Получи документы

Сценарий родительского всеобуча (1 фото)

Татьяна Недря
Сценарий родительского всеобуча

Сценарий родительского всеобуча

Всеобуч для родителей на тему :

«Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:

- Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- Формировать у родителей понятия о возрастной речевой норме;

- Объяснить родителям необходимость выполнения артикуляционной гимнастики, а также упражнений по развитию мелкой моторики рук.

- Дать родителям рекомендации к проведению упражнений по развитию артикуляционной и мелкой моторики.

Публикация «Сценарий родительского всеобуча» размещена в разделах

Оборудование

1. Памятки с рекомендациями для родителей (комплексы артикуляционной гимнастики и игры с четверостишиями для развития мелкой моторики рук).

2. Оборудование для практического показа: прищепки, счетные палочки, грецкие орехи, пробки от пластиковых бутылок, настольные зеркала.

3. ИКТ: проектор и экран для показа слайдов.

Формирование речи детей младшего дошкольного возраста

У детей трехлетнего возраста произносительная сторона недостаточно развита. Это проявляется в нарушении произношения звуков, а также в сложности выговаривания многосложных слов. Например, вместо слова "велосипед", ребенок говорит "сисипет"или "сипет", а вместо слова "температура" - "темпатуя". Некоторые дети этого возраста могут правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме шипящих и звука "Р", или даже все звуки. У других детей, наоборот, имеют место задержки в формировании произносительной стороны речи. У таких деток наблюдается неправильное формирование отдельных звуков (призубное, межзубное произношение свистящих и т. д.). У третьих же речь настолько неразборчива, что про таких детей говорят, будто у него "каша во рту". Есть и другие детки, которые не говорят и вовсе.

Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут громко рассказывать

стихотворения или отвечать на вопрос взрослого на занятии, либо, наоборот, говорить тихо, когда его просят говорить шепотом. Трехлетние малыши говорят еще короткими фразами, состоящими из двух-трех слов, и хотя их речь постепенно усложняется, но порядок слов не всегда правилен, часто бывает несогласованны падежные окончания (у меня нет другов). Ребенок трех лет употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками: усваивает падежные окончания, согласовывает прилагательные с существительными, активно растет его словарный запас. В этом возрасте дети очень любят подражать, это способствует развитию речи.

Влияние тонкой моторики рук на речь

Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности, т. е. развивая и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе (работать с пластилином; катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки; выполнять пальчиковые игры и упражнения; рисовать ручкой и карандашами; вырезать ножницами; играть с конструктором и мозаикой, вкладышами, счетными палочками; штриховать, раскрашивать и обводить трафареты).

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу, можно соль. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

Из пуговиц разного цвета и размера выложите рисунок сами, а затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ель

Вас уколет можжевельник».

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Возьмите две пробки от пластиковых бутылок, положите на стол резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Предложите ребенку собрать спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними и т. д.

А теперь давайте построим «сруб» из спичек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. Логопед показывает схему-образец «Сруба» и предлагает родителям выложить его из спичек.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Родители выполняют упражнения вместе с логопедом.

Для того, чтобы ребенок помимо развития мелкой моторики рук еще и запомнил названия месяцев, возьмите веревочку и завяжите на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Также можно на каждый ударный слог цеплять прищепку к веревке:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Поиграйте с ребенком в игру "Колечко". Суть которой заключается в том, чтобы поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение можно выполнить в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале можно выполнить каждой рукой отдельно, затем вместе.

А также я бы хотела показать упражнение "Кулак - ребро - ладонь". Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет указания, затем по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Если трудно, то можно помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь", произносимыми вслух или про себя.

Развитие артикуляционной моторики

Речь связана с движениями речевого аппарата, поэтому большое значение при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Выработка правильных движений артикуляционных органов необходимы для правильного произношения звуков. В зависимости от нарушения звукопроизношения употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. В основной комплекс входят характерные движения всех органов артикуляции во время речи - губ, челюстей, языка. Для коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Существуют следующие комплексы: комплекс для свистящих звуков, комплекс для шипящих, комплекс для звука Р, комплекс для звука Л.

Логопед показывает родителям как выполнять артикуляционные упражнения.

Литература:

1. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 64с. ;

2. Епифанова О. В. Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: Выпуск 1 - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. - 112с.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями на 2011–2012 уч. год, область «Коммуникация» Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Цель: развивать партнерские отношения с родителями в сфере речевой деятельности.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сценарий родительского всеобуча
Опубликовано: 4 апреля 2012 в 16:25
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД