Получи документы

Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста «Ай да березка!»

Ирина Маслова
Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста «Ай да березка!»

«Ай, да Березка

(Развлечение на участке для детей старшего дошкольного возраста)

Проводится накануне празднования Дня России.

Цель: Дать детям понятие о том, что береза - символ России.

Задачи:

- развивать у детей умение видеть и находить красоту русской природы;

- продолжать развивать музыкальный, поэтический слух;

Публикация «Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста „Ай да березка!“» размещена в разделах

- познакомить детей со значением, назначением и пользой березы для жизни людей.

- познакомить с произведениями русских поэтов, композиторов, писавших о березе.

- продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтических и музыкальных произведений;

- Закрепить навыки и умения детей в «рисование ладошками»;

- активизировать коммуникативные умения детей;

- продолжать воспитывать у детей любовь к своей родине, чувство патриотизма;

- воспитывать у детей чувство «прекрасного»;

Предварительная работа: совместный проект «Детский сад – семья «До чего ж ты хороша, Русская Береза : родители вместе с детьми изготовляют различные березовые деревья из разного материала; дети разучивают стихотворения о березе (П. Кудрявцев «Белая береза – русская земля»; В. Туркин «Береза»; Г. Тумарев «Березы», В. Рождественский «Береза»; песни о березе (Архипова «Березка», «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова, «Ай, да Березка» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой, разучивание с детьми русской народной игры «Горелки».

Материалы и оборудование: разноцветные шелковые ленты, макеты березовых деревьев, изготовленных родителями, совместно с детьми, из разных материалов, тексты стихотворений и загадок, написанных на карточках – «березовых листочках», баян, магнитофон и аудиозаписи русской народной мелодии «Камаринский» и русской народной песни «Во поле береза стояла», костюмы скомороха и березы, бруски для физкультминутки, для беседы о пользе березы : деготь, дегтярное мыло, шампунь, крем или маска, изготовленные с использованием продуктов березы, упаковка аскорбиновой кислоты, активированного угля, коробочка с листьями или почками березы из аптеки, березовое полешко и лучинка, посуда из березы, лапти, кусочек бересты, пачка березового сока, мольберты (3-4 штуки, листы ватмана с изображением березовых стволов (3-4 штуки, гуашь (по количеству детей, тарелочки для разведения гуаши (по количеству детей, тазы с водой и полотенца, для мытья рук после рисования, мешок, украшенный в русском народном стиле, пачки березового сока и пряники по количеству детей.

Ход развлечения.

Воспитатель (в группе) : Дети, а кто знает, какой праздник скоро будет отмечать наша страна?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. День России! А, вы, знаете, как в старину называли Россию?

Ответы детей.

Воспитатель: Русь. Русь-матушка. А какие символы России вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, и герб, и флаг, и гимн России являются ее символами. Но у России, а точнее у Руси есть еще один важный символ, а какой, вы узнаете из моей загадки.

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Словно девочки-подростки

Белоствольные…

(Березки)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, это береза. На Руси береза всегда была любимым деревом. Люди верили, что она могла исполнять желания, охранять от несчастий. Поэтому из березы детям делали колыбельки. Ребята, а у вас есть заветные желания?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда я предлагаю отправиться в путешествие в старую Русь к березке, украсить ее лентами и загадать желания, а еще подарить ей наши подарки, березки, которые вы сделали со своими родителями. Вы, согласны? (Ответы детей). Тогда берем ленточки и подарки и в путь!

Дети выходят из здания, у дверей их встречает Скоморох (взрослый).

Скоморох: Здравствуйте, ребятишки,

Девчушки и мальчишки,

И маленькие, и большие,

И гости дорогие!

Я – скоморох Тимоха,

Веселить всех дока.

Ребенок: Тимоха, мы отправляемся в путешествие к березке, поехали с нами.

(Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Комаринский».

Скоморох: Рано утром, вечерком,

Поздно, на рассвете,

Дети ехали верхом

В ситцевой карете

(Идут, высоко поднимая колени, с переступанием через бруски).

А как пустимся бежать –

Никому нас не догнать.

Мы ведь все удаленькие

И совсем не маленькие.

(Бегут «змейкой», огибая бруски. Ходьба и бег чередуются 3 раза).

Скоморох: А у речки, на холме,

Древо видно вдалеке

Подойдем поближе

Что же мы увидим?

Ответы детей.

Скоморох: Мы всех приглашаем

В гости к Березке

Смотрите! Стоит на участке,

Расправив листочки

Березку порадуем, песни споем

Затем поиграем и в пляс все пойдем.

Дети исполняют песню «Березка» (Архиповой)

Скоморох: Ребятишки! Девчонки и мальчишки!

Что-то Березка наша крепко спит

Не хочет проснуться и с нами побыть.

Не хочет исполнить наши желания,

Наверное, нужно нам заклинание?

И ленты волшебные в косы вплести,

Чтоб вышла Березка с нами день провести.

Воспитатель: На поляне, на лугу

Гнулася березонька,

Завивали девушки,

Лентой украшали.

Дети повязывают березу лентами и загадывают желания.

Воспитатель: Белая березонька,

Ходи с нами гулять

Пойдем песни играть

Птиц зазывать!

Воспитатель: Ребята, давайте споем нашей Березке песню : «Во поле береза стояла»

Все поют песню. (По желанию водят хоровод вокруг дерева).

Скоморох: Что-то Березка не хочет проснуться,

Ветки расправить и нам улыбнуться.

Чтобы Березку нашу будить,

Буду в игре я веселой водить.

И на Руси ее любят парни и девки,

А название ее простое – «Горелки».

Проводится русская народная игра «Горелки».

Ход игры: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – «горелка». Играющие на распев говорят слова: Гори, гори ясно, Погляди на небо,

Чтобы не погасло. Звезды горят,

Стой подоле, Журавли кричат:

Гляди на поле, - Гу, гу, убегу.

Едут там трубачи Раз, два, не воронь,

Да едят калачи. А беги, как огонь!

Из-за дерева выходит Березка.

Березка : Кто же громко здесь поет?

Кто мне спать не дает?

Это вы, ребята, пели?

Дети: Да, Березка, это мы пели, тебя будили.

Воспитатель: Здравствуй, Березонька! Мы в гости к тебе пришли. Ребята, посмотрите, какой у березки белый ствол. Это единственное в мире дерево с таким стволом, за этот цвет, все называют березу - красавицей! А еще березу называют деревом жизни, как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Березка : Ой, ребята, сколько вы обо мне знаете, а теперь послушайте мой рассказ о том, как я людям помогаю, добро им творю. (Рассказ о пользе березы с показом предметов).

Рассказ Березки : - Про меня есть такая загадка: «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дряхлым пеленанье, а четвертое - жаждущим родник. Сейчас я подробнее расскажу про мои угодья, первое – мои листья, почки, кора, сок – все это очень полезно до сих пор. Из них делают разные лекарства, шампуни, крема, запаривают больным при болезнях. Активированный уголь, аскорбиновую кислоту, деготь – все это создано учеными из меня; второе – березовые дрова и лучины. Раньше топили печи, а от моих дров было теплее всего. Моя лучина горела ярче, чем лучины других деревьев. А мои березовые веники и сейчас самые лучшие для бани; третье - из моей бересты делали посуду, корзинки, писали на ней, плели обувь. Люди тогда были очень бедные и не могли себе многого купить; четвертое – сладкий березовый сок, который отлично утоляет жажду.

Воспитатель: Много ты, Березка, нам интересного рассказала, но и ребята тебе хотят подарок подарить, стихи о тебе – красавице почитать.

Дети читают стихотворения. (5 детей)

1-й ребенок: П. Кудрявцев «Белая береза-русская земля»

Белая береза, милая сестра.

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая береза – птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам.

Белая береза, дует ветерок,

Он к тебе заглянет в синий вечерок.

Белая береза, он к тебе с высот

Из-за синя-моря песню принесет.

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты – в судьбе России и в своей судьбе.

Белая береза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

2-й и 3-й ребенок: В. Туркин «Береза»

Может, есть деревья покрасивей.

Но она по-русски мне мила.

Сколько было всякого в России,

А береза все-таки бела.

Лошадь в нее брызгала грязищей,

Ветер на нее пылищу нес,

Обтирал лаптишки старый нищий

О тугие корни у берез.

А она – дождями обмывалась,

Сбрасывала с тела мутный след,

А она все белой оставалась,

Молодая – в тысячу-то лет.

Как ее ломали, мяли, гнули,

Разносили на домашний быт…

Чистою всегда была. Чистюлей

Не была и не хотела быть.

Из нее ль не делали рабыню,

Не секли в крутые времена?.

Черные-то меточки поныне

На себе хранит еще она.

Не ахти с какой судьбой счастливой,-

В пламени горевшая дотла,

Может, и похожая на иву,

Никогда плакучей не была.

Как в солдат, в нее стреляли тоже,

Рвал ее осколками снаряд…

Если говорят: мороз по коже!-

Это про березу говорят.

Хоть зимою всякие деревья

Вроде бы похожи на нее,-

У меня к ней главное доверье

За натуру чистую ее.

4-й ребенок: Г. Тумарев «Березы»

Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год,

Хоть вечность колеси.

Случалось всяко: и свои пилили,

И чужеземцы брали в топоры.

Лились в воронки соковые ливни,/

И груды изувеченной коры

Костьми на жарких выгорях белели…

О, сколько же березовых дружин

С начальных дней великого боренья

В земле незавоеванной лежит…

А жизнь жива. И возле пней священных

Младое племя буйно зацвело!

От их неразделимого свеченья

На всей земле становится светло.

Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут зеленый свой навес…

И Русь моя – березовая роща,

Которую не вырубить вовек!

5-й ребенок: В. Рождественский «Береза»

Чуть солнце пригрело

Откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Все в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,-

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза – и вновь весела.

Березка : Ребята, как чудесны ваши стихи,

И ленты шелковые ваши пестры,

Вы нарядили меня и теперь

Все ваши желанья исполню скорей.

А чтобы нам весело было народ

Давайте станцуем скорей хоровод.

Скоморох: Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

Все водят хоровод «Ай, да Березка» (муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой)

Березка : Спасибо, ребята, скоморох Тимофей!

Но давайте теперь, играть поскорей.

Скоморох: Я знаю давным-давно на Руси,

Все девушки чудный веночек плели.

Вплетали в него свое счастье и смех

К березке несли, чтоб был в жизни успех.

Давайте ж теперь, чтоб украсить березку,

Цветов соберем и веночек сплетем.

Вплетем мы в него улыбки и смех

Березке подарим на радость для всех.

Проводиться игра «Веночек» (2-3 раза).

Ход игры: Дети выбирают садовника. Садовник становится с одной стороны полянки, все дети «цветы» с другой стороны полянки. «Цвет» и садовник идут на встречу друг другу приговаривая:

Садовник: Я иду сорвать цветочек,

Из цветов сплести веночек.

Дети: Не хотим чтоб нас срывали

И венки из нас сплетали.

Мы ходим в саду остаться

Будут нами любоваться.

Задача «цветов» перебежать на другой край полянки, а задача садовника осалить как можно больше детей «цветов». После того как все дети перебежали на другой край полянки, подводится итог, сколько цветов «сорвал» садовник. Затем выбирается новый садовник, и игра продолжается.

Березка : Как красив венок на кроне моей

И земля подо мной всех в мире добрей

Вырастают на ней травы, цветы,

А также различного рода грибы.

Чтобы их узнать,

Надо загадки скорей отгадать.

Березка и Скоморох загадывают по очереди загадки про грибы (5 штук).

1. Сбивая ногами с травинок росу, 2. Растут на опушке

Я встретил однажды свинушку в лесу. Рыжие подружки.

Без пятачка, зато в модной беретке, А зовут их …

Она прижималась испуганно к ветке. (Волнушки)

И чтобы ее серый волк не украл,

Свинушку домой я с собою забрал

(Гриб-свинушка)

3. А вот кто-то важный 4. Вдоль лесных дорожек

На беленькой ножке. Много белых ножек

Он с красною шляпкой, В шляпках разноцветных,

На шляпке горошки. Издали приметных.

(Мухомор) Собирай, не мешкай

Это … (Сыроежка)

5. Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Березка : Молодцы, ребята, угадали.

Все мои грибы правильно назвали.

А еще, ребята, я люблю рядиться

В разные уборы из шелка и ситца.

Скоморох: Ребятишки, девчонки и мальчишки,

Давайте порадуем нашу Березку,

Придумаем ей сарафан расписной

Чтоб было нарядно ей летом и весной.

На 2-3 подставках на больших листах (ватман) нарисованы стволы берез. Дети делятся на команды и с помощью ладошек дорисовывают листья березкам. ( Музыкальный фон: русская народная песня «Во поле березка стояла).

После рисования дети моют руки в заранее приготовленных емкостях.

Скоморох: Посмотри, Березонька, посмотри Красавица,

Какие сарафаны тебе, ребята подарить собираются.

Ты будешь нарядней, красивее всех,

И станет Россия милее для всех!

Березка рассматривает рисунки, хвалит детей.

Воспитатель: А еще, Березка, чтоб ты не скучала,

И зимой холодной одна не горевала

Наши мамы, бабушки, папы,

А также ребятишки, девчонки и мальчишки

Тебе принесли в подарок на год,

Веселых малышек-березок смешной хоровод.

Дети дарят Березке макеты березок, изготовленных с родителями.

Березка : Вот спасибо, вам ребята,

За подарок дорогой,

Заберу я их домой.

А вечером ваших родителей жду

На выставке, всем березки я покажу.

Скоморох: Чу! Слышу я как в детском саду

Ваш повар на обед зовет детвору!

И стол сервирован в стиле старой Руси

Чтоб вы посмотрели как ели наши прадеды.

Пора вам, ребята, с нами прощаться,

К обеду спешить, чтобы сил набираться.

А после обеда немного поспать,

Чтоб вечером дружно в игры играть.

Березка : Да, ребята, настала пора

Нам с вами прощаться

Но чтобы вы помнили долго меня

Для вас я гостинцы в мешок собрала.

Но только вы честное слово мне дайте,

Что сладости эти съедите тогда,

Когда после крепкого сна,

На полдник десерта настанет пора.

Березка дарит мешок с пряниками и березовым соком.

Воспитатель: Прощай, Березка, русская,

Тебя мы не забудем,

Мы после сна в интересную

Игру играть будем.

На телефон номер твой наберем

Всегда связь с тобой поддержит

«Березка- Телеком».

Воспитатель и дети идут на обед. Березка и Скоморох машут детям рукой, кричат слова прощания.

Публикации по теме:

Проект «Русская березка» Проект "Русская березка". В данном проекте происходит знакомство детей, с символом России - русской березкой. Цель проекта: 1. Формирование.

Русская березка. Литературно-игровой вечер в детском садуРусская березка. Литературно-игровой вечер в детском саду Русская березка Литературно - игровой вечер для подготовительной группы детского сада. Это развлечение можно провести летом на участке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста «Ай да березка!»
Опубликовано: 13 апреля 2013 в 19:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД