Сценарий праздника «Герасим-грачевник»

Оксана Чарыкова
Сценарий праздника «Герасим-грачевник»

Краткая аннотация программы После долгой холодной зимы, так хочется тепла. А весна всё не идёт. Но мы знаем, что птицы обязательно принесут весеннее солнышко на своих крыльях. Герасим – грачевник поможет весне прийти в детский сад. Герасим – грачевник – образ неодушевлённый, мы знакомим детей вскользь - ненавязчиво с именем преподобного Герасима, как бы давая возможность детям развиваться в дальнейшем самостоятельно, привлекая семьи к разгадке связанной с именем Герасима.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Боровичок»

Сценарий мероприятия (праздника, досуга, развлечения) в дошкольном учреждении.

(встреча птиц)

Тема: 17 марта - Герасима - грачевника – прилёт птиц.

Разработчик: старший воспитатель Чарыкова Оксана Владимировна

Городской округ г. Бор

Нижегородской области

2013 г.

2. Пояснительная записка.

Герасим - грачевник

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста.

(Интеграция образовательных областей (ОО):

ОО Познание - формирование целостной картины мира, конструирование и речевое развитие,

фольклор – ОО музыка,

ОО физическая культура,

ОО коммуникация,

ОО социализация,

ОО чтение художественной литературы).

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с новыми православными именами, обогащение словаря старших дошкольников по темам: «Весна», «Зима», «Перелётные птицы».

Задачи:

Образовательные

Расширять знания и представления детей о русских народных закличках на Весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, разных формах народного творчества. Обогащать и активизировать словарь (веснянки, грачевник, заклички). Познакомить детей с детским лакомством и забавой для русских православных ребятишек прошлого столетия – «Жаворонками» и праздником Герасима - грачевника.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности, мелкую моторику руки.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание доводить начатое дело до конца.

Историческая справка:

17 марта – в день Герасима - грачевника на Руси, по традиции, пекли хлеб по форме напоминающий грачей. Это делалось для того, чтобы встретить прилет долгожданных птиц, приносящих весну. Народ приметил, что к этому дню обычно прилетали грачи. Кроме того, наши предки были уверены, что на Грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и что только в этот день их можно уничтожить.

«Герасим Грачевник грачей пригнал», - приговаривали поселяне и примечали: Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная. Весной грач прилетел - через месяц снег сойдет. «Грач зиму расклевал, - говорили старики и добавляли, - увидал грача - весну встречай». В народе говорили: "Грач на горе - так и весна на дворе", "Увидел грача - весну встречай". По поведению грачей в этот день судили о характере весны: "Коли грачи прямо на старые гнезда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом". Если же грачи прилетали раньше 17 марта, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей".

По церковному календарю это день памяти сразу двух Герасимов. Первый из них - преподобный Герасим "иже на Иордане" родился в 5 в. в Ликии (Малая Азия). После пострижения в монахи он долгое время жил в одиночестве в пустыне в Египте, а после перебрался на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь с очень строгим уставом. Иноки должны были жить в одиноко стоящих хижинах, питаться кореньями, хлебом и водой, носить ветхую одежду, спать на рогоже, а все время бодрствования проводить в трудах и молитвах. Только по субботам и воскресеньям монахи собирались вместе на Божественную литургию и причастие. Сам преподобный Герасим вел еще более строгую жизнь. Во время Великого Поста он удалялся в пустыню, где молился и до самой Пасхи не вкушал пищи. Все время рядом с ним был прирученный лев, который и после смерти преподобного его не покинул: он умер, положив морду на его могилу, и был похоронен рядом с Герасимом.

В этот день церковь отмечает также память преподобного Герасима, первого Вологодского чудотворца, который жил в 12 в. После принятия пострига 4 марта в Киевской Гнилецкой Успенской обители Герасим отправился на север, чтобы там, в суровых природных условиях и вдали от суетной жизни продолжить послушническое служение Богу. 19 августа 1147 года он подошел к реке Вологде, где увидел строящийся град и благословил его, этот год в последствии стали считать годом основания города Вологды. Недалеко от этого места в дремучем лесу за Кайсаровым ручьем преподобный и решил поселиться. Здесь им был построен сначала храм во Имя Пресвятой Троицы, а потом и первый на севере монастырь. Умер Герасим 17 марта 1178 года.

• возраст детей – старший дошкольный возраст (5 -7 лет)

• количество объединенных групп (2 группы: старшая – подготовительная)

актуальность: Сегодня всё забытое приходит к нам вновь, открывая те родные, драгоценные грани давно – минувших и забытых дней, на мой взгляд – актуальность старинных православных народных праздников остаётся и по сей день и ничем не замещается. То, что приходит новое в наш сегодняшний день имеет древние корни.

Забыты и утрачены народные традиции, не употребляются в разговорной речи старославянские слова и наречия, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически забыты и не проводятся народные праздники и народные гуляния, отсутствуют предметы народного быта.

Задачей педагога является:

воспитать у ребенка чувство понимания к древности и величию русского народа, его традициям, обычаям, обрядам. С самого раннего детства дать понять, что они часть великого русского народа. Воспитывать особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности: доброта, красота, трудолюбие. Особое место в русском фольклоре занимает отношение к труду и мастерству человеческих рук, что является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений, насекомых, причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

• связь содержания мероприятия с реализуемой в ДОУ программой духовно-нравственного воспитания – в нашем ДОУ мы работаем по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой – в программе ясно выделены такие задачи нравственного воспитания, как:

• -воспитание уважительного отношения к окружающим людям,

• -//-заботливого отношения к малышам, пожилым людям,

• -//-качеств: сочувствия, отзывчивости, справедливости, скромности.

• -развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

• -продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки.

• связь содержания мероприятия с традиционными ценностями православной культуры – после долгого Великого поста, что и после долгой холодной зимы – в нашу жизнь врывается небольшой, но светлый праздничный день, когда все пекут жаворонков, зовут весну. Здесь явно проглядывается связь с Герасимом, он будто учит нас терпению (своими поступками – отречение от всего мира) и говорит, что после зимы обязательно придёт тёплая весна.

• особенности реализации мероприятия: форма проведения - праздник,

• виды деятельности:

Двигательная Подвижные игры с правилами

Игровая Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание

загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Моделирование

Музыкально-художественная Слушание Исполнение

Импровизация

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

• нацеленность на результат: на каких ценностях акцентирует внимание воспитанников данное мероприятие – «крошка добра – ценнее золотого зла», дети помогают весне, так как она не в силах сама себе помочь.

• описание требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должен показать воспитанник в процессе мероприятия – знание загадок, песен, игр.

• Расширять представления о народных православных праздниках. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к этим торжествам;

• перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у воспитанников в результате занятий данным видом деятельности - уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Описание проведения мероприятия.

• структурность сценария:

1. приветствие (Веснянки зовут весну, а она не идёт,

2. завязка сюжета (Весна заколдована,

3. развитие сюжетных линий (нужны помощники, кто спасёт Весну),

4. кульминация (прилёт грачей и жаворонков,

5. развязка – рефлексия (Весна проснулась, Зима уходит).

• роль ведущего: умение организовать детей и активизировать их внимание, заинтересовать – роль ведущего – Веснянка, которая участвует в празднике и корректирует текст если это нужно,

• используемый музыкально-литературный материал - художественный, доступный этому возрасту, объем - минимален,

• игровые ситуации пронизывают весь праздник, сюрпризность праздничного действия – всё делается без волшебства, а просто человеческими детскими руками.

• эмоциональная атмосфера (длительность – по возрасту, динамичность во всём)

• эстетика внешнего вида детей и взрослых выдержана благодаря костюмам.

Материал:

Аудиозапись с мелодиями для закличек и хороводных игр, русский народный костюм для ведущей – Веснянки, пять детских русских сарафанов на девочек, костюмы для персонажей: Весны, Зимы, Снегиря. Веточки с наклеенными на них зелёными листочками и жаворонками из бумаги. Жаворонки печёные – угощенье для ребят.

Предварительная работа:

1. Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.

2. Чтение русских народных сказок: «Снегурочка», «Как Весна Зиму поборола», «Весенний ручей» и другие.

3. Знакомство с малыми формами фольклора, заучивание наизусть некоторых из них.

4. Оформление веточек берёзы – наклеивание зелёных листьев и жаворонушков.

5. Оформление мини – сцены: веранды, на которой будет происходить действо.

6. Открытие художественной выставки рисунков, поделок и детских стихов: «Мы встречаем Весну!»

Методы и приемы:

Мотивация, беседа – проблемная ситуация: «А если Весна не прийдёт?.», художественное слово, знакомство с закличками – веснянками, хороводная игра «Летели две птички», загадки о зимних погодных явлениях, русская народная песня «Вот уж зимушка проходит», совместная работа по изготовлению атрибутики к празднику, обобщение.

Действующие лица:

• Веснянки – 5 девочек, 1 взрослая,

• Весна,

• Зима,

• Снегирь,

• Мальчишки – «зазывальщики» – 3.

Оформление праздника:

• На веранде – с помощью канцелярских кнопок крепится солнышко, нарисованное на ватмане совместно с детьми. От него – во все стороны прикрепляют разноцветные ленточки. По всей веранде развешаны ленточки, банты.

• Для мальчиков – «зазывальщиков» совместно с детьми на веточки приклеивают жаворонки и зелёные листочки. Делают из зелёной бумаги – конфетти.

Реклама – приглашение для родителей:

Бабушки, дедушки, мамы и папы!

С праздником Вас поздравляют ребята!

Сегодня к ним прийдёт Грачевник –

Мы приглашаем Вас к себе:

Там будет пение, веселье

И жаворонки по весне!

Ждём Вас сегодня к нам в детский сад –

Герасим Грачевник Вам будет рад!

В 10.00 – на веранде старшей (подготовительной) группы.

Ход праздника:

Дети выходят на улицу. Фоном звучат веснянки (фонограмма).

Появляются Веснянки (1-взрослая, 5 девочек). С шумом и весельем подбегают к детям, разбрасывают зелёное конфетти (как символ жизни):

- Весна красна, на чём пришла?

на чём пришла, пришла – приехала?

на кобыле вороной, с сохою, с бороной!

- Весна, весна, на чём пришла? – на сохе, на бороне, на кобыле вороне.

- Весна красна! На чём пришла? – на жёрдочке, на тоненькой, на досточке, на славненькой. С хлебами обильными, со льном высоким!

Веснянка - взр.:

- Добрый день сегодня, ребятишки!

Воспитатели, девчонки и мальчишки!

- К вам прислал нас друг весны и брат

Герасим – грачевник послал к вам грачат (машут веточками с птичками).

- Сегодня, приказал нам брат: «Веселите – ка ребят!

Пойте весело, пляшите, только сильно не шалите!»

- Итак, наказ его исполним и праздником сердца наполним.

- А праздник сегодня не простой – зима уходит на покой. И уступает трон Весне…

- А где-ж она? Весна –то где? Ребята, к вам Весна не приходила? Где же она?

- Может девица Весна заблудилась?

В чаще лесной от дорожки отбилась?

- Давайте возьмёмся за руки, скорей и дорожку – тропинку протопчем мы ей! (строятся в шеренгу, за руки и идут по периметру площадки).

По дорожке поют веснянки:

- Солнышко, солнышко, покажись, покажись.

Из-за гор – горы - поднимись, поднимись!

Дети поют заклички:

- Весна, весна, красная! Весна, весна, красная!

Приди, весна, со радостью! (2р.)

С огромною со благостью! (2р.)

Со хлебушком, пшеничкою, со хлебушком душисты-и-м!

Приди, весна, со тёплым днём! (2р.)

Со тёплым днём, с высоким льном! (2р.)

Возвращаются на веранду. Веснянки:

- Посмотрите – кА, детишки! Девчонки и мальчишки!

-Сидит на скамейке и дышит тихонько…

Озябла Весна – погреемся полькой! (весёлая парная полька).

- Весна заснула крепким сном и мы не в силах ей помочь.

Но что же делать, как нам быть? Давайте все весну будить!

(кричат: «Весна!» одновременно хлопая в ладоши и топая ногами).

Появляется Зима:

- Я – зима, а значит, мне царствовать по всей земле!

А весна уснула навсегда, не помогут ей друзья - никогда! Ха-ха.

Веснянки:

- Что же делать, как нам быть? Как весну нам разбудить?

- Если весна не проснётся сегодня, мир весь затянется коркою льда…

Злая зима будет править свободно, мы же от холода сгинем тогда!

- Ой, помогите – ж, весне помогите… в чаще лесной снегирька отыщите…

(Все идут в центр участка и встречают Снегиря).

Веснянка:

- Вот и он – Снегирёк прилетел!

Снегирь:

- Я к ребятам от солнца летел! С вестью к вам я послан светилом рассказать, что делается в мире!

Веснянка:

- Что с весной, поведай нам, дружок? Разбуди, наш добрый снегирёк!

- Иль раскрой нам тайну, милый друг…кто разбудит нам весну?. а вдруг…

-Не разбудит нам весну никто… сгинем все под ледяным пальто…

Снегирь:

- Нет, друзья, к разгадке есть ключи – нам помогут жаворонки и грачи!

Веснянки:

- Где ж они, наш милый снегирёк?

Снегирь:

-На востоке, путь туда далёк! Если все мы крикнем их сейчас – то уйдёт зимы недобрый час…

(Все кричат: «Жаворонки! Грачи!»). Дети поют закличку:

- Жаворонушки! Прилетите к нам, да, принесите нам,

Нам весну красну, да, красно летеце.

Нам зима –то надоела,

Много хлебушка поела, а воды – то попила, да, три колодезя.

Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,

На базарик пертаскали, за копейки продавали,

Детям хлеба покупали.

Жаворонушки!

Неожиданно появляется группа «сельских» мальчишек с веточками и шестами с птичками:

- Солнышко, солнышко выгляни в околнышко,

Это мы идём, жаворонушек несём!

(танцуют танец около Весны и она просыпается).

Весна:

-Ах, как долго я спала… долго правила Зима!

Но конец зимы настал, и моё пробило время,

Конь зимы бежать устал, всё вокруг помолодело!

Жаворонки к нам летят и зима нам не страшна.

Зима:

- Что? Зима вам не страшна? И Зима вам не нужна?

Это вы сказали зря… - заморожу вас, друзья! Ха-ха-ха!

(принимается бегать за детьми и «морозить» их – подвижная игра: «Заморожу»).

Весна:

- Заморозишь – расколдую! Лучше мирно потолкуем!

Зима:

-Хорошо, на мир согласна, если согласитесь вы

Помериться со мною силой, испытания пройти мои!

(ответы детей)

Зима:

1 задание – испытание:

-Бел, а не заяц, летит, а не чайка. Что это такое? Ну-ка, отвечай-ка!

(снег летит)

2 задание – испытание:

-Удалец – молодец без крыльев летает, снег поднимает, деревья качает.

Спросишь его – прожужжит, прозвенит и дальше летит.

(ветер)

3 задание – испытание:

-Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(метель)

Зима:

-Победили вы, ребята! И зима уходит прочь…

Стала доброю Зима, и готова всем помочь!

Спойте -ж песню мне – венец –

Ведь пришёл Зиме конец!

(Дети поют песню приплясывая и хлопая в ладоши на припеве. Здесь используется мелодия широко известной песни «Заиграй, моя волынка»):

- Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит,

Люли, люли, проходит (2р.)

-Прощай саночки, конёчки, наши зимние дружочки.

Люли, люли, дружочки! (2р.)

-Снег и холод прочь уходят, весну красную приводят.

Люли, люли, приводят! (2р.)

(Зима машет рукой и уходит).

Весна:

- Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки!

С жаворонками вас поздравляем и весенних улыбок желаем!

Мальчишки:

-Ехала торба с высокого горба,

В этой торбе хлеб, соль, да пшеница с кем ты хочешь – с тем поделися!

(Дети встают парами)

Игра: «Летели две птички»

- Летели две птички – ростом невелички.

Как они летели – все люди глядели!

Как они садились – все люди дивились!

Как они вставали – крепко обнимали.

1,2,3 – в круг скорей лети!

(Окончив песню, дети становятся в круг, и всё начинается сначала – 4-6р.)

Веснянки:

- Праздник Грачевник к концу не подходит…

Он продолжается, он не уходит.

В группу сейчас мы пойдём – на обед –

Там жаворонками каждый будет согрет!

- Ждёт самовар, чтоб попотчевать чаем,

Ждёт угощенье, печенье, варенье,

Впрочем всё то, что для вас – наслажденье!

- Взялись за ручки и с песней, вперёд!

В садик же нас пусть Весна поведёт!

(идут в группу за Весной, там угощаются печёными «жаворонками» и сладким чаем).

.

Литература:

1. О. Л Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Программа.

Издательство «Детство- Пресс» г. Санкт – Петербург 2008г

2. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «В гости к празднику».

Издательство «Амрита- Русь» г. Москва 2010г

3. Н. Бордюг. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах. Нижний Новгород- 1993г.

4. И. М. Снегирёв. Встреча весны. Издательство: Университетская типография,1838г.

5. Мельц М., Русский фольклор. Библиографический указатель. 1945—1959, Л. 1961.

6. Круглый год. Русский земледельческий календарь /Сост., вступ. Ст. А. Ф. Некрыловой. – М.: Правда, 1991. – 496 с., ил.

7. Русские народные песни: Мелодии и тексты. – М.: Издательство «Музыка», 1985. – 128 с.

8. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник/ Сост. и подгот. текста К. Чистова, Б. Чистовой. – Л.: Художественная литература, 1984. – 528 с., ил.

9. В. И. Даль Пословицы, поговорки русского народа

Издательство «Эксмо» г. Москва 2003г.

10. Программа воспитания о обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой и др. - М. -2006г.

Публикации по теме:

НОД «Герасим-грачевник» (средняя группа)НОД «Герасим-грачевник» (средняя группа) «Герасим-грачевник» Любая деятельность с детьми по экологическому воспитанию (посевные и уборочные работы, появление и опадание листвы,.

«Встреча весны — Благовещение». Праздник для детей старшего дошкольного возраста«Встреча весны — Благовещение». Праздник для детей старшего дошкольного возраста Дети врассыпную вбегают в зал, свободно располагаются по залу. 1 ребенок. Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись! Сыпать.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Сценарий праздника «Герасим-грачевник»
Опубликовано: 31 июля 2013 в 15:14
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Современная поздравительная открытка для мамы» Мастер-класс.
Дорогие друзья, посетившие мою страничку, вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это...
«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси — лебеди» Обучение грамоте (речевое...
Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте ( речевое развитие) с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы....
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...