Сценарий праздника «Обрядность зимнего и весеннего цикла. Новогодний праздник Сурхури»

Любовь Афанасьева
Сценарий праздника «Обрядность зимнего и весеннего цикла. Новогодний праздник Сурхури»

Сценарий праздника «Обрядность зимнего и весеннего цикла. Новогодний праздник Сурхури»

Сурхури - старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури обычно праздновался целую неделю. Позднее этот национальный праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

В первый день сурхури детвора собиралась группами и обходила деревню подворно. При этом дети распевали песни о наступлении нового года, поздравляли односельчан с праздником, приглашали других ребят присоединиться к их компании:

-«…Сурхури! Сурхури! итрё кётнё сурхури! Сурхури итнё, куртр-и? Хирё тухса илтёр-и? Хапха уса хутр-и? Атьр тухр, ачасем, Урам трх кайпар, Килёрен киле урёпёр, Салат-хмла пухпр».

-«!! Долгожданный Новый год! Новый год настал! ---«…Видали? С радостью его встречаете, Ворота отворяете? Выходите же, ребята, Все по улицам пойдем, Дом за домом обойдем, Хмель и солод соберем».

-«…Кукль-име пухпр, Сурхури еки твпр! Сурхури-тёк сурхури, Чапл пултр сурхури! Кёркури те Варвары, Сурхурине пыратр-и? Пырассине пыратр, Кёмёл нухрат паратр-и?».

Пирожочков наберем, Пир горою провернем! Новый год так Новый год, Славно справим Новый год! Вы, Варвара и Григорий, Вы придете к нам на пир? Приходите, рады вам, Принесите денег нам!

Хозяева домов встречали ребят у распахнутых ворот, приглашали в избу и угощали специально приготовленными пирожками, калабашками (йавача, сладостями, орехами и непременно - жареным горохом. Ребята под музыку пели песни-заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота. При этом детвора осыпала щедрых хозяев, а также молодняк домашнего скота жареным горохом, приговаривая:

-«Вие тсл выльхр-чрлхр Хутал ра пек хунавл пултр,

Шутерн пра пек мнтр пултр, шалана пара пек пид пултр. Пёр в шыв патёнче пултр, Тепр в картара пултр!».

«…Да будут три вида вашего скота Многочисленными, как горошины

в стручке, Тучными, как моченые горошины, Крепкими, как жареные горошины. Один конец стада да будет у водопоя, Другой конец да будет в хлеву!».

Если хозяева были не очень щедрыми, то ребята пели сатирические куплеты, просили угощения, денег, иначе сулили всяческие напасти. Все это регламентировалось ритуалом, и никто не обижался. И ребята, и хозяева все вместе пели специальные песни, плясали под музыку, вскоре детвора уходила в соседний дом.

В зале стоят три деревенские избы? Выходят двое детей?

1реб? Сурхури! Сурхури!

Сурхури итр куртр-и

2реб? Хир тухса илтр-и;

Хапха уса хутр-и;

Песня «Сар ача»? К ним присоединяются другие дети? Выходят с разных сторон?

3 реб? Ачасем! Эсир та каятр;

4 реб? Сурхури итр. Ваа! Кайрмр прле!

5реб? Ачасем!

Урам трх кайпр:

Килрен киле урпр?

Звучит чувашская мелодия? Подходят к первой избе: где сидит хозяйка?

Хозяйка? Сурхури ачисем итр пул. -ха? Хир тухса пхам-ха?

Восп? апла: эпир сурхури ачисем!? Сывлёх сунатпр!

Реб? Тпелелле иртме ирк парр; Позвольте в горенку войти

Реб? Тпелелле иртме те юр юрлама В горенку войти да песенку

Спеть?

Хозяйка? Иртр малалла хакл хнасем! Ачасем: сире малтан сурхури кучченене парам-ха?

(Угощает детей орешками)

Дети?Тавтапу?

Хозяйка? Хал сирн юрра кмлпах итлп?

Поют песню «Юр вать» муз? А? Токарева: слова А? Калгана?

Хозяйка? Тавтапу сире сурхури ачисем!

Хал вй?

Сикр пурте ллрех:

Прт тррине итиех?

Восп? Ачасем:вылятпр-и;

Дети?Вылятпр!

Игра «Лапоть»

Восп? Сурхури кил хуине телей сунать (Осыпают горохом со словами)

Реб? Тырри нумай пултр Пусть будет урожай хороший

Реб? Уки-тенки ан татлтр Пусть деньги водятся в доме

Хоз? апла пултр!

Восп? Атьр: тухр ачасем! Выходите же ребята!

Тепр киле кайпр: Все по улицам пойдем:

Килрен киле урпр? Дом за домом обойдем?

(Уходят и подходят к следующей избе? Звучит чувашская народная песня «Т\нки _ т\нки»)

Реб? Кукёль-им пухпр!

Сурхури уяв твпр!

Восп? Эй кинеми!Эй мучи!

итсе кч сурхури!

Эсир пире ктрр-и;

Бабушка? Ктрмр: ачасем?

Дед? Крр: крр сурхури ачисем!

Бабушка? Эп. сире валли тутл йвачасем хатрлерм: илр ачасем?

(Угощает детей колобками)

Дети? Тавтапу!

Бабушка? Ачасем:

эп пит тупмалли Я очень люблю загадки

юмахсем калама юрататп? загадывать: а вы отгадайте?

Эсир вс ен тупсмсенене

плетри-ха;

- Алср: ураср шывсем урл Без рук: без ног: а мосты через

кперсем хывать (сив) реки строит (мороз)

- Павлпа Савл мртса чупа Павел с Савлом в догонялки

(йлтр) играют (лыжи)

- Хлле хлпех лет: улла Зимой все работает: а летом

хяккн выртать (уна) на боку лежит (санки)

Лапка-лапка юр вать: хура Снег пушистый землю укрывает?

ре шуратать? Ку хан пулать; Когда это бывает; (зимой)

(хлле)

Бабушка? Ай: маттур ачасем? Вй вылятпр-и;

Дети? Вылятпр! (Играют в игру «Ларать Ванюк»)

Восп? Ачасем! Кинемине савнтарар-и;

Хамр ташша пулар-и;

Ура тапса ташлар-и;

Дети? Ташлар!

(Танец с музыкальными инструментами)

Бабушка?Тавтапу ачасем!

Восп? Сурхури кил хуине телей сунать?

Реб? Выльх-чрлх Да будет многочисленным

йышл пултр! ваш скот!

РебШ терн пра пек мнтр пулччр!

Реб Ктвн пр в шыв Один конец скота да будет

патнче:тепри картара пултр! у водопоя другой конец да

будет в хлеву!

(Осыпают хлев жареным горохом)

Восп? Эпир вара юнашар киле каятпр! Кайрмр!

(Уходят? Звучит чувашская народная мелодия «Тнки – тнки»? Подходят к следующей избе: где сидят девушки?

Реб?? Сурхури! Сурхури!

Сурхури итр куртр-и;

Дев? Сурхури ачисем!Крр прте!

Восп? Эпир путарн кучченесене сире парса хваратпр? Мы собранные угощения оставляем вам?

Дев? Тавтапу сире сурхури ачисем!

Восп? Ачасем?Вй карти твар-и;

Пииххи прахмалла выляр-и;

Дети?Вылятпр!

Игра «Бросание пояса»

Восп? Харс прле трар-и:

Атьр юрра пулар-и;

(Песня с движениями «Атьр ташша пулар-и;)

Дев? ?Ачасем:эпир сире сурхури кучене паратпр?

(Угощают детей конфетами)

Дети? Тавтапу!

Восп? Сурхури кил хуине телей сунать? (Осыпают жареным горохом)

Реб? Ви тсл выльх-чрлх Да будут три вида вашего

пра пек хунавл пултр! скота многочисленными

как горшины!

Реб? Уки-тенки ан татлтр! Пусть деньги водятся в доме! Реб? Кил хуин сывлх ирп

пултр!

Дев? апла пултр!

Восп Мн ларатр-ха килте; Что:ребята:вы сидите;

Тухар мар-и урама; Аль гулять вы не хотите;

Васкаса путарнар: Собирайтесь поскорей:

Выляма тухса чупар! Поиграем веселей?

(Выходят на улицу: кататься на санках? Девочки берут украшенную дугу: мальчики деревянные лошадки)

«Сурхури»

Форма проведения: развлечение?

Интегрируемые образовательные области: «Познание»: «Коммуникация»: «Социализация»: «Чтение художественной литературы»: «Музыка»?

Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя с детьми?

Виды деятельности: игровая: коммуникативная: познавательная: музыкально – художественная?

Программные задачи:

Образовательные? Расширять представления о традициях и обычаях чувашского народа? Закреплять представление о празднике «Сурхури»?

Развивающие? Развивать интерес к чувашским народным играм: песням: танцам? Активизировать речевую деятельность? Развивать память: мышление?

Воспитательные? Создавать положительную эмоциональную атмосферу на развлечении? Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками: взрослыми? Учить детей взаимодействовать друг с другом? Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям и обычаям чувашского народа?

Для детей среднего дошкольного возраста дать перевод текста с чувашского на русский язык?

Предварительная работа: рассказывание о праздновании рождества у чувашей: обычаях и обрядах: связанных с ним (колядование: рождественские гадания на урожайность года: новогодние катания на лошадях и т. д): разучивание благопожеланий: песен «Сар ача»: «Снег идет»: «Атр ташша пулар-и?»: танца с музыкальными инструментами: загадывание загадок о зиме: проведение подвижных игр «пата вйи» («Лапоть»): «Ларать Ванюк»: «Пииххи прахмалла» («Бросание пояса»?

Действующие лица? Воспитатель - одет в рубаху: штаны: шапку: через плечо висит холщевая сумка? Бабушка (роль исполняет взрослый) - в чувашском женском наряде? Хозяин с хозяйкой (роль исполняют взрослые) - одеты в чувашский наряд? 2 девушки (роли исполняют девочки) - одеты в праздничный чувашский наряд?

Прикреплённые файлы:

prezentacija-surhuri_nt0sg.ppt | 5745,5 Кб | Скачан: 84
 
Публикации по теме:

C Рождеством Христовым!C Рождеством Христовым! Уважаемые коллеги, поздравляю всех с праздником! Сегодня на улице зимняя сказка. Каждая веточка деревьев покрыта снегом. А душа замирает.

Праздник фонариков в один из самых коротких дней в году.Праздник фонариков в один из самых коротких дней в году. Праздник фонариков в детском саду!А сегодня необычный день… 21 декабря. Завтра (22 декабря) будет самый короткий день в этом году.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Дикие животные
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Сценарий праздника «Обрядность зимнего и весеннего цикла. Новогодний праздник Сурхури»
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 11:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...