МААМ-картинки

Сценарий образовательной ситуации с применением нетрадиционной техники рисования в группе детей 5–6 лет

Евгения Самохина
Сценарий образовательной ситуации с применением нетрадиционной техники рисования в группе детей 5–6 лет

Тема: «Замок Снежной Королевы»

Тип образовательной ситуации : «Открытие нового знания»

Цель: формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе живописи «по мокрому».

Образовательные задачи :

• формировать у детей представление о способе получения размытого прозрачного переливающегося цвета – рисовании «по мокрому».

Публикация «Сценарий образовательной ситуации с применением нетрадиционной техники рисования в группе детей 5–6 лет» размещена в разделах

• закреплять знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков;

• побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности (пятно, цвет, декор, созданию композиции по образцу.

• развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление; слуховое внимание, чувство ритма;

• тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, оценки и самооценки результатов изобразительной деятельности;

• формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Логическая основа образовательной ситуации :

1. Новое знание – способ рисования «по мокрому».

2. Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – помочь Снежной Королеве (раскрасить ее замок).

3. Причина затруднения детей – незнание способа получения размытого прозрачного переливающегося цвета известными способами.

4. Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь Снежной Королеве сделать новый замок.

5. Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – научиться делать размытый прозрачный переливающийся цвет новым способом рисования («по мокрому»).

6. Результат – освоение нового способа рисования, выполнение «детской» цели.

Предварительная работа:

• знакомство с холодными и теплыми цветовыми оттенками;

• психологические игры типа «Какого цвета настроение?»;

• Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».

Материалы к занятию:

Демонстрационные:

метки на стульях: оранжевая, фиолетовая, зеленая, голубая,

• видеофильм (Письмо от Снежной Королевы,

• слайды с изображением замков различных персонажей ( 4 шт: См. презентацию «Письмо от Снежной Королевы»)

• магнитная доска с «полянкой цветов»

«кирпич» цветного льда ( лед готовится в обычном пластиковом контейнере в несколько этапов: замораживается бесцветная вода, потом на неё вливается чуть подкрашенная синей краской вода, замораживается, потом вливается более насыщенная синяяя и т. д.)

Раздаточные:

цветы плоскостные: 8 красных, 8 желтых, 3 синих, 2 коричневых (диаметр цветка 7-10 см, каждый цветок прикреплен к палочке 12-15 см)

билеты разноцветные: 3 синих, 2красных,2 желтых, белый (прямоугольники цветного картона5*7 см)

• 8 листов бумаги для акварели (пробники - А5)

• 9 частей замка (из бумаги для акварели) (Детали могут быть разнообразные. См. презентацию «Письмо от Снежной Королевы»)

• Губки хозяйственные для мытья посуды (стандартные, маленькие)

• кисти № 3,

• детские ведерки с водой,

• салфетки,

• акварельные краски

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, 4 детских стола, 8 стульев (поезд, коврик-полянка (1,5*2 метра, 2 магнитные доски.

Специального оформления зала (декораций) не требуется.

Звуковое оформление: фонограмма «стук колес поезда», фонограмма «голос Снежной Королевы», фонограмма из сказки «Три орешка для золушки» или любая другая спокойная музыка для сопровождения продуктивной деятельности детей.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Образовательная задача : мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей :

Ребята, день у нас сегодня не совсем обычный, к нам пришло много гостей, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.

А сейчас мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад. Мы с вами знаем, что у каждого настроения свой цвет.

На сказочной поляне выросло волшебное дерево,давайте мы его украсим цветами нашего настроения. Выберите, пожалуйста, тот цветок, который покажет, какое настроение у вас сегодня.

Дети выбирают цветы.

Посмотрите, на нашем дереве выросло много разноцветных цветов. Я очень рада, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит, что настроение у всех отличное!

Ребята, вы любите сказки? (Да)

А почему вы их любите? (Потому что в сказках всегда происходят чудеса, разговаривают животные и птицы и всегда заканчиваются хорошо)

Сегодня к нам в группу пришло видеописьмо из сказки. Хотите его посмотреть?

На экране возникает образ Снежной Королевы и слышится голос:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я Снежная Королева! Вы знаете, что я всегда была злая, хмурая, мрачная. А доброта маленькой девочки Герды отогрела сердце Кая и растопила мое ледяное сердце. Теперь я стала другой – доброй и нежной. А мой замок хоть и красивый, но холодный, бездушный, бесцветный, ледяной. Я не знаю, как превратить его в прекрасный, радостный замок. Я буду вам очень благодарна за помощь».

Как вы считаете, надо помочь Снежной Королеве? (Да)

Вы хотите ей помочь? (Да)

Почему вы решили ей помочь? (Потому что Королева стала добрая, и ей хочется жить в другом замке; потому что ей старый замок уже не подходит; потому что надо помогать добрым людям)

Вы сможете помочь Снежной Королеве? (Сможем, потому что мы умеем рисовать и раскрашивать, а еще мы добрые, дружные и трудолюбивые)

Как вы сможете ей помочь? (Мы разукрасим замок)

2. Актуализация знаний

Образовательные задачи : актуализировать знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков; закреплять умение делиться на пары; развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение.

Вы знаете, в гости принято приходить с подарками или сувенирами. Я предлагаю вам собрать букет для Снежной Королевы. Думаю, ей будет приятно. Только я затрудняюсь, какие цветы подобрать для неё. Обычно по характеру, по настроению человека можно определить цветовую гамму.

Как вы думаете, для Снежной Королевы цветы в букете должны быть теплых или холодных тонов? (Холодных, она СНЕЖНАЯ Королева; теплых, она ДОБРАЯ).

Если мнения разделились, тогда давайте соберем ей два букета. Мальчики соберут букет из цветов холодных тонов, а девочки – из теплых.

Игра «Собери букет»

Дети подходят к магнитной доске, собирают 2 букета.

Как же нам добраться до Снежной Королевы. Где она живет? (В сказке)

Как можно попасть в сказку? (На ковре-самолете, сказать волшебные слова).

Сегодня я предлагаю вам поехать на поезде, но необычном, а сказочном, цветном: каждое купе поезда имеет свой цвет.

Игра «Поезд»

Слушайте внимательно:

1. В каждом купе может ехать только пара человек. Что вам нужно сделать? (Разделиться на пары)

2. Каким способом мы можем это сделать? (Посчитаться, просто выбрать друга).

Игра «Найди пару»

А можно найти пару по билету. Каждый из вас может выбрать один билет.

Дети замечают, что все билеты разного цвета.

Ребята, а что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).

Вам нужно стать в пару с тем, у кого билет другого цвета. Затем вместе нужно определить, какой новый цвет получится при смешении этих двух цветов. Этот цвет и будет обозначать цвет вашего купе.

(Красный и желтый оранжевый

Белый и синий голубой

Желтый и синий зеленый

Синий и красный фиолетовый)

Дети подбирают пару, называют новый цвет и садятся в купе соответствующего цвета.

Может возникнуть ситуация, когда кому-то из детей не достанется пары с билетом другого цвета, например, при делении по парам останется 2 ребенка с билетами синего цвета. В этом случае воспитатель выясняет:

Как вы думаете, все могут найти свое купе: у всех ребят при смешении цветов получится новый цвет? (Нет, потому, что у Тани и Кати билеты одного цвета, а для получения нового цвета нужно смешивать разные цвета).

Что нужно сделать, чтобы все ребята смогли отправиться к Снежной Королеве, т. е. чтобы во всех парах были билеты разного цвета? (Поменяться парами).

Дети распределяются так, чтобы у каждой пары были билеты разного цвета.

Здравствуйте, я ваша проводница. Приготовьте, пожалуйста, билеты.

Воспитатель проверяет и собирает билеты. Если дети выбрали неправильный цвет, предлагает самим найти свое купе или обратиться к помощи других детей.

Все правильно, все заняли свои места.

Внимание, внимание! Поезд поедет только в том случае, если все дети дружно смогут изобразить такой стук колес : 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

Игра «Стук колес»

Воспитатель показывает, дети повторяют: прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма).

Ребята, посмотрите в окно. Мы проезжаем какое-то здание.

На экране (слайде) появляется сказочный, красивый замок.

Что это может быть за здание? (Замок, дворец).

Как вы думаете, кому бы он мог принадлежать? (Принцессе, королеве, цветочной фее).

Почему вы так думаете? (Потому что замок очень яркий, красивый, разноцветный, вокруг много цветов).

На экране появляется королева-фея.

Посмотрите, вы были правы, здесь живет Королева Цветов. Как вы думаете, какой у нее характер? (Добрый, потому что она улыбается).

На экране появляется серый замок.

А это что за здание? (Дворец, крепость).

А в этом дворце могла бы жить Королева? (Могла бы, если бы она была злая).

Почему вы так решили? (Потому что замок темный, черный, мрачный).

А кому он может принадлежать? (Злому волшебнику, Кощею Бессмертному).

На экране появляется Злой волшебник.

И здесь вы догадались верно. Как вы думаете, какой у него характер?

(Злой, недобрый, страшный)

Смотрите, какой необычный следующий замок?

На экране появляется «водный» замок

Как вы думаете, кому бы он мог принадлежать? (Русалочке, водяному)

Почему вы так думаете? (Потому что вокруг много воды)

На экране появляется Русалочка.

Как вы определили, кому принадлежат эти замки? (По цвету. В темном замке не может жить добрая волшебница, а в красивом не может жить злой волшебник).

ВЫВОД: Значит, внешний вид замка отражает черты характера его хозяина.

На экране появляется ледяной замок.

Посмотрите в окно, а в этом замке кто может жить? (В нем может жить Снежная Королева).

Почему вы так думаете? (Потому что он сделан изо льда)

Значит, мы приехали к месту назначения.

Дети выходят дети из поезда

3. Затруднение в ситуации

Образовательные задачи : организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Скажите, чем этот замок отличается от других замков? (Тем, что он сделан изо льда, он ледяной, прозрачный).

Воспитатель достает кусок сине-голубого льда.

Вот, оказывается, из чего сделан замок Снежной Королевы! Из цветного льда.

Вы можете сказать, какого цвета этот лед? (Разноцветный, цветной, нет точного цвета, прозрачный).

Какие цвета вы видите?

А видно, где начинается один цвет и начинается другой, т. е. видны ли границы цветов? (Нет, цвета как будто слились).

Цвета «расплываются», «перетекают» друг в друга, «переливаются», не имеют четких границ. Поэтому и замок кажется полупрозрачным, расплывчатым.

Сможем ли мы нарисовать такой же замок – полупрозрачный, с нечеткими границами? (Да, можем)

Попробуйте сначала на листочке: нарисуйте расплывчатую полоску синего цвета.

Дети пробуют кистью и краской нарисовать расплывчатую линию.

Смогли вы нарисовать расплывчатое изображение? (Нет)

Сможем мы помочь Снежной Королеве – раскрасить ее замок? (Нет)

Как вы думаете, почему не сможем? (Потому что мы не умеем рисовать расплывчатое, полупрозрачное изображение).

Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? (Научиться рисовать расплывчатое (размытое, полупрозрачное изображение).

4. Открытие нового знания

Образовательные задачи : формирование у детей представления о способе получения размытого прозрачного переливающегося цвета рисовании «по мокрому»; формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать? (Спросить у того, кто знает, самим догадаться).

А что интереснее? (Самим догадаться).

Попробуем догадаться сами. Как вы думаете, как может получиться расплывчатый рисунок, в котором краски расплываются, становятся не очень яркими, а нежными, полупрозрачными? (Когда берешь много воды на кисточку, когда бумага мокрая).

Давайте попробуем намочить бумагу. Возьмите губку, намочите весь лист, а теперь попробуем нанести полоску краски.

Дети пробуют, у них получается расплывчатая полоса.

Молодцы, ребята! Вы сами открыли для себя новый способ рисования. У художников он называется рисование «по мокрому листу».

Теперь вы знаете, как раскрасить замок Снежной Королевы, чтобы он был полупрозрачный? (Да)

Какие цвета нам нужно выбрать, чтобы получился замок для доброй Снежной Королевы?

Дети предлагают теплые цвета: желтый, оранжевый, красный.

Возьмите другой лист, проведите расплывчатую линию любого теплого цвета.

Дети выполняют инструкцию.

Теперь рядом с одним цветом, наложите второй.

Что произошло с нанесенными линиями, они имеют четкую границу, отделяются друг от друга? (Они как бы перетекают друг в друга, четких границ нет).

Почему это происходит? (Потому что мы рисовали по мокрому листу).

Получилось расплывчатое полупрозрачное и в тоже время разноцветное изображение.

При возникновении у детей индивидуальных затруднений воспитатель подсказывает, что если взять слишком много воды, можно испортить лист, если мало – не получится расплывчатое изображение. Воспитатель комментирует во время работы действия детей.

ВЫВОД: Чтобы получился плавный переход одного цвета в другой, надо смочить губкой всю поверхность листа и нанести краску, пока лист не высох. Рядом наносим краску другого цвета и цвета смешиваются сами, как бы переливаются один в другой, получается расплывчатый, полупрозрачный цвет, без четких границ.

5. Введение нового знания в систему знаний

Образовательные задачи : формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: передавать образы предметов, используя доступные им средства выразительности, создавать композиции по образцу.

Снежная Королева заготовила детали замка, в котором ей хотелось бы теперь жить. А раскрасить красиво, нежно и полупрозрачно она просит нас.

Дети возвращаются к первым столам, наносят губкой воду на лист бумаги и раскрашивают готовые формы несколькими цветами (по выбору)

Ребята, посмотрите на экран, это замок Снежной Королевы.

На слайде нераскрашенный замок Снежной Королевы.

Попробуйте из ваших раскрашенных частей собрать точно такой же замок.

На экране возникает силуэт нераскрашенного замка, который дети должны будут воспроизвести на столе из раскрашенных частей.

По окончании работы на экране появляется Снежная Королева:

«Спасибо вам, ребята, огромное! Мне очень нравится новый вид моего замка. Как же вам удалось добиться такого нежного, прозрачного и мягкого цвета?»

(Мы взяли теплые цвета, использовали особенный способ рисования : «по мокрому»).

«Еще раз спасибо! Я не забуду о вашей помощи! До свидания!»

Ребята, а нам пора в детский сад. Занимайте свои места в поезде.

Повторяется ритмическая игра «Стук колес», слышится стук колес, дети вернулись назад.

6. Итог

Образовательная задача : формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили е достичь.

Вот мы и в детском саду. Расскажите нашим гостям, где мы с вами побывали? (В гостях у Снежной Королевы).

Зачем мы решили туда ехать? (Чтобы помочь Снежной Королеве раскрасить замок в теплые цвета).

Вы смогли ей помочь? (Да).

Что вам помогло выполнить эту работу? (Мы научились рисовать новым способом «по мокрому»).

Вам понравилось рисовать новым способом? (Конечно)

Я рада, что вы открыли для себя этот необычный способ рисования, и он вам понравился. Теперь вы сами сможете научить своих друзей так рисовать.

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации открытия нового знания «Сохраним Байкал чистым!» Цель: Создание условий для позитивного взаимодействия, умение объединять усилия для достижения общей цели. Задачи: продолжать учить детей.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Моё имя» Программные задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей составлять небольшой рассказ о себе и своём имени. 2. Подбор к именам синонимов.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Число 0. Цифра 0» Тема: «Число 0. Цифра 0». Цель: 1) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0.

Сценарий образовательной ситуации для детей подготовительной группы «Играем в прятки» Сценарий образовательной ситуации для детей подготовительной группы по теме «Играем в прятки.» Муниципальное дошкольное образовательное.

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП для детей 6–7 лет «Сравнение по объёму» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Сценарий образовательной ситуации в группе детей раннего возраста «Медвежонок потерялся» Задачи: 1. Учить соотносить слово и выразительные движения, условные действия. 2. Вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в совместной.

Сценарий образовательной ситуации по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись печи петриковским узором»Сценарий образовательной ситуации по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись печи петриковским узором» Тип образовательной ситуации: продуктивная деятельность (декоративное рисование) Тема: Роспись печи Петриковским узором. Цель: Формирование.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Космическое путешествие» Ход образовательной ситуации. В. : Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся, подарим свои улыбки и хорошее настроение.

Сценарий образовательной ситуации во второй группе раннего возраста «Кубики и шарики» Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. Образовательные задачи: • познакомить.

Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе «Город геометрических фигур» Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе Тип образовательной ситуации: «Закрепление пройденного материала». Тема: «Город.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации с применением нетрадиционной техники рисования в группе детей 5–6 лет
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 11:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД