Сценарий праздника «Герасим-грачевник»

Оксана Чарыкова
Сценарий праздника «Герасим-грачевник»

Краткая аннотация программы После долгой холодной зимы, так хочется тепла. А весна всё не идёт. Но мы знаем, что птицы обязательно принесут весеннее солнышко на своих крыльях. Герасим – грачевник поможет весне прийти в детский сад. Герасим – грачевник – образ неодушевлённый, мы знакомим детей вскользь - ненавязчиво с именем преподобного Герасима, как бы давая возможность детям развиваться в дальнейшем самостоятельно, привлекая семьи к разгадке связанной с именем Герасима.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Боровичок»

Сценарий мероприятия (праздника, досуга, развлечения) в дошкольном учреждении.

(встреча птиц)

Тема: 17 марта - Герасима - грачевника – прилёт птиц.

Разработчик: старший воспитатель Чарыкова Оксана Владимировна

Городской округ г. Бор

Нижегородской области

2013 г.

2. Пояснительная записка.

Герасим - грачевник

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста.

(Интеграция образовательных областей (ОО):

ОО Познание - формирование целостной картины мира, конструирование и речевое развитие,

фольклор – ОО музыка,

ОО физическая культура,

ОО коммуникация,

ОО социализация,

ОО чтение художественной литературы).

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с новыми православными именами, обогащение словаря старших дошкольников по темам: «Весна», «Зима», «Перелётные птицы».

Задачи:

Образовательные

Расширять знания и представления детей о русских народных закличках на Весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, разных формах народного творчества. Обогащать и активизировать словарь (веснянки, грачевник, заклички). Познакомить детей с детским лакомством и забавой для русских православных ребятишек прошлого столетия – «Жаворонками» и праздником Герасима - грачевника.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности, мелкую моторику руки.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание доводить начатое дело до конца.

Историческая справка:

17 марта – в день Герасима - грачевника на Руси, по традиции, пекли хлеб по форме напоминающий грачей. Это делалось для того, чтобы встретить прилет долгожданных птиц, приносящих весну. Народ приметил, что к этому дню обычно прилетали грачи. Кроме того, наши предки были уверены, что на Грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и что только в этот день их можно уничтожить.

«Герасим Грачевник грачей пригнал», - приговаривали поселяне и примечали: Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная. Весной грач прилетел - через месяц снег сойдет. «Грач зиму расклевал, - говорили старики и добавляли, - увидал грача - весну встречай». В народе говорили: "Грач на горе - так и весна на дворе", "Увидел грача - весну встречай". По поведению грачей в этот день судили о характере весны: "Коли грачи прямо на старые гнезда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом". Если же грачи прилетали раньше 17 марта, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей".

По церковному календарю это день памяти сразу двух Герасимов. Первый из них - преподобный Герасим "иже на Иордане" родился в 5 в. в Ликии (Малая Азия). После пострижения в монахи он долгое время жил в одиночестве в пустыне в Египте, а после перебрался на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь с очень строгим уставом. Иноки должны были жить в одиноко стоящих хижинах, питаться кореньями, хлебом и водой, носить ветхую одежду, спать на рогоже, а все время бодрствования проводить в трудах и молитвах. Только по субботам и воскресеньям монахи собирались вместе на Божественную литургию и причастие. Сам преподобный Герасим вел еще более строгую жизнь. Во время Великого Поста он удалялся в пустыню, где молился и до самой Пасхи не вкушал пищи. Все время рядом с ним был прирученный лев, который и после смерти преподобного его не покинул: он умер, положив морду на его могилу, и был похоронен рядом с Герасимом.

В этот день церковь отмечает также память преподобного Герасима, первого Вологодского чудотворца, который жил в 12 в. После принятия пострига 4 марта в Киевской Гнилецкой Успенской обители Герасим отправился на север, чтобы там, в суровых природных условиях и вдали от суетной жизни продолжить послушническое служение Богу. 19 августа 1147 года он подошел к реке Вологде, где увидел строящийся град и благословил его, этот год в последствии стали считать годом основания города Вологды. Недалеко от этого места в дремучем лесу за Кайсаровым ручьем преподобный и решил поселиться. Здесь им был построен сначала храм во Имя Пресвятой Троицы, а потом и первый на севере монастырь. Умер Герасим 17 марта 1178 года.

• возраст детей – старший дошкольный возраст (5 -7 лет)

• количество объединенных групп (2 группы: старшая – подготовительная)

актуальность: Сегодня всё забытое приходит к нам вновь, открывая те родные, драгоценные грани давно – минувших и забытых дней, на мой взгляд – актуальность старинных православных народных праздников остаётся и по сей день и ничем не замещается. То, что приходит новое в наш сегодняшний день имеет древние корни.

Забыты и утрачены народные традиции, не употребляются в разговорной речи старославянские слова и наречия, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически забыты и не проводятся народные праздники и народные гуляния, отсутствуют предметы народного быта.

Задачей педагога является:

воспитать у ребенка чувство понимания к древности и величию русского народа, его традициям, обычаям, обрядам. С самого раннего детства дать понять, что они часть великого русского народа. Воспитывать особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности: доброта, красота, трудолюбие. Особое место в русском фольклоре занимает отношение к труду и мастерству человеческих рук, что является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений, насекомых, причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

• связь содержания мероприятия с реализуемой в ДОУ программой духовно-нравственного воспитания – в нашем ДОУ мы работаем по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой – в программе ясно выделены такие задачи нравственного воспитания, как:

• -воспитание уважительного отношения к окружающим людям,

• -//-заботливого отношения к малышам, пожилым людям,

• -//-качеств: сочувствия, отзывчивости, справедливости, скромности.

• -развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

• -продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки.

• связь содержания мероприятия с традиционными ценностями православной культуры – после долгого Великого поста, что и после долгой холодной зимы – в нашу жизнь врывается небольшой, но светлый праздничный день, когда все пекут жаворонков, зовут весну. Здесь явно проглядывается связь с Герасимом, он будто учит нас терпению (своими поступками – отречение от всего мира) и говорит, что после зимы обязательно придёт тёплая весна.

• особенности реализации мероприятия: форма проведения - праздник,

• виды деятельности:

Двигательная Подвижные игры с правилами

Игровая Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание

загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Моделирование

Музыкально-художественная Слушание Исполнение

Импровизация

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

• нацеленность на результат: на каких ценностях акцентирует внимание воспитанников данное мероприятие – «крошка добра – ценнее золотого зла», дети помогают весне, так как она не в силах сама себе помочь.

• описание требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должен показать воспитанник в процессе мероприятия – знание загадок, песен, игр.

• Расширять представления о народных православных праздниках. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к этим торжествам;

• перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у воспитанников в результате занятий данным видом деятельности - уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Описание проведения мероприятия.

• структурность сценария:

1. приветствие (Веснянки зовут весну, а она не идёт,

2. завязка сюжета (Весна заколдована,

3. развитие сюжетных линий (нужны помощники, кто спасёт Весну),

4. кульминация (прилёт грачей и жаворонков,

5. развязка – рефлексия (Весна проснулась, Зима уходит).

• роль ведущего: умение организовать детей и активизировать их внимание, заинтересовать – роль ведущего – Веснянка, которая участвует в празднике и корректирует текст если это нужно,

• используемый музыкально-литературный материал - художественный, доступный этому возрасту, объем - минимален,

• игровые ситуации пронизывают весь праздник, сюрпризность праздничного действия – всё делается без волшебства, а просто человеческими детскими руками.

• эмоциональная атмосфера (длительность – по возрасту, динамичность во всём)

• эстетика внешнего вида детей и взрослых выдержана благодаря костюмам.

Материал:

Аудиозапись с мелодиями для закличек и хороводных игр, русский народный костюм для ведущей – Веснянки, пять детских русских сарафанов на девочек, костюмы для персонажей: Весны, Зимы, Снегиря. Веточки с наклеенными на них зелёными листочками и жаворонками из бумаги. Жаворонки печёные – угощенье для ребят.

Предварительная работа:

1. Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.

2. Чтение русских народных сказок: «Снегурочка», «Как Весна Зиму поборола», «Весенний ручей» и другие.

3. Знакомство с малыми формами фольклора, заучивание наизусть некоторых из них.

4. Оформление веточек берёзы – наклеивание зелёных листьев и жаворонушков.

5. Оформление мини – сцены: веранды, на которой будет происходить действо.

6. Открытие художественной выставки рисунков, поделок и детских стихов: «Мы встречаем Весну!»

Методы и приемы:

Мотивация, беседа – проблемная ситуация: «А если Весна не прийдёт?.», художественное слово, знакомство с закличками – веснянками, хороводная игра «Летели две птички», загадки о зимних погодных явлениях, русская народная песня «Вот уж зимушка проходит», совместная работа по изготовлению атрибутики к празднику, обобщение.

Действующие лица:

• Веснянки – 5 девочек, 1 взрослая,

• Весна,

• Зима,

• Снегирь,

• Мальчишки – «зазывальщики» – 3.

Оформление праздника:

• На веранде – с помощью канцелярских кнопок крепится солнышко, нарисованное на ватмане совместно с детьми. От него – во все стороны прикрепляют разноцветные ленточки. По всей веранде развешаны ленточки, банты.

• Для мальчиков – «зазывальщиков» совместно с детьми на веточки приклеивают жаворонки и зелёные листочки. Делают из зелёной бумаги – конфетти.

Реклама – приглашение для родителей:

Бабушки, дедушки, мамы и папы!

С праздником Вас поздравляют ребята!

Сегодня к ним прийдёт Грачевник –

Мы приглашаем Вас к себе:

Там будет пение, веселье

И жаворонки по весне!

Ждём Вас сегодня к нам в детский сад –

Герасим Грачевник Вам будет рад!

В 10.00 – на веранде старшей (подготовительной) группы.

Ход праздника:

Дети выходят на улицу. Фоном звучат веснянки (фонограмма).

Появляются Веснянки (1-взрослая, 5 девочек). С шумом и весельем подбегают к детям, разбрасывают зелёное конфетти (как символ жизни):

- Весна красна, на чём пришла?

на чём пришла, пришла – приехала?

на кобыле вороной, с сохою, с бороной!

- Весна, весна, на чём пришла? – на сохе, на бороне, на кобыле вороне.

- Весна красна! На чём пришла? – на жёрдочке, на тоненькой, на досточке, на славненькой. С хлебами обильными, со льном высоким!

Веснянка - взр.:

- Добрый день сегодня, ребятишки!

Воспитатели, девчонки и мальчишки!

- К вам прислал нас друг весны и брат

Герасим – грачевник послал к вам грачат (машут веточками с птичками).

- Сегодня, приказал нам брат: «Веселите – ка ребят!

Пойте весело, пляшите, только сильно не шалите!»

- Итак, наказ его исполним и праздником сердца наполним.

- А праздник сегодня не простой – зима уходит на покой. И уступает трон Весне…

- А где-ж она? Весна –то где? Ребята, к вам Весна не приходила? Где же она?

- Может девица Весна заблудилась?

В чаще лесной от дорожки отбилась?

- Давайте возьмёмся за руки, скорей и дорожку – тропинку протопчем мы ей! (строятся в шеренгу, за руки и идут по периметру площадки).

По дорожке поют веснянки:

- Солнышко, солнышко, покажись, покажись.

Из-за гор – горы - поднимись, поднимись!

Дети поют заклички:

- Весна, весна, красная! Весна, весна, красная!

Приди, весна, со радостью! (2р.)

С огромною со благостью! (2р.)

Со хлебушком, пшеничкою, со хлебушком душисты-и-м!

Приди, весна, со тёплым днём! (2р.)

Со тёплым днём, с высоким льном! (2р.)

Возвращаются на веранду. Веснянки:

- Посмотрите – кА, детишки! Девчонки и мальчишки!

-Сидит на скамейке и дышит тихонько…

Озябла Весна – погреемся полькой! (весёлая парная полька).

- Весна заснула крепким сном и мы не в силах ей помочь.

Но что же делать, как нам быть? Давайте все весну будить!

(кричат: «Весна!» одновременно хлопая в ладоши и топая ногами).

Появляется Зима:

- Я – зима, а значит, мне царствовать по всей земле!

А весна уснула навсегда, не помогут ей друзья - никогда! Ха-ха.

Веснянки:

- Что же делать, как нам быть? Как весну нам разбудить?

- Если весна не проснётся сегодня, мир весь затянется коркою льда…

Злая зима будет править свободно, мы же от холода сгинем тогда!

- Ой, помогите – ж, весне помогите… в чаще лесной снегирька отыщите…

(Все идут в центр участка и встречают Снегиря).

Веснянка:

- Вот и он – Снегирёк прилетел!

Снегирь:

- Я к ребятам от солнца летел! С вестью к вам я послан светилом рассказать, что делается в мире!

Веснянка:

- Что с весной, поведай нам, дружок? Разбуди, наш добрый снегирёк!

- Иль раскрой нам тайну, милый друг…кто разбудит нам весну?. а вдруг…

-Не разбудит нам весну никто… сгинем все под ледяным пальто…

Снегирь:

- Нет, друзья, к разгадке есть ключи – нам помогут жаворонки и грачи!

Веснянки:

- Где ж они, наш милый снегирёк?

Снегирь:

-На востоке, путь туда далёк! Если все мы крикнем их сейчас – то уйдёт зимы недобрый час…

(Все кричат: «Жаворонки! Грачи!»). Дети поют закличку:

- Жаворонушки! Прилетите к нам, да, принесите нам,

Нам весну красну, да, красно летеце.

Нам зима –то надоела,

Много хлебушка поела, а воды – то попила, да, три колодезя.

Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,

На базарик пертаскали, за копейки продавали,

Детям хлеба покупали.

Жаворонушки!

Неожиданно появляется группа «сельских» мальчишек с веточками и шестами с птичками:

- Солнышко, солнышко выгляни в околнышко,

Это мы идём, жаворонушек несём!

(танцуют танец около Весны и она просыпается).

Весна:

-Ах, как долго я спала… долго правила Зима!

Но конец зимы настал, и моё пробило время,

Конь зимы бежать устал, всё вокруг помолодело!

Жаворонки к нам летят и зима нам не страшна.

Зима:

- Что? Зима вам не страшна? И Зима вам не нужна?

Это вы сказали зря… - заморожу вас, друзья! Ха-ха-ха!

(принимается бегать за детьми и «морозить» их – подвижная игра: «Заморожу»).

Весна:

- Заморозишь – расколдую! Лучше мирно потолкуем!

Зима:

-Хорошо, на мир согласна, если согласитесь вы

Помериться со мною силой, испытания пройти мои!

(ответы детей)

Зима:

1 задание – испытание:

-Бел, а не заяц, летит, а не чайка. Что это такое? Ну-ка, отвечай-ка!

(снег летит)

2 задание – испытание:

-Удалец – молодец без крыльев летает, снег поднимает, деревья качает.

Спросишь его – прожужжит, прозвенит и дальше летит.

(ветер)

3 задание – испытание:

-Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(метель)

Зима:

-Победили вы, ребята! И зима уходит прочь…

Стала доброю Зима, и готова всем помочь!

Спойте -ж песню мне – венец –

Ведь пришёл Зиме конец!

(Дети поют песню приплясывая и хлопая в ладоши на припеве. Здесь используется мелодия широко известной песни «Заиграй, моя волынка»):

- Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит,

Люли, люли, проходит (2р.)

-Прощай саночки, конёчки, наши зимние дружочки.

Люли, люли, дружочки! (2р.)

-Снег и холод прочь уходят, весну красную приводят.

Люли, люли, приводят! (2р.)

(Зима машет рукой и уходит).

Весна:

- Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки!

С жаворонками вас поздравляем и весенних улыбок желаем!

Мальчишки:

-Ехала торба с высокого горба,

В этой торбе хлеб, соль, да пшеница с кем ты хочешь – с тем поделися!

(Дети встают парами)

Игра: «Летели две птички»

- Летели две птички – ростом невелички.

Как они летели – все люди глядели!

Как они садились – все люди дивились!

Как они вставали – крепко обнимали.

1,2,3 – в круг скорей лети!

(Окончив песню, дети становятся в круг, и всё начинается сначала – 4-6р.)

Веснянки:

- Праздник Грачевник к концу не подходит…

Он продолжается, он не уходит.

В группу сейчас мы пойдём – на обед –

Там жаворонками каждый будет согрет!

- Ждёт самовар, чтоб попотчевать чаем,

Ждёт угощенье, печенье, варенье,

Впрочем всё то, что для вас – наслажденье!

- Взялись за ручки и с песней, вперёд!

В садик же нас пусть Весна поведёт!

(идут в группу за Весной, там угощаются печёными «жаворонками» и сладким чаем).

.

Литература:

1. О. Л Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Программа.

Издательство «Детство- Пресс» г. Санкт – Петербург 2008г

2. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «В гости к празднику».

Издательство «Амрита- Русь» г. Москва 2010г

3. Н. Бордюг. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах. Нижний Новгород- 1993г.

4. И. М. Снегирёв. Встреча весны. Издательство: Университетская типография,1838г.

5. Мельц М., Русский фольклор. Библиографический указатель. 1945—1959, Л. 1961.

6. Круглый год. Русский земледельческий календарь /Сост., вступ. Ст. А. Ф. Некрыловой. – М.: Правда, 1991. – 496 с., ил.

7. Русские народные песни: Мелодии и тексты. – М.: Издательство «Музыка», 1985. – 128 с.

8. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник/ Сост. и подгот. текста К. Чистова, Б. Чистовой. – Л.: Художественная литература, 1984. – 528 с., ил.

9. В. И. Даль Пословицы, поговорки русского народа

Издательство «Эксмо» г. Москва 2003г.

10. Программа воспитания о обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой и др. - М. -2006г.

Публикации по теме:

НОД «Герасим-грачевник» (средняя группа)НОД «Герасим-грачевник» (средняя группа) «Герасим-грачевник» Любая деятельность с детьми по экологическому воспитанию (посевные и уборочные работы, появление и опадание листвы,.

«Встреча весны — Благовещение». Праздник для детей старшего дошкольного возраста«Встреча весны — Благовещение». Праздник для детей старшего дошкольного возраста Дети врассыпную вбегают в зал, свободно располагаются по залу. 1 ребенок. Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись! Сыпать.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Сценарий праздника «Герасим-грачевник»
Опубликовано: 31 июля 2013 в 15:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...