафан.

Главная часть мужского костюма косоворотка, рубаха, порты.

Что общего в этих костюмах? (сорочка, косоворотка, сарафан, порты) Посчитайте, сколько частей в мужском костюме? А на какие геометрические фигуры похожи элементы орнамента. А, что, не похожего, разного в костюмах? (нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана, ткань разных оттенков)

В северных районах ткань серая, синяя, темных оттенков. А в южных районах ткань яркая, желтая, зеленая.

Как вы думаете, почему такая разная ткань? (на севере холодно, пасмурно, а на юге тепло, светит ярко солнце, много цветов и зелени.)

Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали. Делают ли так сейчас? А где мы с вами сейчас можем увидеть одежду прошлого времени?

4. Воспитатель - У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу - импровизировали, особенно частушки. Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки). Давайте мы с вами переместимся в одно очень интересное место. Появляется изображение ярмарки. Дети рассказывают, что такое ярмарка, что там делали, что там можно было увидеть. Рассказ ребенка о Дымковской игрушке. Еще на ярмарках всегда пели песни и играли на муз. народных инструментах. _ Хотите сыграть и спеть какую - нибудь народную песню. Играем на муз. инструментах.

5. Воспитатель - Ребята, вы уже знаете, что люди на Руси были крепкими и сильными. Как вы думаете почему? Мы с вами тоже занимаемся спортом, играем в подвижные игры. А какие подвижные народные игры вы знаете? (ответы детей) Я предлагаю вам поиграть в игру «Бояре». Играем в п/игру «Бояре»

6. Воспитатель загадывает загадку про книгу.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, а на Руси в старину люди умели читать и писать? А книги у них были? А как же они передавали свои знания, сказки, предания? (Словами.) Губы в старину называли - устами. Вот и появилось выражение «устное народное творчество». Вы, наверное, уже много раз слышали такое выражение. А с каким устным народным творчеством мы с вами знакомились, давайте вспомним. (Загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, сказки.) А чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей). А хотите поиграть в игру «Расскажи, или загадай»? Дети встают в круг, передают бубен по кругу со словами: Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот загадку, потешку, пословицу скажет нам.

7. Воспитатель - Ребята, мы с вами пословицы вспомнили, поговорки, загадки и потешки тоже. А про, что же мы забыли? Посмотрите у нас с вами последний замочек остался.

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша.

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ - хитрец, народ - мудрец.

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Наверное, ребята, Василиса решила узнать, как вы русские народные сказки знаете. Ну, что готовы пройти последнее испытание. Тогда слушайте и смотрите внимательно!

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки. (Три медведя)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне.

И женился на царевне. (Емеля)

Во дворце она живёт

И всё время слёзы льёт.

Ах, как хочет царь-отец

Плачу положить конец! (Царевна Несмеяна)

Стоит в лесу избушка,

Живёт в избе старушка.

Не входи в избушку:

Съест тебя старушка! (Баба Яга)

Уговаривала братца старшая сестрица

«Ты из лужицы не пей грязную водицу!»

Но не послушался мальчонка,

И превратился он в. (Козленка)

На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик? /Теремок/

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

Героиня Русских сказок.

Она и Премудрая, она и Прекрасная. (Василиса)

III. Заключительная часть.

Воспитатель - Посмотрите, ребята, последний замок открылся! Значит, вы смогли справиться со всеми Василисиными загадками. Давайте посмотрим, что же прислала нам Василиса? Открываем сундук в сундуке книга с Русскими народными сказками!

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, почему Василиса подарила вам книгу с Русскими народными сказками? (ответы детей). А какие же задания для нас приготовила Василиса, кто из вас запомнил? Какое из заданий вам показалось самым трудным, какое самым интересным? А эту замечательную книгу я вам обязательно почитаю перед сном.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Собери избу» Дидактическая игра «Собери избу» Дидактическая игра на выполнение действий заданных схемой и конструировать по схематическому образцу. Возраст.

Обновление содержания образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ В нашем городе в декабре прошлого года проходила методическая неделя на тему "Первые шаги по внедрению ФГТ". Нашему детскому саду был предоставлен.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сценарий образовательной деятельности в области «Социализация» в подготовительной группе на тему «Русь моя, люблю тебя».
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 20:15
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...