Сценарий педсовета «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ через самообразование»

Лариса Сергеевна Новикова
Сценарий педсовета «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ через самообразование»

Сценарий педсовета

Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ через самообразование»

Цель: анализ и результаты работы по самообразованию педагогов ДОУ, выявление наиболее интересного и успешного опыта работы по теме самообразования.

Форма организации: деловая игра «Эстафета передового опыта»

План проведения:

1. Вступительное слово заведующего по теме педсовета.

2. Сообщение старшего воспитателя «Как оформить материал по самообразованию».

3. Дискуссия по вопросам:

- Каково значение самообразования для педагогов детского сада?

- Как можно организовать отчет по самообразованию?

4. Деловая игра «Эстафета передового опыта».

5. Проект решения педсовета.

1. В настоящее время происходят значительные изменения в образовании и в мире в целом. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения в образовании, стремлении к самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования стала в условиях информационного общества. В таком обществе необходимо научиться трансформировать информацию в знание. Поэтому педагогу современности необходимо постоянно совершенствоваться, повышать уровень своей компетентности в образовании.

Основными критериями самообразования педагогов являются:

Повышение качества образовательного процесса, воспитания дошкольников

Творческий рост педагогов

Внедрение современных педагогических технологий в педагогическую практику

Самообразование – одна из форм повышения профессионального уровня и мастерства педагогов. При подготовке к аттестации педагогу необходимо работать по теме самообразования не менее 1 года, разработать план работы, сценарии мероприятий, использовать в педагогической деятельности диагностику и мониторинг, изучить множество методической и научной литературы, принимать участие в конкурсах профессионального мастерства.

2. Сообщение старшего воспитателя «Как оформить материал по самообразованию». Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. Но, к сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, испытывают затруднения в оформлении материала, формулировании темы, цели, задач. Поэтому существует структура оформления и работы над темой самообразования.

Алгоритм составления плана по самообразованию:

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

Название темы

Цели

Задачи

Предполагаемый результат

Этапы работы

Сроки выполнения каждого этапа

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Способ демонстрации результата проделанной работы (форма отчета)

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Далее педагогам предоставляется раздаточный материал для самостоятельного изучения – Памятка к исследовательской работе педагога

I. Как правильно сформулировать тему:

1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается

2.

Изучаемый процесс

3. Формулировка темы по схемам:

ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО

ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО

Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО-ТО

II. Определение актуальности и новизны исследования.

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

III. Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например, тема: «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

IV. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос: что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Далее педагогам был представлен план самообразования педагога

Педагогам были даны памятки по самообразованию (раздаточный материал).

- После того, как вы проработали материал, определились с темой, целью и задачами, можно приступать к работе по самообразованию. Тема может быть узкой и не требующей для изучения много времени, это может быть 1-2 года. Другая тема может изучаться вами в течение 3-5 лет. Эту тему желательно раздробить на подтемы (допустим на каждый учебный год, и в соответствии с ними разработать этапы работы.

4. Дискуссия по вопросам. Первый вопрос к педагогам:

- Какого значение самообразования для педагогов ДОУ?

- Как можно организовать отчет по самообразованию?

Вывод: Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. д.

В самообразовании незаменимым помощником является книга. Важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). В. А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» писал, что понятие самообразование состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:

Выступление на педсовете

Консультация

Семинар-практикум

Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми

Выставки детского творчества

Праздники и развлечения

Оформление альбома

Презентация и т. д.

5. Деловая игра «Эстафета передового опыта». Заранее, за неделю до педсовета, всем педагогам ДОУ дано задание – описать свой опыт работы по самообразованию.

(игровая карточка выдается перед игрой каждому педагогу)

Эстафета передового опыта

ФИО ___

Должность ___

Образование, педстаж ___

Тема (опыт собственный или заимствованный) ___

Экспертная оценка

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5

Критерии оценки:

1. Опыт является новаторским, буду использовать его в работе 5 баллов

2. Опыт интересен, но использовать его не буду 4 балла

3. Опыт не имеет новизны 3 балла

4. Опыт содержит методические ошибки 2 балла

5. Опыт раскрыт не полностью (или не конкретно) 1 балл

1 шаг игры – педагоги делятся на микрогруппы по 2 человека

2 шаг – каждой группе дается номер (№: 1, 2, 3, 4, 5) – это их групповой номер

3 шаг – (малый круг эстафеты, каждый внутри своей группы делится опытом работы по самообразованию. По завершению нужно выставить баллы (критерии есть на игровых карточках).

Баллы нужно поставить друг другу в игровые карточки под своим номером. Например, если члены группы имеют № 1, то и баллы друг другу нужно ставить под № 1.

4 шаг – (большой круг эстафеты) заключается в том, что сейчас каждый, по кругу, ознакомится с опытом работы членов других микрогрупп, выводим средний балл (т. е. сумму баллов 2-х игроков делим на 2) и ставим его под номером своей же группы. То есть, средний балл по каждой игровой карточке вы будете ставить под № своей группы.

5 шаг – когда карточка каждого участника оказалась у хозяина, вы высчитываете СВОЙ средний балл, т. е. складываете все баллы и делите на 5.

6 шаг – У кого высокий балл? (ведущий задает вопрос игрокам)

Данный участник-игрок готовится поделиться опытом своей работы по самообразованию перед всеми участниками игры, он – НОВАТОР.

Остальные не будут простыми слушателями. Педагогам предлагаются на выбор карточки с терминами: СПОДВИЖНИК, КОНСЕРВАТОР, КРИТИК, КОНФОРМИСТ, АНАЛИТИК – с определениями.

Перед участниками на доске схема выступления данных, избранных героев, в этом же порядке участники – герои высказывают свое мнение:

НОВАТОР – КОНФОРМИСТ – КОНСЕРВАТОР – КОНФОРМИСТ – СПОДВИЖНИК – КОНФОРМИСТ – КРИТИК – КОНФОРМИСТ – НОВАТОР – АНАЛИТИК

(определения печатаются на отдельных листочках)

НОВАТОР – докладывает о своем опыте

СПОДВИЖНИК – в коротком выступлении подкрепляет мысли НОВАТОРА, несколько подробнее раскрывая отдельные положения.

КОНСЕРВАТОР – выделяет в опыте НОВАТОРА всё отрицательное с точки зрения традиционных методов

КРИТИК – подвергает сомнению все новое, ищет возможные трудности и недостатки

КОНФОРМИСТ – легко переходит с одной точки зрения к другой, поддерживает каждого, находя аргументы для своих выводов.

АНАЛИТИК – оценивает ролевое поведение игроков.

Вывод: Мы сейчас в форме игры познакомились с опытом работы каждого из нас. Игра называлась «Эстафета передового опыта». В педагогической литературе насчитывается до сорока различных определений «передовой педагогический опыт»:

- это новаторство, открытие нового, творческие находки;

- это опытно-экспериментальная работа;

- хорошая работа лучших педагогов, способная быть образцом для коллег…

Самообразование, как конечный этап работы, включает в себя: выявление – изучение – обобщение – внедрение – распространение опыта.

6. Проект решения педсовета.

Публикации по теме:

План анализа деятельности педагога по самообразованию Анализ деятельности педагога в рамках работы по самообразованию Ф. И. О. педагога Тема самообразования Целеполагание: формулирование цели.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Сценарий педсовета «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ через самообразование»
Опубликовано: 5 марта 2014 в 18:46
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...