Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь»

Лариса Щербенкова
Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №70"

Сценарий совместной деятельности по познавательной и художественно – эстетической деятельности в подготовительной группе «Живая древняя Русь» из цикла «Исторические сказки»

Составила:

воспитатель Щербенкова Лариса Аркадьевна

Программное содержание:

Пробудить интерес к искусству русской архитектуры.

Познакомить с особенностями строения старинных деревянных построек, культурой строительной в России.

Учить детей переводить впечатления от восприятия деревянного зодчества в конструкцию.

Проявлять самостоятельность в выборе конструкции терема.

Предварительная работа:

Экскурсия в «Ангарскую деревню».

Чтение детских энциклопедий, литературы о деревянном зодчестве, былин, русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций.

Изготовление макетов изб, теремов.

Материал:

Макет «Русская деревня».

Элементы теневого театра.

Шаблоны.

Наборы строительного материала.

Чертежи теремов.

Активизация словаря:

Землянка, изба, терема, балясины, ставни, хоромы, горница, наличники, древодел.

Ход занятия:

1 часть

Дети рассаживаются вокруг макета «Русская деревня».

Педагог: - Дети, вам знакомо слово «архитектура»?

- Что оно обозначает? (Это искусство создания для людей красивых и удобных сооружений). Сегодня мы поговорим о русских архитекторах, которых на Руси называли «зодчие».

- Для чего люди строили жилища? (Защита от внешней среды, от животных).

- Как строили? (Прочно, надёжно).

- Но чтобы здание считалось произведением искусства, оно должно быть красивым, вызывать чувства. Что вы чувствуете, когда смотрите на старинные сооружения? (Гордость, радость).

- Какими словами можно описать эти здания? (Красивые, нарядные, неповторимые, величавые). Все они имеют русский облик, а вместе называются архитектурным ансамблем или архитектурным пейзажем. Вы хотите узнать, как изменялся облик жилища в старину на Руси? Тогда я предлагаю вам отправиться по реке времени в те давние времена.

Дети рассаживаются перед ширмой. Гаснет свет. За ширмой появляются силуэты Кубарика, затем Рисовашки.

Рисовашка: Кубарик, куда путь держишь?

Кубарик: Давным-давно задумал я узнать,

Прекрасна ль русская земля.

И есть ли там, вдали,

Деревни, города…

Рисовашка: Можно, и я с тобой?

Подходят к землянке. (Появляется силуэт землянки).

Кубарик: А вот и первое жилое сооружение! Россия издавна была лесной страной, а потому русский человек жилище рубил себе из брёвен и селился по берегам рек и озёр.

Рисовашка: Но это какое-то ветхое сооружение. Что это? (Землянка).

Кубарик: Почему вы думаете, что это землянка? (Маленькая, низкая, без окон). Верно. В те давние времена у мастера, кроме топора, ничего не было. В высоту строить было невозможно. Почему? (Не было инструментов, техники). И поэтому человек рыл яму, углублялся в землю, а яму обкладывал брёвнами.

Время бежит вперёд, и уже в таком жилье стало жить тяжело.

Рисовашка: Почему? (Тесно, темно, неуютно).

Кубарик: Немало воды утекло, прежде чем человек стал возводить для себя и своей семьи избы. (Появляется силуэт избы). Как же рубились бревенчатые дома? (Прочно, крепко).

Рисовашка: И об украшении не забывали. Как украшали? (Наличниками, коньками, наличниками, ставнями).

Как ловко и ладно слажена изба и какое название меткое – сруб.

Кубарик: Какие же мастера могли это построить? (Древноделы, плотники).

Рисовашка: Интересно, из стволов каких деревьев можно было строить избы? (Из сосен и елей). Почему? (Стволы этих деревьев ровные, на солнце не рассыхаются, от дождей не гниют).

Наша лесами богата земля.

Лес в ней и строен, и ровен.

И стену, и крышу рубили из брёвен.

Один лишь помощник – топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

Кубарик: Долго – долго учился человек строить крепко и красиво, и задумал он построить… (появляется силуэт терема). Что задумал построить? (Терем). Чем отличается терем от избы? (Терем выше, шире, наряднее, красивее).

Рисовашка: Хорошо в тереме изукрашено!

На небе солнце, в тереме солнце!

На небе звёзды, в тереме звёзды!

На небе заря, в тереме заря!

И вся красота поднебесная!

Кубарик: И не только внутри, но и снаружи, где главным украшением были наличники и ставни. Но талант зодчего проявлялся в архитектуре крыльца. Какими могли быть крылечки? (Висячими крытыми, на одном столбе, на четырёх столбах). (Добавляется силуэт крыльца). А у этого терема какое крыльцо? Чем украшено? (Балясинами).

Рисовашка: А крыш-то сколько! И какие все необычные! (Кубовастые, бочки, главки, шатры). Похоже на сказку куполов! (Добавляются силуэты крыш).

Кубарик: Но дерево, в отличие от камня и кирпича, материал недолговечный: дожди и снега, зной и ветры, наводнения и пожары сделали своё дело: на всей земле России почти не осталось деревянных сооружений. И я, знаешь, Рисовашка, о чём думаю? О том, когда же на Руси начнут восстанавливать терема?

Рисовашка: Я полагаю, с сегодняшнего дня.

(Даёт Кубарику планы).

2 часть

Включается свет.

Педагог выходит к детям с планами, даёт им возможность выбрать чертёж.

Самостоятельная работа. Ребёнок-контролёр обходит группу, определяет и исправляет неточности.

Педагог: Какие сказочные персонажи могли бы жить в этих теремах? Предлагаю вам в группе нарисовать терема для названных сказочных героев.

Используемая литература:

1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. М., Астрель. АСТ, 1999.

2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., «Просвещение», 1976.

3. Журнал «Обруч», № 2, 2002. Помогаева В. «Дворцы и храмы».

4. Иркутск. Агенство «Комсомольская правда – Байкал», 1995.

5. История человечества. Рождение Руси. М., «ЭКСМО – Пресс», 1998.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь»
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 16:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста
Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором для украшения...
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...